Мастер-класс Как бюджетно оформить пастельный этюд, созданный на наждачной бумаге

Как бюджетно оформить пастельный этюд, созданный на наждачной бумаге?

Как бюджетно оформить пастельный этюд, созданный на наждачной бумаге?

Оформление в раму пастельного этюда, созданного на наждачной бумаге, задача нетривиальная.
Давайте рассмотрим оформление пастельной работы на примере этюда «Павлин».

Наждачка имеет размер 23 х 28 см и в стандартные рамы с паспарту не входит.

Как вы видите на фото ниже, остается лишнее место сбоку.

Что же делать, спросите вы?
Есть два варианта:
1. Дорогой:
Можно отнести работу в багетную мастерскую и заказать багет с паспарту.

2. Бюджетный:
Можно прибегнуть к некоторым манипуляциям самостоятельно.
Особенно это актуально, когда вы оформляете не одну, а десятки работ.
Как это делала я, когда готовила более 60 работ к персональной выставке.

Итак, давайте по порядку!

P.S. Этот вариант, к сожалению, подойдет не всем!

А лишь тем художникам, у которых есть возможность поехать крупные магазины, где продаются стандартные рамы с паспарту.

Пастель боится механических повреждений, и нам необходим тот самый зазор от стекла до самой работы,
чтобы лишний раз не травмировать этюд о стекло или пластик.
Собственно, как раз этим буфером в несколько мм и является паспарту,
предостерегающее работу от трения.

Как закреплять пастель?

При оформлении пастельных работ, паспарту является скорее обязательным элементом,
с редкими исключениями, когда обходятся без него!
Но сейчас пойдет речь именно об оформлении с паспарту, причем с двойным!

Итак, покупаем раму 30х40 см с паспарту.
(на фото рама с паспарту «RIBBA» 30×40 см)

Для оформления нам понадобится:

  • Рама со стеклом (или пластиком) с паспарту 30х40 см;
  • очень острый нож со сменными лезвиями;
  • металлическая линейка;
  • ножницы;
  • малярный скотч;
  • белый пастельный карандаш;
  • бумага для пастели фирмы «Палаццо» А3 «Бабочка» или «Соленый ветер Венеции».

Бумага для Пастели фирмы «Палаццо» А3 «Бабочка»

Бумага для Пастели фирмы «Палаццо» А3 «Бабочка» 4 цвета

Бумага для Пастели фирмы «Палаццо» А3 «Соленый ветер Венеции»

Бумага для Пастели фирмы «Палаццо» А3 «Соленый ветер Венеции» 2 цвета

Разбираем раму на составляющие. Если вы купили раму с пластиком вместо стекла, то
не снимайте защитную пленку с пластика!
Он подвержен царапинам и очень сильно электризуется, набирая на себя пылинки и ворсинки.
А если начать его протирать даже самой мягкой салфеткой, то на нем образуются неисправимые потертости.
Снимайте пленку в самый последний момент.

Для разметки лучше всего использовать белый пастельный карандаш,
его легко стереть и он не будет пачкать паспарту как графитовый.

ЦЕЛЬ: сделать второе паспарту, закрывающее просветы между пастельным этюдом
и стандартным паспарту.

Чтобы не испачкать паспарту при замерах, пастельную работу необходимо закрыть файликом
или прозрачным пакетом сверху.

Приложите стандартное паспарту поверх, накрытого прозрачным файлом, этюда и выясните,
какой зазор вам необходимо закрыть со всех сторон.

Этюд нужно размещать таким образом, чтобы было выгодно композиционно.
Сразу скажу, что по высоте визуально отрежется достаточно много.

На будущее, нужно заранее ставить метки на наждачке перед рисованием,
чтобы работа не была обрезана по композиции в важных местах.

Вымеряем размер для второго паспарту.
Наносим разметку пастельным карандашом.

Разметку лучше делать с обратной стороны листа.

И острым ножом вырезаем окно и отрезаем лишнюю полоску сбоку.

Советую сделать шаблон, чтобы не вымерять каждый раз при оформлении.

По внешнему периметру второе паспарту должно совпадать со стандартным!

На фото вы видите шаблон второго паспарту, с помощью которого я вымеряю и наношу разметку
на лист пастельной бумаги формата А3.

Итак, острым ножом вырезаем паспарту разных оттенков из листов пастельной бумаги.

Примеряем вырезанные паспарту различных оттенков к этюду.
Я выбрала вот такой вариант для оформления.

Кладем сверху стандартное (белое) паспарту.

После чего снимаем белое паспарту, откладываем в сторону, чтобы не испачкать его.
И переворачиваем второе паспарту и этюд на изнаночную сторону, чтобы закрепить.

Закрепляем этюд с помощью малярного скотча.

Как вы видите, наждачка не центрирована по высоте.
Здесь вы поступаете индивидуально, относительно вашей работы.

Затем переворачиваем этюд с закрепленным паспарту.
Обратно кладем белое паспарту.
И на этом этапе можно снять защитную пленку с пластика (с обеих сторон), если вы приобрели раму с пластиком
или почистить стекло, если оно было в комплекте.

Брать пластик я предпочитаю только за торцы, чтобы не оставлять отпечатков пальцев.
Как я писала выше, он подвержен царапинам и не выносит протирания даже самыми мягкими салфетками.

Вот таким образом выглядит оформленная работа.

А вот так может выглядеть на стене в интерьере (эскиз в фотошопе).

Что же делать с обрезками, которые остались при вырезании второго паспарту?
Их можно использовать для небольших этюдов.
Или сделать самодельный блокном для набросков на пленэрах, проложив каждый лист калькой.

Надеюсь, что статья оказалась вам полезна!
И вы сможете оформлять свои пастельные работы, выполненные на наждачной бумаге,
с удовольствием и меньшими затратами!

Конечно, такой вариант не идеален и у него много нюансов, но мне хотелось поделиться
с вами и наглядно показать процесс оформления, которым пользуюсь лично я.

Рисуем мягкой пастелью на наждачной бумаге

Лист мелкозернистой наждачной бумаги образует необычную по своим свойствам и возможностям основу для рисунка пастелью и может успешно конкурировать с традиционной бумагой.

Сейчас трудно сказать, кому первому пришло в голову рисовать на наждачной бумаге. Несомненно одно: это был смелый и творчески одаренный человек! Работая над этим натюрмортом, вы убедитесь в том, что наждачная бумага позволяет создавать на поверхности картины самые различные фактуры.

Наждачная бумага очень хороню держит пастель, что позволяет создавать интересные эффекты фактуры.

Для урока рисования пастелью потребуются:
Лист мелкозернистой наждачной бумаги размером 28×38 см
Графитный стержень
Торшон
25 мягких пастелей: вандейкская коричневая, фиолетовая, темно-фиолетовая, светло-фиолетовая, серая, французский ультрамарин, французский светлый ультрамарин, оранжевый кадмий, желтая охра, светлая желтая охра, жженая сиена, светлая жженая сиена, светлый синий кобальт, темно-голубая, жженая умбра, индиго, индийская темно-красная, красный кадмий, светлый красный кадмий, травянисто-зеленая, алая, светлая бирюзовая, желтый кадмий, кармин, белила.

Зернистая поверхность наждачной бумаги способна удержать на себе больше пастельных красок, чем обычная бумага. Это позволяет накладывать пастель в несколько слоев, добиваясь при этом удивительных фактурных эффектов и не рискуя перегрузить краской поверхность картины.

Покупаем наждачную бумагу
Наждачную бумагу вы можете купить в любом хозяйственном магазине. Поскольку на зернистой поверхности наждачной бумаги пастель очень быстро истирается, выберите бумагу с самым тонким зерном — ее еще называют «бархатная».
Как правило, стандартный размер листа наждачной бумаги невелик. Если вам не удалось найти лист «бархатной» бумаги нужного формата, вполне подойдет и «мебельная». Эту бумаг>’, как уже ясно из названия, используют при изготовлении мебели и выпускают в больших листах. Кроме того, в художественных салонах бывает в продаже специально предназначенная для рисования пастелью бумага «санс-фикс». 11о сравнению с наждачной эта бумага обладает менее ярко выраженной фактурой, но и с ее помощью можно добиться аналогичных эффектов.
Берегите пальцы
Соблюдайте осторожность! Берегите пальцы, когда будете растирать мягкую пастель на поверхности наждачной бумаги, — при этом очень легко оцарапать кожу. Старайтесь делать эту работ)’ с помощью кусочка ткани или специальной палочкой для растушевки — торшоном.

Упрощаем фактуры
Плетеная корзина, соломенная шляпка, блестящая поверхность керамики — это лишь несколько примеров из богатого фактурами натюрморта, который мы будем рисовать. Пусть вас не пугает такое разнообразие. На самом деле реалистично изобразить все эти предметы не так уж и сло>кпо даже с помощью самых толстых палочек пастели.
Секрет состоит в том, что все необходимо упрощать. Смело отбрасывайте второстепенные детали и стремитесь к тому, чтобы передать общее впечатление от увиденного. Так, например, на нашем натюрморте грубая фактура прутьев, из которых сплетена корзина, обозначена всего лишь несколькими короткими штрихами. Они написаны очень светлыми на освещенной стороне корзины и чуть более темными на ее затененной стороне. Подобным же образом тонкая фактура соломки, из которой сплетена шляпа, передана всего лишь несколькими волнистыми линиями фиолетового и светло-желтого цвета. Как видите, этого вполне достаточно, чтобы передать объем и фактуру предмета.

Пастельные краски
В наборе пастельных красок могут быть достаточно широко представлены самые разные цвета и оттенки. Обратите внимание на то, что разные производители по-разному могут называть один и тот же оттенок цвета, а зачастую и вовсе дают краскам свои собственные названия. Мы будем пользоваться общепринятыми в живописи терминами, но, еще раз повторим, не удивляйтесь, если в вашем наборе они будут называться иначе.

1 Делаем предварительный рисунок

Пошаговый урок рисунка пастелью на наждачной бумаге шаг 1

Возьмите вандейкскую коричневую пастель. Легкими короткими штрихами набросайте контуры всех предметов. Помните о том, что ваш рисунок не должен быть слишком подробным.

2 Делаем предварительный рисунок

Пошаговый урок рисунка пастелью на наждачной бумаге шаг 2

Возьмите вандейкскую коричневую пастель. Легкими короткими штрихами набросайте контуры всех предметов. Помните о том, что ваш рисунок не должен быть слишком подробным.

3 Начинаем добавлять светотень

Пошаговый урок рисунка пастелью на наждачной бумаге шаг 3

Наложите тон на затененный правый бок маленькой синей вазы французским ультрамарином. Заштрихуйте апельсины оранжевым кадмием. Освещенную сторону керамической кружки покройте слоем светлой желтой охры, используя боковую сторону палочки пастели. Не обращайте внимания на то, что цвет на этой стадии выглядит весьма приблизительным. Пока что нам важно сохранить свежесть красок и сделать картину как можно более жизненной, точной и реалистичной.

Беглые наброски пастелью
Прежде чем приступить к созданию картины, сделайте несколько беглых набросков. Эта предварительная работа поможет вам составить наилучшую композицию. Для этого нанесите на бумагу основные контуры предметов толстым мягким материалом, например, графитным стержнем. После этого наметьте края картины, чтобы найти оптимальное расположение предметов внутри композиции. В заключение обозначьте основные участки светотени, закрасив их светлым и темным тоном.

Теперь мы расставили основные цветовые акценты, нанеся их легкими, свободными мазками. Пришло время снять оставшиеся от предварительно то рисунка линии с помощью торшона. Если у вас нет этого инструмента, используйте туго свернутую в комок газету или бумагу

4 Заканчиваем наносить основные цвета

Пошаговый урок рисунка пастелью на наждачной бумаге шаг 4

Работая боковой стороной палочки пастели, наметьте освещенную сторону корзины светлой жженой сиеной, а столешницу — светлым синим кобальтом. Обозначьте затененные стороны корзины и керамической кружки жженой сиеной. Темно-голубой пастелью добавьте тени на столешнице.

5. Начинаем растирать цвета заднего плана

Пошаговый урок рисунка пастелью на наждачной бумаге шаг 5

Такими же быстрыми, живыми мазками растяните фон, используя боковую сторону палочки фиолетовой пастели. Добавьте жженой сиеной темную тень над керамической кружкой. До сих пор мы наносили цвета приблизительно, только чтобы установить основные элементы композиции. С этого момента мы будем придавать всем краскам на картине все более определенный, законченный вид. Начнем эту работу с прорисовки фона и теней на нем.

6 Продолжаем растирать краски

Пошаговый урок рисунка пастелью на наждачной бумаге шаг 6

Разотрите с помощью торшона краски на керамической кружке, корзине и столешнице. При этом вы неизбежно снимете часть краски. Перенесите ее на не закрашенные участки, такие, как шляпа. Этот прием поможет объединить отдельные элементы композиции.

7 Работаем над фруктами и цветком

Пошаговый урок рисунка пастелью на наждачной бумаге шаг 7

Нарисуйте лепестки цветка отдельными смелыми мазками оранжевого кадмия, Добавьте пастелью цвета индиго тени на затененной стороне синей вазы. Нарисуйте сердцевину цветка темно-красной индийской пастелью. Окрасьте яблоко красным кадмием.

8 Добавляем краски

Пошаговый урок рисунка пастелью на наждачной бумаге шаг 8

Напишите травянисто-зеленой пастелью листья и подчеркните очертания лепестков цветка отдельными мазками алой краски. Наметьте цвет шляпы широкими мазками светлой жженой сиены.

Вносим поправки в рисунок пастелью
Пастельные цвета и оттенки можно подправить, нанося новые слои краски до тех пор, пока их частицы будут удерживаться фактурой основы. Для внесения таких поправок наждачную бумагу можно считать идеальным материалом, поскольку она позволяет многократно наносить все новые и новые слои краски. Наш художник показывает, как можно удалить один из самых темных тонов натюрморта, просто переписав это место новым цветом.

9 Намечаем отраженный цвет

Пошаговый урок рисунка пастелью на наждачной бумаге шаг 9

Нанесите на освещенную сторону синей вазы слой светлого ультрамарина. Усильте фиолетовый тон заднего плана и нанесите немного фиолетовой краски на кувшин, шляпу и корзину. Добавьте немного темно-фиолетовой краски в лежащую позади шляпы тень и окрасьте кружку светлым ультрамарином.

10 Осветляем поверхность стола

Пошаговый урок рисунка пастелью на наждачной бумаге шаг 10

Осветлите тон поверхности стола, окрасив ее боковой стороной палочки светло-бирюзовой пастели. При этом сквозь этот верхний слой пастели местами должен проглядывать нижний слой краски

11 Уточняем светотень

Пошаговый урок рисунка пастелью на наждачной бумаге шаг 11

Фиолетовой пастелью углубите тень на керамическом кувшине. На затененной стороне кувшина светло-фиолетовой пастелью напишите отражения. Подчеркните форму ручек корзины с помощью светлой жженой сиены.

Итак, мы в целом распределили на картине светотень. Теперь можно перейти к заключительным деталям. На этом этапе мы добавим самые светлые тона, которые будут изображать световые блики на фруктах и посуде.

12 Работаем над апельсинами и синей вазой

Пошаговый урок рисунка пастелью на наждачной бумаге шаг 12

Мазками нанесите желтый кадмий на верхушки апельсинов и немного фиолетовой краски в отбрасываемые фруктами тени. Добавьте фиолетовой краски в отбрасываемую корзиной тень. Осторожно, чтобы не оцарапаться о наждачную бумагу, смешайте пальцем светлые и темные синие тона на вазе.

13 Вносим последние дополнения

Пошаговый урок рисунка пастелью на наждачной бумаге шаг 13

Добавьте светлую желтую охру на освещенную сторону корзины и более темный оттенок той же краски — на ее затененную сторону. Вандейкской коричневой пастелью нарисуйте несколько темных теней под корзиной. Нанесите немного кармина на верхнюю часть яблока.

14 Добавляем световые блики

Пошаговый урок рисунка пастелью на наждачной бумаге шаг 14

Настала пора оживить наш рисунок. Нанесите немного светлой желтой охры на тулью шляпы, керамический кувшин, корзину, ручку корзины и внутреннюю часть кружки. Слегка проведите красным кадмием по лепесткам цветка и керамическому кувшину. В заключение возьмите белую пастель и напишите световые блики на яблоке, апельсинах, кружке, шляпе и синей вазе.

Пошаговый урок поэтапного рисования пастелью – результат

Пошаговый урок поэтапного рисования пастелью – результат

А Растертая пастельная краска
Отдельные мазки пастельной краски растерты и образуют собой ровное цветовое пятно. По контрасту, остальные элементы композиции изображены отдельными мазками краски.

Б Фактуры на рисунке пастелью
Фактура поверхности корзины, шляпы, цветка и сосудов передана не через мелкие детали, а с помощью нескольких точно нанесенных мазков краски.

В Светлые и белые тона
Световые блики и светлые отражения, добавленные на заключительной стадии работы, помогают оживить натюрморт и придать более четкую форму всем изображенным на картине предметам.

Сухая пастель своими руками

Как бюджетно оформить пастельный этюд, созданный на наждачной бумаге?

Как бюджетно оформить пастельный этюд, созданный на наждачной бумаге?

Оформление в раму пастельного этюда, созданного на наждачной бумаге, задача нетривиальная.
Давайте рассмотрим оформление пастельной работы на примере этюда «Павлин».

Наждачка имеет размер 23 х 28 см и в стандартные рамы с паспарту не входит.

Как вы видите на фото ниже, остается лишнее место сбоку.

Что же делать, спросите вы?
Есть два варианта:
1. Дорогой:
Можно отнести работу в багетную мастерскую и заказать багет с паспарту.

2. Бюджетный:
Можно прибегнуть к некоторым манипуляциям самостоятельно.
Особенно это актуально, когда вы оформляете не одну, а десятки работ.
Как это делала я, когда готовила более 60 работ к персональной выставке.

Итак, давайте по порядку!

P.S. Этот вариант, к сожалению, подойдет не всем!

А лишь тем художникам, у которых есть возможность поехать крупные магазины, где продаются стандартные рамы с паспарту.

Пастель боится механических повреждений, и нам необходим тот самый зазор от стекла до самой работы,
чтобы лишний раз не травмировать этюд о стекло или пластик.
Собственно, как раз этим буфером в несколько мм и является паспарту,
предостерегающее работу от трения.

При оформлении пастельных работ, паспарту является скорее обязательным элементом,
с редкими исключениями, когда обходятся без него!
Но сейчас пойдет речь именно об оформлении с паспарту, причем с двойным!

Итак, покупаем раму 30х40 см с паспарту.
(на фото рама с паспарту «RIBBA» 30×40 см)

Для оформления нам понадобится:

Бумага для Пастели фирмы «Палаццо» А3 «Бабочка»

Бумага для Пастели фирмы «Палаццо» А3 «Бабочка» 4 цвета

Бумага для Пастели фирмы «Палаццо» А3 «Соленый ветер Венеции»

Бумага для Пастели фирмы «Палаццо» А3 «Соленый ветер Венеции» 2 цвета

Разбираем раму на составляющие. Если вы купили раму с пластиком вместо стекла, то
не снимайте защитную пленку с пластика!
Он подвержен царапинам и очень сильно электризуется, набирая на себя пылинки и ворсинки.
А если начать его протирать даже самой мягкой салфеткой, то на нем образуются неисправимые потертости.
Снимайте пленку в самый последний момент.

Для разметки лучше всего использовать белый пастельный карандаш,
его легко стереть и он не будет пачкать паспарту как графитовый.

ЦЕЛЬ: сделать второе паспарту, закрывающее просветы между пастельным этюдом
и стандартным паспарту.

Чтобы не испачкать паспарту при замерах, пастельную работу необходимо закрыть файликом
или прозрачным пакетом сверху.

Приложите стандартное паспарту поверх, накрытого прозрачным файлом, этюда и выясните,
какой зазор вам необходимо закрыть со всех сторон.

Этюд нужно размещать таким образом, чтобы было выгодно композиционно.
Сразу скажу, что по высоте визуально отрежется достаточно много.

На будущее, нужно заранее ставить метки на наждачке перед рисованием,
чтобы работа не была обрезана по композиции в важных местах.

Вымеряем размер для второго паспарту.
Наносим разметку пастельным карандашом.

Разметку лучше делать с обратной стороны листа.

И острым ножом вырезаем окно и отрезаем лишнюю полоску сбоку.

Советую сделать шаблон, чтобы не вымерять каждый раз при оформлении.

По внешнему периметру второе паспарту должно совпадать со стандартным!

На фото вы видите шаблон второго паспарту, с помощью которого я вымеряю и наношу разметку
на лист пастельной бумаги формата А3.

Итак, острым ножом вырезаем паспарту разных оттенков из листов пастельной бумаги.

Примеряем вырезанные паспарту различных оттенков к этюду.
Я выбрала вот такой вариант для оформления.

Кладем сверху стандартное (белое) паспарту.

После чего снимаем белое паспарту, откладываем в сторону, чтобы не испачкать его.
И переворачиваем второе паспарту и этюд на изнаночную сторону, чтобы закрепить.

Закрепляем этюд с помощью малярного скотча.

Как вы видите, наждачка не центрирована по высоте.
Здесь вы поступаете индивидуально, относительно вашей работы.

Затем переворачиваем этюд с закрепленным паспарту.
Обратно кладем белое паспарту.
И на этом этапе можно снять защитную пленку с пластика (с обеих сторон), если вы приобрели раму с пластиком
или почистить стекло, если оно было в комплекте.

Брать пластик я предпочитаю только за торцы, чтобы не оставлять отпечатков пальцев.
Как я писала выше, он подвержен царапинам и не выносит протирания даже самыми мягкими салфетками.

Вот таким образом выглядит оформленная работа.

А вот так может выглядеть на стене в интерьере (эскиз в фотошопе).

Что же делать с обрезками, которые остались при вырезании второго паспарту?
Их можно использовать для небольших этюдов.
Или сделать самодельный блокном для набросков на пленэрах, проложив каждый лист калькой.

Надеюсь, что статья оказалась вам полезна!
И вы сможете оформлять свои пастельные работы, выполненные на наждачной бумаге,
с удовольствием и меньшими затратами!

Конечно, такой вариант не идеален и у него много нюансов, но мне хотелось поделиться
с вами и наглядно показать процесс оформления, которым пользуюсь лично я.

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться

Заниматься творчеством я начала с самого раннего возраста. Сколько себя помню — всегда рисовала. Здесь, наверное, еще сыграл тот немаловажный фактор, что я родилась в семье художника-монументалиста. В доме всегда царила творческая атмосфера. Во всех комнатах на стенах были росписи, даже пол был расписан и покрыт лаком (в советские времена почему-то сложно было найти для ремонта то, что нравилось, поэтому приходилось делать все своими руками). Отец мой вел тогда кружок ИЗО в Доме Пионеров (теперь Дом Творчества), и, как он мне рассказывает, первое мое участие в международной выставке состоялось, когда мне было 4,5 года. С детства я решила, что буду художником. Рисование всегда доставляло мне радость, и все свободное время я посвящала творчеству.

По зову сердца и разума я стала художником. Начиная с детства, я перепробовала очень много техник и материалов. Это была керамика и резьба по дереву, роспись по ткани, линогравюра, роспись по керамической плитке, мозаика, витражи, жесткий гобелен, роспись по стеклу и, конечно, пастель, акварель, темпера, гуашь и многое другое. С масляной живописью я познакомилась позднее, лет в 11, наверное.

Сейчас у меня 3 любимые и основные техники, которыми я работаю — это пастель, акварель и масло. Огромное удовольствие мне доставляет работа пастелью. Конечно, нельзя говорить категорично, что только пастель! В каждой технике есть свои прелести, свое ощущение и даже разный трепет в душе, который испытываешь, приступая к новой работе. Но сегодня я расскажу о работе пастелью.

Это очень подвижный и податливый материал. Пастель может быть воздушной и мягкой, а, когда захочешь — резкой и плотной, яркой, насыщенной, в общем, послушной. Пастель вообще не капризный материал, не нужны дополнительные приспособления для работы с ней. Единственное — из всех техник, которыми я работаю, пастель, наверное, самая пыльная и маркая. Но мною были придуманы некоторые нехитрые приспособления, которые устраняют эти неудобства. Я расскажу вам о них и, надеюсь, вам они также помогут, как и мне.

Мастер-класс «Новогодний рисунок пастелью»

Выбор пастели

Были перепробованы различные марки пастели как отечественного, так и зарубежного производства. И в моем арсенале присутствуют разные. За последнее десятилетие появился огромный выбор пастели и возможность выбирать. Все, конечно, упирается в ваш бюджет. Основываясь на своем опыте, я могу рассказать и посоветовать в выборе.

Паспарту Своими Руками | Рамка Для Рисунка Пастелью — ЛУЧШИЙ СПОСОБ!

К сожалению, российская пастель уступает по качеству импортной (английской, голландской, итальянской). Она легко ломается, не все цвета покрывные, и при нанесении ее в несколько слоев становится глянцевой, начинает проскальзывать, что просто портит работу. Конечно, отечественной пастелью можно работать, можно найти к ней подход, но она не позволит вам сделать то, что могли бы, не позволит раскрыться в полной мере. Такой постелью я делаю эскизы и работу на начальной стадии. Но предпочитаю английскую Winsor & Newton серии Artist’s Soft и итальянскую Ferrario color. Эта пастель выгодно отличается по качеству от российского производителя. Она отлично наносится, растушевывается, легко ложится на предыдущий слой. Очень мягкая, насыщенная, бархатистая. Отличная палитра цветов и глубоких темных оттенков позволяет достичь потрясающих результатов и эффектов. У каждого художника есть своя цветовая гамма, в которой он работает, соответственно, какие-то цвета заканчиваются быстрее других. Их можно покупать поштучно, что очень удобно.

Выбор бумаги

Художник определяет для себя сам то качество бумаги, с которым ему удобно работать. Многие предпочитают использовать тонированную (цветную) бумагу, подбирая под конкретную цветовую гамму будущей работы. Она служит фоном и хорошо вписывается в цветовое решение, обобщает картину и дополняет. Это в том случае, когда между штрихами остаются промежутки. Я пастель всегда растушевываю и покрываю всю бумагу целиком. Поэтому нет необходимости пользоваться цветной бумагой.

Существует очень много специальной бумаги для пастели, как импортной, так и отечественной. Здесь мой выбор всегда определяется на ощупь и не зависит от производителя. Я всегда ее несколько раз покручу, пощупаю. Качество определяю по фактуре и плотности. Она должна быть бархатистой и шероховатой, это необходимо для лучшей связи пастели с бумагой (ведь пастель это спрессованный пигмент, состоящий из мельчайших сухих частиц). Если бумага будет гладкой, пастель просто не будет держаться и осыплется.

Организация рабочего места или нехитрые приспособления при работе пастелью

У меня собралось за годы работы много различной пастели. Есть и совсем маленькие кусочки, но очень необходимые цвета и оттенки, которые бы не хотелось потерять в общей массе. Кто работал с пастелью, знает, что пастель без обертки, да еще и светлых оттенков в одной коробке с темными со временем пачкается, превращаясь в неопределенный серый цвет.

На поиски нужного мелка уходит очень много времени, когда каждый момент дорог. И вместо того чтобы творить, вы ковыряетесь в коробке. Эту проблему я легко решила: разобрав пастель по близким цветам и тонам, поместила в разные коробочки. Холодные и темные – в одну, все светло-зеленые и голубые — в другую, теплые желтые, земляные и красные – в третью, светло-фиолетовые, розовые тона – в четвертую, а самые маленькие кусочки, которыми прорабатываются мелкие детали, предварительно разделив на холодные и теплые оттенки — в самые маленькие коробочки. После такого разделения, хочу сказать, работать стало удобнее и быстрее. Мелки перестали пачкаться, легко найти нужный цвет и оттенок!

Совет — так как при работе мелками не возможно избежать осыпания мелких частиц, все вокруг покрыто пастельной пылью. Очень просто с этим справиться с помощью бумаги и степлера. Нужно подобрать бумагу чуть больше размера будущей работы. Вырезаете полоску шириной примерно 15 см, загибаете края. Должно получиться что-то вроде ванночки. Скрепляете углы степлером и можно крепить к планшету либо мольберту. Такое приспособление будет отлично сдерживать все пылинки пастели. И еще один совет – так как руки пачкаются во время работы, всегда держите под рукой мокрую тряпку.

Начинаем работу

Я расскажу, как рисую пастелью на примере своего этюда «Жирона», выполненного акварелью. Этот этюд будет служить эскизом, так как я его считаю удачным и в нем уже найдено цветовое и композиционное решение.

После того как вы выбрали бумагу и сделали эскиз, можно приступать к работе. Существует несколько способов крепления бумаги на планшет: ее можно просто прикрепить обычными канцелярскими кнопками, либо натянуть (это необходимо, если вы будете работать в смешанной технике и делать подмалевок водорастворимыми красками). Я часто делаю рисунок акварелью, а иногда и подложку. Если бумагу не натянуть, при высыхании ее покоробит. Сейчас рисунок буду делать пастелью, поэтому бумагу просто крепим кнопками к планшету (кнопки нужно втыкать до конца, иначе бумага в процессе работы порвется).

Шаг 1

Самое главное в начале работы — не потерять при построении рисунка композиционный строй и сохранить пропорции. На эскиз кладем кальку и обводим все детали по контуру, чтобы потом быстро и просто с помощью способа «перенос по клеткам» нарисовать будущий пейзаж в увеличенном масштабе.

После того как перенесли все детали, на кальке чертим сетку. Я не пользуюсь сеткой, которая строится на квадратах — сложные расчеты. Можно сделать все на много проще: из углов проводим 2 диагональные линии. На их пересечении получаем середину листа. Через центральную точку проводим вертикаль и горизонталь, которые разделят лист на 4 равных прямоугольника. Повторяем ту же процедуру в каждом из прямоугольников: 2 диагонали, вертикаль и горизонталь. Количество таких прямоугольников зависит от сложности рисунка: чем больше сложных и мелких деталей, тем больше прямоугольников нужно начертить. Таким образом достигается точность переноса композиции. Чтобы точно перенести пропорции нужно сохранить отношение ширины и высоты эскиза. Например: размер эскиза — 10х15 см. Вы хотите сделать работу размером 50 см по большей стороне, но нужно точно знать размер второй стороны, чтобы не нарушились пропорции! Для этого меньшую сторону эскиза (10 см) делим на большую (15 см) и получаем коэффициент, равный 0,66. Известный вам размер (50 см) умножаем на этот коэффициент — у нас есть вторая сторона, равная 33,3 см. Так мы получили точные размеры будущей картины и сохранили пропорции.

Шаг 2

Обычно я начинаю раскрывать работу с центра композиции. Задаю основное цветовое и тональное решение, отталкиваясь все время от эскиза. Нахожу сначала самые светлые, яркие и темные цвета и тона. В данном случае раскрываю мелками желтый дом, потом красный, далее самый светлый (сразу прохожу тени, что дает контраст и ощущение солнца). Далее небо, которое в этой работе играет не маловажную роль, оно активное и держит все цветовое решение и зеленую крышу, которая задает самый темный тон. Ощущение цельности работы складывается тогда, когда самое темное, светлое и яркое пятна находятся в одном месте. Оно и является центром композиции. Когда же таких мест в работе несколько, создается ощущение дробности. За этим нужно внимательно следить. К найденным в центре цветовым и тональным отношениям, я начинаю искать окружение и, таким образом, раскрывается вся работа.

Здесь нужно отметить, что в каждый цвет я вплавляю большое количество оттенков этого цвета и другие цвета. К примеру, желтый дом: когда я его раскрывала, и охристые, и зеленые, и красноватые цвета, и различные оттенки желтого наносила разными слоями, один поверх другого. Или взять небо: кроме различных оттенков ультрамарина и голубых, присутствуют розовые, фиолетовые, охристые и красноватые цвета. Пройдя таким образом работу, можно увидеть ее целиком, и остановиться тогда, когда все отношения будут найдены. После этого можно приступать к растушевке.

Шаг 3

Здесь растушевку я начинаю с неба от центра. При растирании пастели все нанесенные цвета и оттенки смешиваются, что приводит к плотности (промежутки между штрихами закрываются). Получается глубокий и сложный цвет неба. Дальше так же, как и при раскрытии, — растушевываем от центра композиции к краям. На этом этапе за все труды вы получите вознаграждение. Нанесенное вами большое количество цветов и оттенков смешалось. Как результат — сложный и красивый цвет.

Шаг 4

После растушевки мы находим некоторые моменты, которые не устраивают. Надо усложнить цвет или сделать светлее или темнее. Снова проходим пастелью различных цветов и оттенков. Я увидела, какой дом надо высветлить, а какой сделать насыщенней. Все тени надо еще раз пройти, сделать их глубже, чтобы они зазвенели и задышали. Проходим еще раз мелками, где-то уже оставляя законченные куски (небо, частично крыши, делая трубы и антенны).

Главное в процессе работы — вовремя остановиться. Не гонять цвет то в одну, то в другую сторону, чтобы в работе было ощущение свежести и легкости. Именно для этого делается эскиз! Если что-то не получается, лучше оставить. Когда работа начнет собираться, вы сами увидите, что нужно изменить и как.

Шаг 5

Когда вас устраивает цветовое и тональное соотношение, можно приступать к завершению работы. Я прорабатываю центр композиции и перехожу к деталям. Конечно, нельзя сказать, что работаешь только в одном месте. Порой бывает так, что, работая над одной деталью, быстрей заканчиваешь другую.

Многие художники предпочитают пастельные карандаши при проработке мелких деталей. Я ими не пользуюсь, то ли из-за большого слоя пастели (на бумаге остаются царапины, а пастель просто осыпается), то ли хорошие не попадались. Во время работы пастель ломается и крошится, хотите вы этого или нет. Остаются мелкие осколки, с их помощью я и прорабатываю детали. Если осколка нужного цвета нет, можно аккуратно отрезать ножом от большого мелка. Очень удобно работать острым ребром, детали получаются точными, нужной вам толщины и размера.

Шаг 6

Закрепление работы. Так как пастель это спрессованный пигмент, на бумаге остаются его частички. При любом контакте с окружающей средой они смазываются или обсыпаются, что, конечно, может испортить работу. Поэтому пастель необходимо закреплять. К сожалению, фиксатив для пастели, который бы не менял ее цвет после нанесения еще не придумали. Как правило, после любого фиксатива она темнеет. А если вы, не дай бог, перестараетесь, она не только потемнеет, но и станет жесткой, многие цвета изменятся до неузнаваемости, и работа будет испорчена. Исчезнет свежесть и бархатистость — вся прелесть этого материала.

Существуют специальные фиксативы отечественного и импортного производства. Продаются они в любом художественном магазине. Я пользуюсь обычным лаком для волос. И нет никакой разницы или превосходства между лаком и фиксативами. Здесь, конечно, каждый определяет сам для себя. Нужно перепробовать многие фиксативы и выбрать что-то, что будет вам по душе. Закреплять надо очень аккуратно, распыляя на расстоянии примерно 60-ти см, равномерно и не большими дозами. И если вы все же перестарались, пастель утратила свою свежесть и потемнела — не отчаивайтесь! Сверху можно опять пройтись мелками и вернуть ей все качества. Некоторые художники так и — чуть-чуть закрепляют, опять рисуют, снова закрепляют.

Оформление работы

Для хорошего восприятия и подачи пастели, а также для сохранности ее лучше всегда оформлять в рамку под стекло и паспарту. Большую роль играет правильно подобранный цвет и тон паспарту. Если у вас накопилось несколько работ, не надо их оформлять одинаково. Для каждой работы подборка осуществляется индивидуально! Паспарту лучше использовать толщиной не менее 2 мм, это придаст глубину работе (очень эффектно смотрится двойное паспарту, которое придает еще большую глубину), а так же некоторое расстояние от стекла, что не даст возможность соприкасаться пастели со стеклом. Правильно подобранное паспарту обогащает работу и дополняет ее. Рамы лучше делать простые, чтобы не отвлекали внимание от самой картины.

Надеюсь, мой мастер-класс обогатит ваши познания, умения и мастерство в работе пастелью.

Дерзайте, творите и получайте удовольствие от творческого процесса!

Мастер класс сухой пастелью «Прованс»

Расскажу сегодня как нарисовать пейзаж пастелью «Прованс».

— Пастельная бумага синего цвета.

1.Подготовительный контурный рисунок я делаю светло- желтым мелком.

2. Далее нам понадобиться белый мелок для неба (на синем фоне он будет выглядеть голубым)

— закрашиваем ровно, обходя горы. К низу наносим его гуще, чтобы сделать светлее у земли.

Светло-фиолетовым вертикальными движениями закрашиваем горы вдалеке. И темно-фиолетовым — горы чуть ниже и ближе к нам и грядочки лаванды на переднем плане.

Охра светлая и охра золотистая — горизонтальным движением заполняем поля между лавандой и горами.

3. Мелком охра светлая уточняем междурядье в лаванде и переходим к зеленым насаждениям. ��

Нам понадобится оливковый и изумрудно-зеленый. Оливковым круговыми движениями закрасим кусты и разотрем их пальцем или растушкой, чтобы они приобрели пушистый вид. Кипарисы рисуем вертикальными отдельными линиями пастелью изумрудного цвета.

Начнем с гор. Темно-фиолетовой пастелью прямыми и ломанными линиями рисуем складки и выступы на горах и справа закрашиваем тень.

Деревья. На всех кустах с левой стороны пастелью цвета охра светлая круговыми движениями закрашиваем свет и слегка приглаживаем ее пальцем. Тень делаем за счет легкого добавления черной пастели справа. Слегка ее втираем, смешивая с основным оливковым. На кипарисах со стороны света оливковой пастелью слегка касаясь намечаем свет, с обратной стороны тень делаем черной пастелью. Все вертикальными движениями.

Домики. Черной пастелью прорисовываем окошки и тени на стенах от крыши и соседних домиков.

Лаванда. Так же черной пастелью рисуем тень на каждой грядочке лаванды.

5. Дорисовываем передний план.

Светло-фиолетовой пастелью маленькими штришками рисуем свет на каждой грядочке слева. Черной — слегка добавляем штришков со стороны тени, а так же в удалении грядочек утемняем черной и изумрудной пастелью.

Еще пара штрихов черной пастелью внизу удаленных кустарников и трав и картина готова.

Спасибо за внимание и творческого вам настроения.

Научиться рисовать

Или дневник начинающего художника

Рисование пастелью на наждачной бумаге

Да, и так тоже можно �� Скажу больше, результат превзошел все мои ожидания. Рисунок выглядит интересно, а если учесть, что это одна из первых моих попыток рисовать пастелью, а еще то, что использовала я твердую русскую пастель, которой сложновато добиться хорошего результата на бумаге для пастели, то становится понятно, почему наждачная бумага пришлась мне по душе. Но обо всем по-порядку.

Морской пейзаж | рисунок пастелью на наждачной бумаге

Вид наждачной бумаги для пастели

Наждачку я покупала в строительном магазине, листовую, там есть разные виды зерна, я взяла 3 вида на пробу: Р320, Р240 и Р150. Скажу сразу, что Р150 слишком грубая для рисования пастелью, Р240 в принципе не плоха, но лучше всего оказалась максимально гладкая Р320, на ней я и рисовала свой мухоморчик.

В следующий раз куплю с максимально мелким зерном для сравнения. Но и Р320 оказалась вполне себе хороша для пастели.

Цвет наждачной бумаги немножко отличался в зависимости от типа, но все это были оттенки коричневого, а на рисунке у меня используется черный фон. И весь этот достаточно ровный фон выполнен пастелью.

На фото хорошо видны границы картины и наждачной бумаги. При наложении рамки сверху эти неровные границы скрываются и получается вполне себе симпатичный и аккуратный рисунок. Но можно сделать и более ровный край.

Как я рисовала мухомор

Поскольку это была проба пера, то есть пастели, то масштаб рисунка я выбрала небольшой, примерно формат А5 и прежде чем начать рисовать, все свои мелки я протестировала в верхнем левом углу. Таким образом я выбрала основные цвета для рисунка. Черный, белый, 2 оттенка зеленого, красный, коричневый, и светлый бежевый. То есть всего 7 цветов.

Набросок я делала светло-бежевым мелком, затем закрасила фон легонько растирая пастель, чтобы тон фона был ровный и без зазоров. И только потом я начала рисовать главного героя — мухомор. И также сначала фоновый тон участка, растирая его ровным слоем и потом уже тени, детали, нюансы, переходы. В общем-то вся фишка пастели, как мне кажется, и заключается в этих тонах, переходах цвета один в другой и сделать их чуть проще, чем в той же акварели. Тут главное с наложением не переусердствовать, иначе перегруженность пастелью даст о себе знать, новый слой не будет ложиться красиво или вообще пастель начнет обсыпаться.

Да, чуть не забыла, есть один замечательный способ исправить если что-то пошло не так во время работы, пастель всегда можно убрать упругой сухой кисточкой из пор наждачной бумаги, что дает не плохое пространство для маневра. Но на наждачной бумаге пастель до конца не убирается, поэтому нужно быть аккуратным, новый слой, конечно, ляжет сверху и перекроет какую-то часть оставшегося пигмента пастели, но не всегда получается сделать тон ровным, особенно если нижний был темный, а верхний светлый. Многое зависит тут от свойств смешения конкретных мелков и это все лучше протестировать заранее, чтобы не было неприятных сюрпризов.

Резюмируя скажу, что на этом в осваивании пастели я не остановлюсь, первая работа меня очень вдохновила распробовать этот материал хорошенько. Только не знаю, где взять время на все свои желания, потому что по мере опробования новых техник и материалов, аппетиты мои не угасают, а неизменно растут :))

Но в этом есть неоспоримый плюс — я снова много рисую, ура! ��

А если вы хотите попробовать рисовать пастелью по урокам, то вам понравятся выпуски журнала Искусство рисования и живописи с поэтапными уроками, которые я периодически выкладываю. Там и пастель, и акварель, и рисование карандашами, и вообще много полезного.

Мастер-класс «Рисование на наждачной бумаге»

Вера Кураева
Мастер-класс «Рисование на наждачной бумаге»

Все дети любят очень рисовать. Рисование для них радостное увлечение. Рисование нетрадиционными способами — это увлекательная, завораживающая деятельность. В нашем детском саду мы рисовали чем угодно: и поролоном, и крупами, и солью, и тычками, и ладошками, но новизной может стал для нас материал, на котором с удовольствием рисовали все дети — это наждачная бумага. Покупали мы ее в любом хозяйственном магазине.Она бывает разной структуры: мелкозернистую (нулевка) или среднезернистая. Рисунки на такой бумаге получались необыкновенно интересными, бархатистыми, объемными. С ребятами подготовительной группы мы рисовали школьными мелками, цветными карандашами, восковыми мелками, но наиболее красочными получались работы масляной пастелью. Она скользя по бумаге, оставляла необычно яркий, красочный цвет. Выполняя работы на наждачной бумаге у детей развивалась мелкая моторика, воображение, творческие способности. Но в своих работах дети всегда помнили о правилах рисования:

1) рисовать рисунок нужно сверху, так он меньше пачкается;

2) при сильном нажиме изобразительный материал быстро расходуется, поэтому

необходимо было научиться регулировать силу нажима;

3) соблюдали осторожность при растирании пастели пальцами на поверхности наждачной бумаги.

Вот как мы рисовали:

Детский мастер-класс «Рисование зимующих птиц» Побелело за окошком: Все в снегу. Какая ширь! Как румяная матрешка – На крыльце живой снегирь. Снегирей в окно увидишь: Здравствуй, милый.

Мастер-класс «Батик на бумаге» с пошаговым фото Мастер – класс: «Батик на бумаге» с пошаговым фото. Цель:познакомить с нетрадиционной техникой «Батик на бумаге» Задачи: • Развивать.

Мастер-класс «Декоративное рисование «Городецкая роспись» Городецкая роспись-это настоящее произведение искусства. На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город Городец!Там и зародилась.

Мастер-класс для педагогов по рисованию в технике «рисование шпатлевкой» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Подготовила: Рожкова Л. П. воспитатель детского сада «Березка» Тема: Рисование в технике «рисование шпатлевкой».

Мастер-класс для родителей «Рисование пластилином» Мастер-класс для родителей: «Рисование пластилином». Цель: дать родителям знания о пластилинографии, как нетрадиционном способе рисования.

Мастер-класс «Рисование божьей коровки» в младшей группе Тема недели: «Насекомые» Целью этого Мастер-класса является обучение детей рисовать на основе зелёного листика яркого образа насекомого.

Мастер-класс «Нетрадиционное рисование оттиском с помощью металлизированного материала». Мастер-класс. «Нетрадиционное рисование оттиском с помощью металлизированного упаковочного материала» Нетрадиционное рисование всегда вызывало.

Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования. Рисование клеем и солью» Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи: • Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования.

Рисование елочки с помощью губки. Мастер-класс Мастер – класс рассчитан для детей начиная со среднего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Цель: развитие художественно – творческих.

Рисование русской зимней избушки красками. Мастер-класс Предлагаю мастер-класс поэтапного рисования русской избушки красками. Рисунок простой и доступный для детей старшего дошкольного возраста.

Оцените статью
Скрапбукинг, вышивка, вязание и другие виды рукоделия