Мастер-класс Как делается византийская перегородчатая эмаль

Краткое содержание:

Как делается византийская перегородчатая эмаль

Уважаемые мастера, рукодельники и любители ювелирного искусства, сегодня я хочу вас познакомить с классической древнейшей техникой византийской перегородчатой эмали. К великому сожалению, знакотов и ценителей её осталось немного. Мало кто себе представляет как сложно всё это делается.

Я покажу только основные этапы, а о чём-то просто скажу, потому что абсолютно всё рассказывать и показывать почти нереально или затянется надолго. Вы, наверное, видели мастер-класс по изготовлению простого колечка из серебра (не помню кто выкладывал), так и там масса операций, а тут на несколько порядков их больше.

Итак, что я взял для этого:

  • два острых пинцета;
  • остро заточенные ножницы;
  • кисть;
  • алмазный надфиль;
  • заготовка из серебра;
  • золотая проволока;
  • муфельная печь;
  • нефритовая ступка для размола эмали;
  • эмаль.

Почему именно золотая проволока, а не серебряная, спросите вы? Отвечу — так как основа у меня серебряная, в дальнейшем готовое изделие я буду золотить, а проволока для перегородок очень тонкая (0,04мм) и с торца позолота быстро слезет, потеряется эффект. Орнамент я отрисовал в программе для векторной графики Corel Draw, распечатал.

После того, как согнул, я каждый элемент припаивал по одному, да и то сложно, потому что иногда уезжают с места пайки. Причём, сначала лишь прихватывал в одном месте, затем после отбеливания прижимал и ещё допаивал. Каждый элемент приходилось паять от 3 до 6 раз.

Теперь заканчиваем набор и пайку и делаем пробник эмали. На пробник я положил и обжёг в печи несколько похожих эмалей, чтобы определиться с цветом и температурой плавления каждой.

Ну вот выбрал из синих наиболее яркий и сочный цвет, эта эмаль оказалась наиболее тугоплавкой, с неё и начнём.

Кстати, к этому моменту прошло уже 5 дней. Я же вам показал лишь 6 фото. Ну сами попробуйте согнуть проволочку толщиной в волос да ещё чтобы по орнаменту. Малейшее дрожание руки, неосторожное движение и либо улетела проволочка, либо согнулась не так.

Вот положил тончайшей кисточкой (три нуля) под микроскопом первый слой, положил кругляшку на сетку из нержавейки, покрытую слюдой, чтобы окалина не попадала от неё на изделие. Просушиваю. Это я описываю фото вверху.

Теперь пропускаю описание наложения ещё одного слоя синей эмали и начинаю накладывать белую поочерёдно докладывая синюю.

Теперь появляется голубая. Красную, как самую легкоплавкую, оставляю напоследок, потому что её легко можно пережечь

Твоё Ремесло. Часть 46: Перегородчатая эмаль.

Так же несколько слоёв поочерёдно докладываю каждой с промежуточными просушками о обжигами. Ну и красная, которая сразу всё оживляет.

Теперь заканчиваю, докладывая все эмали. Когда все слои закончены, начинаю спиливать алмазным надфилем с водой.

Когда всё ровно запилил, получается вот это:

Поверхность матовая, её нужно сделать глянцевой. Для этого можно механически отполировать разными алмазными пастами, но это слишком трудоёмкий процесс. Я воспользовался так называемой «горячей» (или «огненной» её ещё называют) полировкой, т.е. вновь поставил в муфельную печь и обжёг. Правда, на этом всё не закончилось, пришлось ещё несколько раз подкладывать проблемные места, спиливать и обжигать, но в результате получилось вот что.

А это вам фото для сравнения размеров, чтобы понятно было. В левом нижнем углу лежат самые большие кусочки припоя (партинки называются), которые у меня остались после пайки.

Планирую этот «пятачок» использовать как вставку вверху какого-нибудь перстня. Возможно, если будет время, и боковины этого перстня сделаю в том же духе.

По этой же технологии сделан и крест, который есть у меня в магазине. Вот краткая его предыстория создания в фото:

Мастер-класс Роспись Перегородчатая эмаль создаём подобие древней технике Краска

Перегородчатая эмаль имеет многовековую историю. Она была известна еще египтянам, ассирийцам и финикийцам,
а особого расцвета достигла в Византии. Из Византии эмаль перешла на Русь и в древнюю Иверию (Грузию). К сожалению, искусство эмали было утеряно на Руси в связи с монголо-татарским нашествием, но расцвело в грузинском средневековом зодчестве.

Одновременно искусство перегородчатой эмали нашло широкое распространение в Китае.Китайские металлические вазы с эмалью наверняка видел каждый.

Суть этой техники состоит в напаивании металлических перегородок по контуру изображения на металлическую пластину и дальнейшей росписи его эмалевыми красками.

Конечно, произвести нечто подобное без специального обучения и профессиональных инструментов не получится, но приобщится к искусству эмали доступными для всех средствами мы попробуем.

Имитация перегородчатой эмали и изразцов

Нам потребуется металлическая позолоченная веревочка, акриловый лак, деревянная заготовка, краски для витражной росписи и акриловые контуры.

Нанесём на тарелку слой лака и, когда он станет липким, выложим на тарелке верёвочку.

Сформируем узор прежде, чем высохнет лак.

Теперь раскрасим витражными красками, заливая их между перегородками верёвочки.

����как сделать ЭМАЛЬ для украшений в домашних условиях���� АЛИ ЭКСПРЕСС

Добавим контурами небольшие цветовые фрагменты.

Мы так же можем выложить и конкретное изображение, проработав его прежде на поверхности заготовки.

Перегородчатая эмаль: мастер-класс. Техника перегородчатой эмали

Знаменитая ипатьевская летопись доносит до нас рассказ о дивных творениях русских мастеров-ювелиров, украшавших свои изделия финифтью – составом из затвердевшего после обжига цветного стекловидного порошка, позволявшего достигать необыкновенного зрительного эффекта. Эта технология пришла на Русь из Византии, где появилась в VI веке. В наши дни старинное слово финифть ушло из обращения, уступив место употребляемому ныне термину – художественная эмаль.

Что такое декоративная эмаль?

Прежде чем начать разговор о том, что представляет собой художественная техника, получившая название «перегородчатая эмаль», остановимся подробнее на описании самого этого состава, используемого ювелирами и мастерами декоративно-прикладного искусства. Как было сказано выше, эмаль – это порошок, полученный в результате измельчения цветных стекловидных пластин.

Смоченный водой и превращённый в сплошную податливую массу, состав наносится в ячейки, сделанные на поверхности изделия. Следующим этапом работы является обжиг. Он производится либо в печи, либо специальной газовой или бензиновой горелкой. Под действием высокой температуры ( от 700 до 900 °С) стекловидная масса твердеет и принимает свой неповторимый вид.

Особенности работы с эмалью

В зависимости от состава измельчённой стекловидной массы, температуры, а также продолжительности обжига, получившаяся в результате эмаль может иметь различную степень прозрачности либо быть совсем непрозрачной – глухой. Это открывает мастеру широкие творческие возможности, так как позволяет добиваться самых разнообразных эффектов.

Спектр техник, применяемых в работах такого рода, весьма богат, и одной из них является перегородчатая эмаль. Украшения, выполненные с её использованием, не имеют широкого распространения и считаются элитарными. Причина заключается в сложности их изготовления и невозможности механизации производственного процесса. Каждая вещь является уникальным авторским произведением. Если учесть также, что в работе часто используются благородные металлы, то становится понятным их высокая цена и низкая доступность.

Как создаётся перегородчатая эмаль

В первую очередь на золотой, серебряной или мельхиоровой (реже медной или стальной) поверхности, являющейся основой композиции, гравируется, а иногда прорезается насквозь контур будущего рисунка. Затем по его краям напаиваются металлические перегородки, толщина которых редко превышает один миллиметр. Эти перегородки, давшие название описываемому виду эмальерной техники, образуют как закрытые, так и открытые ячейки, которые заполняются ещё жидкой и вязкой разноцветной массой.

Искусство Византии и какое МЫ имеем к этому отношение?

После того как в процессе обжига эмаль затвердеет, производится шлифовка и полировка изделия. Делается это таким образом, чтобы поверхность перегородок и эмали создала единую плоскость. Техника перегородчатой эмали значительно усложняется тем, что при обжиге слой материала подвергается усадке и становится ниже перегородки. В результате приходится пополнять ячейки и заново обжигать изделие. В зависимости от целого ряда технических факторов и художественного замысла автора, обжиг может повторяться от пяти до ста раз.

Уникальные изделия и ширпотреб

Следует заметить, что невозможность влиять на процессы, протекающие в эмали при воздействии высоких температур, обуславливает оригинальность и неповторимость каждого изделия. Дважды добиться одного и того же эффекта практически невозможно, поэтому каждое произведение, выполненное в этой технике, уникально.

Онлайн мастер-класс. Волшебный узор. Перегородчатая эмаль.

Перегородчатая эмаль не является единственной эмальерной техникой в декоративно-прикладном искусстве. Наряду с ней широко используется и так называемая выемочная. От перегородочной она отличается тем, что стекловидным составом заполняются не ячейки, образованные напаянными перегородками, а специально сделанные углубления, форма которых соответствует линиям рисунка. В современном производстве бижутерии с этой целью обычно применяются штампованные заготовки или сделанные путём литья. В этой же отрасли при изготовлении изделий ширпотреба используется и имитация перегородчатой эмали.

Нанесение эмали на украшение

Эффект оконных витражей

Перегородчатая эмаль имеет и ещё одну разновидность. Она носит название витражной или оконной эмали. Это техника характерна тем, что в ней не используется металлическая основа. Своё название она получила из-за того, что выполненные на её основе изделия напоминают по виду витражи окон. Они полностью прозрачны, и свет, проникая сквозь стекловидную массу, создаёт иллюзию цветного витражного стекла, обрамлённого металлом.

Изделия, выполненные в этой технике, необычайно красивы. Металлический каркас, заполненный эмалью, выглядит как тонкое кружево, сделанное из золота, серебра или меди. Он изготавливается путём выпиливания или монтирования и последующей спайки деталей, изготовленных из скрученной особым путём проволоки. Цветная эмаль, заполняющая промежутки между перегородками, создаёт непередаваемую игру света.

Традиции китайской эмали

В истории декоративно-прикладного искусства особое место занимает китайская эмаль. Перегородчатая эмаль, называемая клаузане, не была изобретением самих китайцев, а попала к ним из Франции, но получила своеобразное развитие, обусловленное местными национальными традициями. От своего первоисточника она унаследовала главным образом название, происходящее от исковерканного французского слова Cloison – «перегородка». До появления в Китае этого вида эмальерной техники там использовался её выемочный вариант.

В Дворцовом музее Пекина в большом разнообразии экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства, среди которых особо выделяется китайская эмаль. Перегородчатая эмаль представлена, главным образом изделиями XV века периода Сюаньде и Цзинтай. Это неслучайно, так как период династии Мин, к которой принадлежали упомянутые правители, считается временем наибольшего расцвета этой области искусства. На основе собственных технологий, а также заимствованных в Европе, китайские мастера с необыкновенной фантазией украшали настольные и напольные вазы, чашки, конфетницы, а также разнообразные лампы.

Художественная эмаль из Грузии

Особым почётом у коллекционеров и просто любителей искусства пользуется также грузинская перегородчатая эмаль. Её наиболее ранние известные образцы относятся к IX веку, причём изготовлены они были по той же технологии, что используется в наши дни. Искусство Грузии, которое отличает своеобразный колорит и неиссякаемая энергия, воплотило в себе многие европейские и восточные традиции. Именно поэтому в него столь органично вписалась перегородчатая эмаль, технология которой пришла в эти края из Западной Европы. Здесь она не только была освоена, но и получила дальнейшее развитие, благодаря которому появились многие шедевры национальной грузинской школы.

Эмаль в минувшие времена и сегодня

Известно, что мастера перегородчатой эмали прошедших веков использовали для получения нужного им состава иные компоненты, чем их современные последователи. В одном из старинных рецептов сказано, что для приготовления эмали требуется одна часть чистого кварцевого песка, одна часть борной кислоты и две части свинцового сурика. Для придания составу нужного цвета использовались различные пигменты в виде окисей кадмия, кобальта или меди.

В XX веке техника эмали вышла за рамки своего традиционного использования и, кроме декоративно-прикладного искусства, стала применяться везде, где требуется создать долговечную и химически стойкую поверхность. Появились технические эмали. Соответственно, изменилась и технология их приготовления.

Ювелирные изделия в технике перегородчатой эмали

Перегородчатая эмаль: мастер-класс

В завершение статьи мы приводим подробный рассказ о том, как самому изготовить панно, выполненное в технике перегородочной эмали. Этот своеобразный мастер-класс позволит каждому желающему попробовать свои силы в создании произведения декоративно-прикладного искусства.

Прежде всего нужно взять подходящую по размеру и толщине медную пластину и отжечь её до появления красного цвета, а затем охладить в воде. Это придаст материалу мягкость и предохранит от деформации при дальнейшем обжиге самой эмали. После этого пластина вытирается и тщательно зачищается наждачной бумагой. Не следует добиваться идеально гладкой поверхности, так как легкая шероховатость будет способствовать лучшему соединению металла с эмалью.

DIY Аризема трехлистная. Перегородчатая эмаль. ��������

От нанесения рисунка до установки перегородок

Следующий шаг – нанесение на пластину рисунка. Это может быть как собственная композиция, так и перенесённая из книги с помощью кальки и копировальной бумаги. Чтобы изображение было более чётким, пластину можно предварительно покрыть белой гуашью. Когда рисунок обозначен, его следует процарапать с помощью стальной чертилки, применяемой в слесарных работах. После этого пластина тщательно промывается и ещё раз прокаливается на огне.

Для изготовления перегородок рекомендуется использовать медную проволоку диаметром примерно 0,8 миллиметра. Её предварительно пропускают через вальцы или просто расплющивают молотком. Получившаяся полоса приклеивается ребром к пластине, в точности повторяя линию рисунка. Для этой работы обычно используют спиртовой клей БФ-6.

Нанесение эмали и обжиг

Для изготовления панно следует применять эмаль в виде порошковой массы. В продаже бывают её разновидности с добавлением золотых или серебряных частичек, что придаёт изделию более дорогой и изысканный вид. Порошок разводят водой и образовавшейся массой заполняют промежутки между перегородками. Для этой цели удобно использовать шпатель и кисть. Важно, чтобы слой эмали был равномерно уложен ровно по высоте перегородок.

На следующем этапе потребуется сушильная печь. В ней изделие просушивается при температуре 60 °С до тех пор, пока из эмалевой смеси полностью не испарится вода. По завершении этого процесса пластину на подставке из жаропрочной стали помещают в муфельную печь и производят обжиг. Если есть возможность регулировать температуру в печи, то желательно довести её до 850 °С, если нет, то нагрев следует продолжать до тех пор, пока поверхность изделия не станет глянцевой.

Роспись часов в технике Имитация перегородчатой эмали

Завершающий этап работы

Убедившись, что обжиг завершён, пластину достают из печи при помощи длинных щипцов и, положив на металлическую поверхность, прижимают сверху плоским и ровным грузом, вес которого должен быть не менее десяти килограмм. В таком виде изделие остывает. Затем груз убирают и надфилем производят зачистку неровностей и удаление окалины.

Перегородчатая эмаль – техника непростая, и с первого раза художественные качества изделия могут оказаться неудовлетворительными. В этом случае можно добавить в ячейки необходимое количество эмали и повторить обжиг, но делать это можно не более четырёх раз, так как при большем количестве этот вид эмали обесцвечивается.

Техника перегородчатой эмали: алгоритм изготовления украшений

Что такое декоративная эмаль?

Прежде чем начать разговор о том, что представляет собой художественная техника, получившая название «перегородчатая эмаль», остановимся подробнее на описании самого этого состава, используемого ювелирами и мастерами декоративно-прикладного искусства. Как было сказано выше, эмаль – это порошок, полученный в результате измельчения цветных стекловидных пластин.

Смоченный водой и превращённый в сплошную податливую массу, состав наносится в ячейки, сделанные на поверхности изделия. Следующим этапом работы является обжиг. Он производится либо в печи, либо специальной газовой или бензиновой горелкой. Под действием высокой температуры ( от 700 до 900 °С) стекловидная масса твердеет и принимает свой неповторимый вид.

Горячая эмаль технология

Их можно купить различных цветов. Эмали продаются в порошке, а иногда в плитках. Разведя эмаль до нужной консистенции можно наносить ее на изделие. Важный момент: прежде чем запекать, эмаль нужно полностью высушить. Это предотвратит появление пузырьков и складочек, что может испортить внешний вид украшения. Название горячая эмаль подразумевает, что изделия необходимо подвергать большим температурам. В среднем температура обжига составляет 700-800 градусов. Нанесение горячей эмали можно производить несколькими способами:

  • Перегородчатым — это способ нанесения, в котором используют перегородки из драгоценных металлов. В ячейки засыпают порошок эмали, а потом его запекают. Порой, вместо золотых и серебряных перегородок могут использовать филигранную нить;
  • Выемчатым — вместо перегородок при использовании данного способа в изделии проделывают специальные углубления (выемки); Эти выемки и заполняются эмалью;
  • Сплошным — само название говорит о том, что эмаль наносится на всю поверхность изделия;
  • Венским — это очень интересная техника горячей эмали. Берутся светлые оттенки эмали и наносятся на золотое изделие тонким слоем. В итоге сквозь эмаль просматривается декор, находящийся на самой поверхности золотого изделия;
  • Расписным — на таких изделиях нет ни углублений, ни перегородок. Эмаль, в виде какой-нибудь картины, слоями наносится на изделие и постепенно обжигается. Этот процесс продолжается до того момента, пока вся картина не будет готова.

Любой из этих способов требует кропотливой работы и высокого мастерства, поэтому изделия эти дорогие. Если вам предлагают дешевые украшения под видом горячей эмали, не соглашайтесь. Можно легко отличить, какая именно техника использовалась при изготовлении понравившегося вам изделия. Самый простой способ, механический. Просто нужно ногтем нажать на эмаль. Если это холодная эмаль, то она продавится, а горячая нет. Кроме этого смотрите внимательно, чтобы вам не продали бракованное изделие, на котором имеются какие-то изъяны. Это уже само по себе сказывается на внешнем виде изделия, и к тому же такое украшение может быстро прийти в негодность.

Особенности работы с эмалью

В зависимости от состава измельчённой стекловидной массы, температуры, а также продолжительности обжига, получившаяся в результате эмаль может иметь различную степень прозрачности либо быть совсем непрозрачной – глухой. Это открывает мастеру широкие творческие возможности, так как позволяет добиваться самых разнообразных эффектов.

создание эмали

Спектр техник, применяемых в работах такого рода, весьма богат, и одной из них является перегородчатая эмаль. Украшения, выполненные с её использованием, не имеют широкого распространения и считаются элитарными. Причина заключается в сложности их изготовления и невозможности механизации производственного процесса. Каждая вещь является уникальным авторским произведением. Если учесть также, что в работе часто используются благородные металлы, то становится понятным их высокая цена и низкая доступность.

Как создаётся перегородчатая эмаль

В первую очередь на золотой, серебряной или мельхиоровой (реже медной или стальной) поверхности, являющейся основой композиции, гравируется, а иногда прорезается насквозь контур будущего рисунка. Затем по его краям напаиваются металлические перегородки, толщина которых редко превышает один миллиметр. Эти перегородки, давшие название описываемому виду эмальерной техники, образуют как закрытые, так и открытые ячейки, которые заполняются ещё жидкой и вязкой разноцветной массой.

После того как в процессе обжига эмаль затвердеет, производится шлифовка и полировка изделия. Делается это таким образом, чтобы поверхность перегородок и эмали создала единую плоскость. Техника перегородчатой эмали значительно усложняется тем, что при обжиге слой материала подвергается усадке и становится ниже перегородки. В результате приходится пополнять ячейки и заново обжигать изделие. В зависимости от целого ряда технических факторов и художественного замысла автора, обжиг может повторяться от пяти до ста раз.

Перегородчатая эмаль в искусстве

Искусство работы с перегородчатой эмалью достаточно древнее и существует не одну сотню лет, оно было распространено в разных уголках планеты и развивалось там параллельно.

Древней Руси

На территории Древней Руси мастера владели многими вариантами обработки металла и техниками изготовления ювелирных украшений. В частности, техника перегородчатой эмали появилась еще в 11 веке в Киеве. Буквальн6о через столетие это искусство достигло пика своего развития. Эта техника попала на Русь из Византии, однако со временем мастера превратили ее в нечто весьма самобытное.

Так, например, в качестве элементов в технике перегородчатой эмали среди изделий русских мастеров встречаются облики святых, сирины возле древа жизни и другие уникальные сюжеты. На Руси таким способом украшали изделия из золота, а сам процесс считался весьма непростым.

Имитация перегородчатой эмали акрилом. DIY декор зеркала в восточном стиле. МК Натальи Удовиной.

В древности роль перегородок выполняли тончайшие золотые нити, из которых ювелиры выкладывали узоры вокруг заранее заготовленных углублений. Каждое такое углубление заполняли эмалью разных цветов, а затем обжигали.

Русская перегородчатая эмаль

Перегородчатая эмаль ч 2. Полировка эмали

Китая

Китайская техника перегородчатой эмали довольно сильно отличается от аналогичных видов искусства в других странах. В данном случае мастера при изготовлении украшений не используют драгоценных камней, зато вручную выполняют на столько тонкие узоры, которые не всегда может повторить современная высокоточная полиграфия. Кроме того, уделяется большое внимание соотношению литья и узоров. Например, лапы сказочных животных, например, становятся ручками вазы.

Техника китайкой перегородчатой эмали жива и по сей день, но старинные традиции при этом стараются сберечь. Так, например, в изделиях до сих пор практически никогда не используются драгоценные камни.

Китайская перегородчатая эмаль

Японии

В Японию техника перегородчатой эмали пришла из Китая примерно в начале 16 века, в этой стране она получила название – сиппо. При этом помимо перегородчатой существовало еще три вида декорирования при помощи эмалей – гравированная, расписная, выемчатая.

На заре развития искусства палитра цветов на японских изделиях была ограничена с приглушёнными тонами, но с четким узором из геометрических фигур.

А вот в средине 19 века были получены более яркие эмали и техника фактически пришла к своему рассвету. Изделия, как правило, выполнялись небольшими, с различным рисунками высокой точности, содержащими отсылки к различным японским символам, таким как драконы орнаменты, фениксы и не только. Под саму эмаль часто подкладывалась тончайшая золотистая фольга, которая придавала наносимым эмалям дополнительный блеск.

Уникальные изделия и ширпотреб

Следует заметить, что невозможность влиять на процессы, протекающие в эмали при воздействии высоких температур, обуславливает оригинальность и неповторимость каждого изделия. Дважды добиться одного и того же эффекта практически невозможно, поэтому каждое произведение, выполненное в этой технике, уникально.

Перегородчатая эмаль не является единственной эмальерной техникой в декоративно-прикладном искусстве. Наряду с ней широко используется и так называемая выемочная. От перегородочной она отличается тем, что стекловидным составом заполняются не ячейки, образованные напаянными перегородками, а специально сделанные углубления, форма которых соответствует линиям рисунка. В современном производстве бижутерии с этой целью обычно применяются штампованные заготовки или сделанные путём литья. В этой же отрасли при изготовлении изделий ширпотреба используется и имитация перегородчатой эмали.

История возникновения и развития искусства эмали

Кельтская эмаль Уже в V в. до н.э. у кельтских племен, населявших часть Франции и Британии, получил развитие совершенно другой вид эмали – выемчатая эмаль на бронзе. Изначально это было непрозрачное красное стекло, которое употреблялось вместо распространенных тогда вставок кораллов. Спорным остается вопрос было ли это собственным изобретением кельтов или этот способ вызван влиянием с Востока. В то время как в Галлии, из-за вторжения римлян, развитие культуры было приостановлено, в Британии культура, а вместе с тем и техника эмалирования развивались дальше.Непрозрачную эмаль насыщенного цвета (красного, синего, зеленого, белого) накладывали довольно плотно друг к другу, отделяя узкими перегородками. Применялось даже впаивание венецианского филигранного стекла. Этим способом декорировали ювелирные изделия, сосуды, оружие, детали конской сбруи и карет. В связи с этим можно привести цитату из литературного источника, в котором впервые письменно упоминается эмаль. Живший около 200 г. н.э. в Риме писатель Филостратос в своем произведении «Imagines» в стихотворной форме описал вымышленные картины: «Из лошадей, которые несли юношей, нет ни одной, похожей на другую: одна белая, другая буланая, следующая вороной масти и еще одна рыжей масти. Все они имеют серебряные уздечки, украшенные разноцветными и золотыми бляхами. Эти краски, говорят, лили варвары, которые живут на острове, на раскаленную бронзу. Краски застывают и становятся твердыми, как камень, и сохраняют все, что ими было нарисовано». Римляне же обучались технике эмалирования в провинциях: Галлии, а позднее в Британии. Их работы в техническом отношении полностью соответствовали работам кельтов. Это так же были непрозрачные эмали, которые окрашивались в большинстве случаев окислами железа и меди, а на изделиях из бронзы использовалась выемчатая эмаль. Распространенными цветами были кирпично-красный, темно-красный, оранжевый, голубой. Отличие существовало лишь в художественном оформлении. Драгоценные металлы эмалью не покрывали. Так же перегородчатая эмаль не встречалась ни у римлян, ни у кельтов. Несмотря на то, что в Риме во времена императоров достаточно высокое развитие имело стекольное производство, эмали не были столь популярны и большего распространения не получили. Немецкая ювелирная эмаль С целью цветового обогащения дорогостоящих ювелирных изделий немецкие ювелиры (с IV по VII вв.) применяли в качестве вставок цветные камни и цветное стекло, причем предпочтение отдавалось красному альмандину. Это была очень трудоемкая работа – получать из камня, более твердого, чем стекло или кварц, тонкие пластинки и точно подгонять их по размеру гнезд, образованных перегородками, расположенными в соответствии с орнаментом. При этом тонкие пластины альмандинов отполировывали настолько хорошо, что и сейчас отчетливо видна гофрировка подложенной золотой фольги. Так же на некоторых экспонатах можно увидеть первые примеры витражной эмали. Конечно, нельзя с полной уверенностью сказать принадлежит ли эта пластина пряжки работе местных мастеров или была завезена, однако сама по себе она является очень интересным объектом для изучения. Византия Классическая история искусств рассматривает развитие эмали в связи с развитием культуры и искусства центрально-европейских стран. При этом принимается во внимание Средиземноморье, но только потому, что оттуда исходят корни развития европейского искусства. Развитие науки и техники обусловило появление в VIII в. очень быстро достигшей высочайшего совершенства византийской перегородчатой эмали, которую впервые использовали не как средство имитации камней, а как самостоятельный художественный прием вне связи с прошлым. Начало изготовления перегородчатых эмалей не обошлось, по мнению византийцев, хорошо знакомых с разнообразными шедеврами, без божественной воли. Интереснейшую легенду из хронографа византийского автора Дорофея Монемвасийского приводит И.Е.Забелин. Отрывок этот настолько любопытен, что не лишне упомянуть его снова. Дорофей рассказывает легенду об устройстве Юстинианом престола в Константинопольской Софии. Юстиниан для этой цели призывает «мудрых мужей» и «искусных художников». В «горнило» было положено «злато», серебро, медь, илектр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, оникс, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей… Царь же и первый художник видеша ангела, пристояща делу и мешающа в горниле». Далее художник, влив в форму полученное, «сотворил святую трапезу литую, разноцветну и пречудну». Удивительное впечатление от полученного таким образом произведения передано в следующих восхищенных словах: «Егда зряше на оную (трапезу-престол) кто, являшеся ему овогда светла, иногда же бела, иногда аки зафир, иногда же аки свет блистающий от множества различных вещей, от них же сложена бяше». В этом рассказе правда тесно переплетается с вымыслом: чудесное вещество-эмаль — действительно сплав многих составных, получаемый в огне. Готовый он приобретает черты, свойственные хорошо знакомым драгоценным камням: яхонту, смарагду, касидору, ониксу, алмазам. А чудо его изготовления представлялось таким удивительным, что при его первом сотворении присутствует и в нем участвует и земная верховная власть, и высшая воля. Классическими образцами эмалей считаются именно византийские, а не совершенно отличные по исполнению кельтско-римские выемчатые эмали, появившиеся на 500 лет раньше. Обработка драгоценных металлов получила в позднеантичной Византии высокое развитие. Появились технические предпосылки объединения стекла и металла. Таким образом, византийская эмаль развивалась в совершенно новом качестве – как изобразительное средство. Уже во времена царствования Юстиниана (VI в.) существовали значительные работы в этой технике, но многие из них были уничтожены во время «иконоборчества (с 726 по 843 гг.). Временем расцвета следует считать период до XII в. С переходом к схематичным изображениям в XIII в. начался общий упадок византийских эмалей. В собраниях европейских музеев Италии, Австрии, Франции, Венгрии, Дании, Англии и в музеях и частных собраниях Америки хранятся большое количество разнообразных произведений, украшенных перегородчатой эмалью. Это оклады манускриптов, коробки для хранения евангелий, раки, кресты, кубки, короны, церемониальные предметы и светские украшения. Многие из них связываются с известными историческими лицами и точно датируются. Так, к VI-VII вв. относится ряд предметов королевского убора, подаренных собору в Монце королевой Ломбардии Феодалиной, умершей в 616 г. Алтарь из церкви Сен-Амбруаз в Милане сделан при архиепископах Анжильберте II в 835 г. Оклад Евангелия из Мюнхена собран по прикзанию императора Генриха II, умершего в 1024 г. Особое место в ряду эмалей западных собраний занимает знаменитый престол собора св. Марка в Венеции – Pala d’Oro, который украшает целая коллекция эмалей X-XII вв. византийского и западного происхождения. Таким образом, византийское эмальерное дело представлено произведениями от VI-VII вв. до XII-XIII вв., то есть иллюстрирует 600-700 лет развития ремесла. В конце XIX в. ему было посвящено фундаментальное исследование Н.П. Кондакова. Среди произведений с перегородчатой эмалью византийского происхождения в музеях Запада есть и изделия европейских мастерских, возникавших в монастырях бенедиктинских центров южной Италии, в немецких монастырских мастерских или при дворах монархов Сицилии, Франции. В сложении местного эмальерного производства принимали участие выходцы из Византии и местные мастера. Наследуя основные принципы изготовления перегородчатых эмалей, местные мастерские привносили своеобразие и в технологию самого процесса производства и в художественный облик изделия. Эти особенности, а также латинские надписи позволяют сейчас исследователям связывать отдельные группы произведений с перегородчатой эмалью с мастерскими Палермо или Венеции, немецких или Французских мастеров XII-XIII вв. Большие произведения, искусственно созданные из эмалей разного времени и происхождения, такие, как Pala d’Oro или венгерская корона, распадаются на серии вещей одного происхождения, связанные стилистическим единством с произведениями другого рода. Так, эмали на пластинах с циклом жизни Христа Pala d’Oro удалось связать с эмалями Митры из Стокгольма и эмалями, украшающими литургические перчатки из Бриксена, западноевропейские по своему происхождению. Множество эмалей, разбросанных в музеях разных стран, обязательность визуального их изучения делает задачу характеристики отдельных центров производства перегородчатых эмалей Запада далекой от своего разрешения. Монографическое исследование таких отдельных шедевров перегородчатой эмали, как Pala d’Oro или венгерская корона или отдельных небольших произведений со временем даст возможность для их сравнения и выделения изделий одной или ряда мастерских, связанных территориально или во времени. Таким образом было бы уместно отметить, что опыт Византии оказал решающее влияние на развитие техники эмалей в Европе в средние века. Однако мнение, что Византия была единственным и ведущим центром, откуда искусство эмалирования распространилось на периферии византийского мира, т.е. Грузию, Армению, Сербию, Киевскую Русь, давно устарело. В настоящее время, например в Тбилиси, находят богатые собрания грузинских работ с перегородчатыми эмалями, в которых просматривается влияние Византии, но которые являются национальными творениями. В начале Χ в. в Киевской Руси получила развитие оригинальная техника перегородчатой эмали.

Эффект оконных витражей

Перегородчатая эмаль имеет и ещё одну разновидность. Она носит название витражной или оконной эмали. Это техника характерна тем, что в ней не используется металлическая основа. Своё название она получила из-за того, что выполненные на её основе изделия напоминают по виду витражи окон. Они полностью прозрачны, и свет, проникая сквозь стекловидную массу, создаёт иллюзию цветного витражного стекла, обрамлённого металлом.

Изделия, выполненные в этой технике, необычайно красивы. Металлический каркас, заполненный эмалью, выглядит как тонкое кружево, сделанное из золота, серебра или меди. Он изготавливается путём выпиливания или монтирования и последующей спайки деталей, изготовленных из скрученной особым путём проволоки. Цветная эмаль, заполняющая промежутки между перегородками, создаёт непередаваемую игру света.

Традиции китайской эмали

В истории декоративно-прикладного искусства особое место занимает китайская эмаль. Перегородчатая эмаль, называемая клаузане, не была изобретением самих китайцев, а попала к ним из Франции, но получила своеобразное развитие, обусловленное местными национальными традициями. От своего первоисточника она унаследовала главным образом название, происходящее от исковерканного французского слова Cloison – «перегородка». До появления в Китае этого вида эмальерной техники там использовался её выемочный вариант.

В Дворцовом музее Пекина в большом разнообразии экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства, среди которых особо выделяется китайская эмаль. Перегородчатая эмаль представлена, главным образом изделиями XV века периода Сюаньде и Цзинтай. Это неслучайно, так как период династии Мин, к которой принадлежали упомянутые правители, считается временем наибольшего расцвета этой области искусства. На основе собственных технологий, а также заимствованных в Европе, китайские мастера с необыкновенной фантазией украшали настольные и напольные вазы, чашки, конфетницы, а также разнообразные лампы.

Художественная эмаль из Грузии

Особым почётом у коллекционеров и просто любителей искусства пользуется также грузинская перегородчатая эмаль. Её наиболее ранние известные образцы относятся к IX веку, причём изготовлены они были по той же технологии, что используется в наши дни. Искусство Грузии, которое отличает своеобразный колорит и неиссякаемая энергия, воплотило в себе многие европейские и восточные традиции. Именно поэтому в него столь органично вписалась перегородчатая эмаль, технология которой пришла в эти края из Западной Европы. Здесь она не только была освоена, но и получила дальнейшее развитие, благодаря которому появились многие шедевры национальной грузинской школы.

История

Перегородчатая эмаль в Византии известна с VI века. Византийские историки описывают престол собора Святой Софии (VI век), указывая на его орнаменты в технике эмали[4]. Также и многие двери собора были эмалированы. Расцветом искусства византийской эмали стал XI век[5] (например, Пала д’Оро, корона Мономаха). Изделия этого периода отличает наиболее тонкий слой эмали, чистота и прозрачность красок, а также особая шлифовка, которая придаёт блеск поверхности[6].

Техника эмали нашла в Византии себе обширное применение при изготовлении не только драгоценной церковной утвари — потиров, других священных сосудов, дарохранительниц, ковчежцев для мощей, окладов на богослужебные книги, небольших икон, крестов и прочего[1], — но и различных ювелирных изделий светского характера (известно о столовой посуде императора Юстиниана с эмалевыми изображениями его побед[4]). В Византии эмали употреблялись почти исключительно для украшения золотых вещей.

Из Византии искусство эмали распространилось, с одной стороны, в Грузию и Русь домонгольского периода, а с другой — в Западную Европу, где, начиная с XI века, это мастерство процветало особенно на Рейне (в Кёльне, Трире и других местах) и во Франции, в Лиможе[1]. При этом на западе ювелиры отдали предпочтение более простой технологии выемчатой эмали. К периоду заката Византийской империи (XIV—XV века) эмали уже не отличались прозрачными и яркими красками[7].

  • Архангел Михаил, XI век
  • Христос Пантократор, X век (деталь Пала д’Оро)
  • Святой Димитрий, ок. 1100 года

Эмаль в минувшие времена и сегодня

Известно, что мастера перегородчатой эмали прошедших веков использовали для получения нужного им состава иные компоненты, чем их современные последователи. В одном из старинных рецептов сказано, что для приготовления эмали требуется одна часть чистого кварцевого песка, одна часть борной кислоты и две части свинцового сурика. Для придания составу нужного цвета использовались различные пигменты в виде окисей кадмия, кобальта или меди.

В XX веке техника эмали вышла за рамки своего традиционного использования и, кроме декоративно-прикладного искусства, стала применяться везде, где требуется создать долговечную и химически стойкую поверхность. Появились технические эмали. Соответственно, изменилась и технология их приготовления.

ГОРЯЧАЯ ЭМАЛЬ | Эксперименты с горячей эмалью

Перегородчатая эмаль: мастер-класс

В завершение статьи мы приводим подробный рассказ о том, как самому изготовить панно, выполненное в технике перегородочной эмали. Этот своеобразный мастер-класс позволит каждому желающему попробовать свои силы в создании произведения декоративно-прикладного искусства.

Прежде всего нужно взять подходящую по размеру и толщине медную пластину и отжечь её до появления красного цвета, а затем охладить в воде. Это придаст материалу мягкость и предохранит от деформации при дальнейшем обжиге самой эмали. После этого пластина вытирается и тщательно зачищается наждачной бумагой. Не следует добиваться идеально гладкой поверхности, так как легкая шероховатость будет способствовать лучшему соединению металла с эмалью.

От нанесения рисунка до установки перегородок

Следующий шаг – нанесение на пластину рисунка. Это может быть как собственная композиция, так и перенесённая из книги с помощью кальки и копировальной бумаги. Чтобы изображение было более чётким, пластину можно предварительно покрыть белой гуашью. Когда рисунок обозначен, его следует процарапать с помощью стальной чертилки, применяемой в слесарных работах. После этого пластина тщательно промывается и ещё раз прокаливается на огне.

Для изготовления перегородок рекомендуется использовать медную проволоку диаметром примерно 0,8 миллиметра. Её предварительно пропускают через вальцы или просто расплющивают молотком. Получившаяся полоса приклеивается ребром к пластине, в точности повторяя линию рисунка. Для этой работы обычно используют спиртовой клей БФ-6.

Техника перегородчатой эмали

Многие помнят капли росы, пойманные летней паутинкой. У перегородчатой, как и у витражной (разновидности перегородчатой) эмали схожий принцип. Просветы в выложенном проволокой рисунке — ажурной филиграни — заполняют мокрой молотой эмалевой массой.

Изделие осторожно просушивают и немедленно обжигают. Многоцветный рисунок обжигается в муфельной печи многократно. Эмаль сплавляется и образует как бы стекло, вправленное в просветы металлического кружева.

Для наглядности мы разместили видеоролик, где показан весь процесс изготовления фигурки, декорированной перегородчатой эмалью:

Пояснения от авторов ролика: этапы изготовления изделия с перегородчатой эмалью

  1. Эскиз изделия переводится на медь при помощи белой гуаши и копировальной бумаги. Получившийся на металле рисунок закрепляется чертилкой
  2. Заготовка выпиливается ручным лобзиком. Чеканным молотком ей придается нужный объем, надфилем доводится до идеального соответствия эскизному контуру
  3. Заготовка отжигается и отбеливается в кислоте. Поверхность покрывается слоем прозрачной эмали и обжигается в печи при t 800*C
  4. Приступаем к изготовлению перегородок. Здесь понадобится вальцованная серебряная проволока 999 пробы, пинцет и круглогубцы. Из проволоки выгибаются фрагменты рисунка и фиксируются на поверхность эмали специальным клеем, который полностью выгорает в процессе последующих обжигов
  5. Получившиеся ячейки заполняются эмалью, разведенной с водой. Изделию дается полностью просохнуть – иначе при обжиге вода начнет закипать и разбрызгивать эмаль
  6. Когда изделие (в нашем случае — лошадка) полностью высыхает, его кладут на подставку и помещают в уже разогретую до 800 градусов муфельную печь. Обжигается изделие всего минуту. Вынутая из печи эмаль должна остыть при естественной температуре без резкого охлаждения. Дальше продолжаем работать с цветом, закладываем и обжигаем разные оттенки эмали до тех пор, пока не достигнем задуманного результата
  7. Из латуни паяется основа для броши и в нее монтируется лошадка

Витражную эмаль отличает от перегородчатой только то, что она прозрачна, если смотреть сквозь изделие на свет. У перегородчатой же имеется «донышко» — непрозрачная основа обычно из меди, серебра, либо желтого золота. Кстати, есть мнение, что в старину (до Бенвенутто Челлини, виртуоза витражной эмали), «донышко» именно стачивали, и после обжигали.

Работа с Горячей Эмалью

Эта эффектнейшая техника перегородчатой эмали — подвиг бесконечного терпения и сноровки. Её любили мастера Ар Нуво, не искавшие лёгких путей.

Нанесение эмали и обжиг

Для изготовления панно следует применять эмаль в виде порошковой массы. В продаже бывают её разновидности с добавлением золотых или серебряных частичек, что придаёт изделию более дорогой и изысканный вид. Порошок разводят водой и образовавшейся массой заполняют промежутки между перегородками. Для этой цели удобно использовать шпатель и кисть. Важно, чтобы слой эмали был равномерно уложен ровно по высоте перегородок.

На следующем этапе потребуется сушильная печь. В ней изделие просушивается при температуре 60 °С до тех пор, пока из эмалевой смеси полностью не испарится вода. По завершении этого процесса пластину на подставке из жаропрочной стали помещают в муфельную печь и производят обжиг. Если есть возможность регулировать температуру в печи, то желательно довести её до 850 °С, если нет, то нагрев следует продолжать до тех пор, пока поверхность изделия не станет глянцевой.

Что такое перегородчатая эмаль

Технику минанакри взяли на вооружение многие мастера ювелирного дела, многие из них стараются обогатить свои изделия не только красивым рисунком, но еще и некоторым национальным колоритом. Так, например, грузинская перегородчатая эмаль стала своеобразной визитной карточкой мастеров этого государства. А в Индии украшения этой техники являют собой изделия с драгоценным камнем, обрамленные пестрым эмалевым узором, часто в таких украшениях еще можно наблюдать просечной орнамент по металлу и чеканку.

Принцип техники выглядит следующим образом: проволокой на изделии выкладываются различные ажурные формы, а сама проволока в итоге и будет представлять собой перегородки для эмали. В получившуюся заготовку заливают жидкую эмаль, затем изделие просушивают и обжигают в муфельных печах большое количество раз. После тепловой обработки эмаль становится похожей на стекло, впаянное в отверстия, выложенные проволокой.

Серьги в технике “перегородчатая эмаль”

Завершающий этап работы

Убедившись, что обжиг завершён, пластину достают из печи при помощи длинных щипцов и, положив на металлическую поверхность, прижимают сверху плоским и ровным грузом, вес которого должен быть не менее десяти килограмм. В таком виде изделие остывает. Затем груз убирают и надфилем производят зачистку неровностей и удаление окалины.

Перегородчатая эмаль – техника непростая, и с первого раза художественные качества изделия могут оказаться неудовлетворительными. В этом случае можно добавить в ячейки необходимое количество эмали и повторить обжиг, но делать это можно не более четырёх раз, так как при большем количестве этот вид эмали обесцвечивается.

Разговор о горячей эмали

Происхождение и алгоритм покрытия перегородчатой эмалью

В ювелирном искусстве существует немало нарядных техник. И одна из них — перегородчатая эмаль. По системе изготовления — это переплетенные по контуру серебряные проволочки, в которые заливается эмаль. Рисунки внутри перегородок могут быть самыми разными. Это зависит от мастерства ювелира: чем нежнее и ажурнее рисунок, тем изделие будет дороже и красивее выглядеть.

Украшения с перегородчатой эмалью

История появления техники

Техника зародилась в Древнем Египте и постепенно проникала в другие страны Азии и Ближнего Востока. Изделиями с применением перегородчатой эмали славились киприоты. Но в совершенстве это искусство постигли в Китае. На сегодняшний день страны Азии и Ближнего востока продолжают изготавливать изделия с применением этой техники. Она считается дополнением к «королям» изделия — драгоценным камням.

Так было принято, что чем ярче и насыщеннее выглядит украшение, тем оно красивее. Минималистичной эту технику нельзя назвать. Перегородчатая эмаль имеет другое название, которое сохранилось до сегодняшнего дня — «минанкари». Это слово имеет индийское происхождение.

Как правильно наносить горячую эмаль | Ювелирное дело

В каждой стране техника изготовления таких украшений отличалась. И если в Индии любили украсить минанкари камнями, то в Китае, наоборот, методика была более сдержанной и точной и называлась «клуазоне». На изделия наносились четкие рисунки с помощью эмали, и композиция приобретала практически типографский вид.

Единственное дополнение в таких украшениях было литье. Отливали чаще всего фигурки мистических животных. А вот нежелание использовать камни обосновывалось тем, что они со временем опадали от изделия, а перегородки с рисунком держались долгое время. Сохранились образцы таких украшений, датированные XIV веком.

Кольца с перегородчатой эмалью

На территории Европы и России техника появилась в XVI-XVII веке. Она также несколько трансформировалась и получила название «витражная эмаль». Таким видом искусства занимаются до сих пор. Поэтому многих искусствоведов и художников интересует в первую очередь техника перегородчатой эмали. По характеристикам процесса она более трудоемкая, чем сложная в исполнении.

Если изделие делал новичок, зная технику, то все отличие будет заключаться в точности и ажурности линий. Суть методики заключается в заливке эмалью перегородок между проволочками и дальнейшем обжигании и просушке украшения.

Изготовление изделий по этой методике

Но если представлять подробный алгоритм, то в нем выделяют такие этапы:

  • На бумаге рисуется эскиз. Далее его нужно перевести на изделие из металла. Сделать это можно с помощью копирки или белой гуаши. Нарисованный эскиз еще не означает, что картинка получится именно такой. На этой стадии можно легко исправить рисунок. После того как произведены все корректировки, эскиз нужно закрепить чертилкой.
  • Изготовление заготовки — довольно трудоемкий момент. Все заключается в том, что с помощью чеканки и надфиля нужно вырезать изделие лобзиком точно по эскизу. Нетренированным мастерам этот этап покажется наиболее сложным.
  • Полученную заготовку следует прокалить и отбелить в кислоте. А после этих действий покрыть слоем прозрачной эмали и снова обжечь в печи при температуре 800 градусов. Сделать это в домашних условиях сложно без специального приспособления.
  • На бесцветную эмаль с помощью специального клея приклеивается проволока из серебра 999 пробы. Это не слишком тяжело, поскольку чистое серебро — мягкий и пластичный металл. А придать ему форму можно с помощью плоскогубцев и пинцета.
  • После прикрепления проволоки по контурам, получившиеся ячейки заливают эмалью. После этого нужно дать время для того, чтоб перегородчатая эмаль застыла. Потому что следующее действие будет связано с обжигом в печи и нельзя туда класть украшение с влажной краской, поскольку она начнет закипать. Для конечного обжига понадобится минута времени в печи при температуре 800 градусов. Остыть изделие должно самостоятельно и постепенно.

Поскольку ячейки получаются плотными, эмаль не должна перетекать из одного отсека в другой. Можно спокойно насытить изделие разными цветами. Но лучше это сделать после того, как один отсек остынет. То есть алгоритм придется выполнять заново для каждого цвета эмали.

наносим холодную эмаль

Шкатулка с перегородчатой эмалью

А вот витражная разновидность искусства заключается в том, что перегородчатая эмаль не имеет дна. То есть если поднести такое изделие на свет — оно будет просвещаться. Изготовить изделие по этой технике намного сложнее. Поэтому часто в богатых дворцах можно было найти витражи не только в изделиях, но и в предметах интерьера.

Кулон «Сердечко». DIY Перегородчатая эмаль на серебре.

Именно трудоемкость процесса и сделала технику не только уникальной, но еще и дорогостоящей. Все изделия выполняются вручную. Поэтому массового распространения перегородчатая эмаль не нашла. Искусственно можно только подделать изделие, например, если отлить ячейки в металле заранее. Но даже по внешнему виду можно будет отличить перегородчатую эмаль от других техник:

  • проволока из серебра должна быть тонкой и полностью просматриваться по всей длине украшения;
  • рисунок ажурный и тонкий;
  • стоимость изделия высокая.

Изделия, выполненные в такой технике, трудно найти в крупных заводских магазинах. Чаще всего они выполняются под заказ, и в итоге вы получаете уникальное изделие. Вы можете заказать узор любых оттенков и форм, подходящий под ваш интерьер. А также стоит поискать перегородчатую эмаль на аукционах, сборах и форумах ювелиров. В коллекциях модных домов также могут выпускать такие изделия, правда, в этом случае придется доплатить еще и за бренд.

Оцените статью
Скрапбукинг, вышивка, вязание и другие виды рукоделия