Мастер-класс Как написать икону

Краткое содержание:

Технология создания православной иконы

Создание иконы — длительный, кропотливый, многоэтапный процесс.

На примере Венчальных икон размером 18х24 мы проиллюстрируем и расскажем о том как создаются иконы в нашей мастерской.

1-ый этап: Изготовление иконной доски.

Для написания икон наши иконописцы используют доски, изготовленные в столярной мастерской. Самая подходящая древесина для изготовления иконной доски — липа. С обратной стороны доски столяр делает шпонки. Шпонки изготавливаются из дуба, они предотвращают прогиб иконы. Иконные доски бывают без ковчега и с ковчегом. На лицевой стороне доски с ковчегом вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляются нетронутыми поля. Углубленная часть доски называется ковчегом, возвышение от ковчега к полям иконы называется лузга. Глубина ковчега для небольших икон составляет 2-2.5 мм, для крупных икон 3-4 мм.

2-ой этап: Нанесение специального грунта (левкаса) на иконную доску.

Левкас, в состав которого входят мел и клей, накладывается на марлевую ткань — паволоку, предварительно наклеенную на иконную доску. Мастер, работающий с левкасом знает и соблюдает технологию этого процесса. У каждого левкасчика есть свои секреты приготовления левкаса, индивидуальные пропорции составляющих его частей. Покрытую левкасом доску просушивают и тщательно вышкуривают . Наша иконописная мастерская сотрудничает с высококвалифицированными мастерами-левкасчиками, так как от качества левкаса зависит качество золочения, гравировки, а также нанесения красочного слоя при написании иконы.

3-ий этап: Отрисовка образа на иконной доске.

На гладкую поверхность залевкашенной доски иконописец наносит рисунок образа с образца, утвержденного заказчиком. Затем мастер-позолотчик золотит необходимые участки иконы — нимб, фон, поля иконы. Мы выполняем золочение на полимент листовым сусальным золотом 960 пробы. Золочение иконы требует навыков и умения.

Если вы заказываете икону с гравировкой, то пред позолотой иконы мастер-гравер выполняет гравировку по левкасу. Только после этого можно золотить икону.

4-ый этап: Написание иконы.

Мастер-класс «Бессанкирное письмо» с иконописцем Мироненко Д. Г., 17 мая 2017 г.

Когда необходимые участки иконы позолочены, можно приступать к работе красками. При написании иконы мы используем высококачественные долговечные темперные краски, для разведения которых применяется яичная эмульсия (желток с добавлением воды и уксуса, или вина). Мы используем технику, в которой работали мастера 14-16 вв . Сначала основными цветами покрываются элементы одежды, лика, рук, пейзажа и архитектуры, то есть выполняется роскрышь иконы. Роскрышь — это основа для моделирования формы.

РОСКРЫШЬ ИКОНЫ Воскресения Христова. В гостях у иконописца .Мастер класс , уроки иконописи .

По роскрыши иконописец делает прорись или опись — нанесение всех контуров рисунка складок одежды, лика. Цвет прориси бывает чаще всего таким же, как основной тон роскрыши , но немного темнее, редко другой. Линии должны быть живыми, сочными, а не сухими и однообразными.

После нанесения описи, иконописец приступает к моделировке формы светом, то есть к нанесению пробелов на одежде, горках, зданиях, если они присутствуют в композиции иконы. Высветления наносятся послойно от темного к светлому.

Когда одежда, пейзаж, архитектура прописаны высветлениями, иконописец приступает к высветлению лика и рук святого. В иконописи существует много приемов наложения высветлений для моделирования формы. Каким будет лик по окончании работы во многом зависит от мастерства иконописца. У каждого художника-иконописца есть свои приемы и навыки, а также предпочтения, которые он использует, прописывая образ. Наши иконописцы достигают высветления при помощи многослойных лессировок — очень тонких красочных слоев, которые наносятся один на другой и создают эффект свечения лика. Количество таких слоев может достигать 50.

В конце работы над образом необходимо сделать притенения по краям одежды и в некоторых местах на лике, для придания большей выразительности и объема. Также выполнить оживки — светлые штрихи, которые придают еще больший эффект свечения.

5-ый этап: Нанесение ассиста .

Специальным клейким веществом иконописец наносит узор будущих золотых высветлений на одежде, архитектуре и деревьях, который затем наносится листовое сусальное золото. После этого на иконе необходимо выполнить надписи.

7-й этап: Создание защитного слоя.

Завершающий этап в работе над иконой — это покрытие иконы защитным слоем — олифой. Олифа пропитывает насквозь все красочные слои, скрепляя их между собой и с левкасом. Благодаря олифе все краски на иконе начинают звучать в полную силу. После высыхания олифы необходимо покрыть икону специальным лаком, который защитит краски от пожелтения, а саму икону от повреждений и других неблагоприятных факторов.

Венчальная пара готова.

Обучение иконописи. Мастер-класс

Для лучшей сохранности иконы можно поместить еще в киот. Он защитит икону от пыли и от воздействия других внешних факторов.

По желанию мы освящаем икону в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Чтобы освятить икону, мы относим ее в храм. В соборе Лавры священник читает специальные молитвы на освящение иконы и кропит ее святой водой.

Сайт иконописца Владимира Фронтинского

Самое популярное

Сейчас на сайте чел.

Всего записей 66

©2021 Сайт иконописца Владимира Фронтинского

Обучение иконописи

Ико­но­пись – это вид живо­пи­си, обла­да­ю­щий сво­ей эсте­ти­кой, при­ё­ма­ми, тех­но­ло­ги­ей. В дан­ной ста­тье основ­ное вни­ма­ние я уде­ляю эсте­ти­ко-ремес­лен­но­му нача­лу в ико­но­пи­си. Для созда­ния совер­шен­но­го обра­за, по воз­мож­но­сти, нуж­но овла­де­вать и совер­шен­ной фор­мой. Кро­ме овла­де­ния ремес­лен­ны­ми навы­ка­ми необ­хо­ди­мо вос­пи­ты­вать худо­же­ствен­ный вкус, поча­ще созер­цать шедев­ры рус­ской и миро­вой ико­но­пи­си, нахо­дя­щих­ся в музе­ях, что, к сожа­ле­нию, доступ­но не всем. Часто репро­дук­ции икон гре­шат иска­же­ни­ем цве­та, сами ико­ны быва­ют в пла­чев­ном состо­я­нии. Для обу­че­ния необ­хо­ди­мы, конеч­но, хоро­шие аль­бо­мы, репро­дук­ции, луч­ше фото­гра­фии фраг­мен­тов, сде­лан­ные в музе­ях, кото­ры­ми обла­да­ют серьёз­ные ико­но­пис­ные школы.

После эле­мен­тар­ных упраж­не­ний, опи­сан­ных в преды­ду­щей ста­тье – гор­ки, архи­тек­ту­ра, вода, дере­вья, мож­но при­сту­пить к пись­му антич­ных оде­я­ний свя­тых, поизу­чать систе­му пробело́в на склад­ках. Основ­ные при­ё­мы созда­ния ико­но­пис­ной опти­че­ской систе­мы: роскрышь, при­те­не­ние, высвет­ле­ние, опись, лес­си­ров­ка. Часто уча­щи­е­ся вме­сто посто­ян­ных упраж­не­ний жела­ют узнать какие-то «сек­ре­ты» или «осо­бые тех­но­ло­гии», кото­рых не суще­ству­ет. Луч­ше хоро­шо выпол­нить про­стую зада­чу, напри­мер, мно­го­крат­но напи­сать рукав, или дру­гой фраг­мент оде­я­ний, что­бы он выгля­дел убе­ди­тель­но. Упраж­не­ния мож­но делать на залев­ка­шен­ной натя­ну­той бума­ге или орга­ли­те, неудав­ши­е­ся момен­ты надо научить­ся счи­щать скаль­пе­лем. Роскрышь, т. е. пят­но цве­та на одеж­дах, наби­ра­ет­ся плот­нее, чем гор­ки, но с неко­то­рой долей про­зрач­но­сти. Про­бе­ла́ име­ют сту­пен­ча­тый харак­тер, дости­гая в неко­то­рых древ­не­рус­ских ико­нах до пяти сту­пе­ней. Они долж­ны чёт­ко отде­лять­ся друг от дру­га, иметь свою логи­ку постро­е­ния объ­ё­ма. Начи­на­ют­ся про­бе­ла́ не чисты­ми бели­ла­ми, в них может под­ме­ши­вать­ся цвет роскры­ши или дру­гой пиг­мент. На сире­не­вом цве­те часто дела­ют­ся холод­но-синие про­бе­ла́, такой цвет дают смесь белил и чёр­но­го. Про­бе­ла́ в послед­них фазах дости­га­ют пол­ной плот­но­сти, в сред­них – более про­зрач­но, сквозь них может про­све­чи­вать цвет одежд. С тене­вой сто­ро­ны объ­ём моде­ли­ру­ет­ся «при­те­не­ни­я­ми» – тон­ки­ми, про­зрач­ны­ми, лес­си­ро­воч­ны­ми сло­я­ми крас­ки, цве­та немно­го тем­нее роскры­ши. Завер­ша­ет­ся постро­е­ние фор­мы опи­ся­ми и белиль­ны­ми тон­ки­ми маз­ка­ми. Опи­си созда­ют тене­вую «глу­би­ну», они име­ют раз­ную интен­сив­ность, с тене­вой сто­ро­ны – тем­нее. Необ­хо­ди­мо научить­ся в поис­ках выра­зи­тель­но­сти спо­кой­но «мять» мате­ри­ал, менять про­пор­ции, цве­та, дви­гать какие-то дета­ли, что-то счи­щать частич­но или пол­но­стью. Исправ­ле­ния рисун­ка вид­ны на древ­них ико­нах, ника­кой «гра­фьёй» ста­рые масте­ра не поль­зо­ва­лись. Про­ца­ра­пы­ва­ние кон­ту­ра дела­ет­ся при золо­че­нии, что­бы при нахлё­сты­ва­нии золо­та не поте­рять силу­эт. Тех­ни­ка постро­е­ния объ­ё­ма в иконе мно­го­слой­ная, слои под­су­ши­ва­ют­ся, рабо­та «по сыро­му» не ведётся.

При напи­са­нии мно­го­цвет­ных празд­ни­ков важ­но гар­мо­нич­но подо­брать цве­та, посте­пен­но уточ­няя их, все­гда луч­ше начи­нать блед­но, чем потом счи­щать слои скаль­пе­лем. В искус­стве ико­но­пи­си мно­гое зави­сит от внут­рен­ней куль­ту­ры чело­ве­ка, его эсте­ти­че­ских прин­ци­пов и ремес­лен­но-худо­же­ствен­ных навы­ков, уме­ние выби­рать из все­го огром­но­го мате­ри­а­ла самое выра­зи­тель­ное. Все цве­та на иконе под­дер­жи­ва­ют друг дру­га, сам по себе цвет вооб­ще не суще­ству­ет, какой нибудь охри­стый цвет рядом с синим выгля­дит ярко-оран­же­вым, а гряз­но-зелё­ный рядом с крас­ным ста­но­вит­ся весь­ма ярким. Мож­но делать коле­ров­ку на бума­ге, при­став­ляя кусо­чек коле­ро­ван­ной бума­ги к дру­гим цве­там. Важ­но не задер­жи­вать­ся на каком-то одном эта­пе, а попро­бо­вать про­ра­бо­тать чёт­ко наи­бо­лее понят­ный эле­мент ико­ны. Начать писать опи­си, про­бе­ла́, затем опять перей­ти к уточ­не­нию цве­та, тогда ста­нет виден даль­ней­ший путь рабо­ты. Конеч­но, мастер­ство дости­га­ет­ся боль­шим тру­дом и прак­ти­кой. Чёт­ко опре­де­лён­ной после­до­ва­тель­но­сти напи­са­ния ико­ны я не придерживаюсь.

Последовательность написания икон

Ино­гда начи­наю с про­ра­бот­ки лика, ино­гда – оде­я­ний. Укла­ды­вать золо­то, в неко­то­рых слу­ча­ях, при­хо­дит­ся так­же после опре­де­ле­ния основ­ных цве­то­вых пятен и силу­эта, кото­рый в каран­даш­ном рисун­ке не все­гда поня­тен. Каран­даш­ный рису­нок я не обво­жу тём­ной крас­кой, как дела­ют мно­гие ико­но­пис­цы, нано­шу цве­та не так плот­но, что­бы рису­нок про­све­чи­вал сквозь роскрышь, затем наме­чаю склад­ки, про­бе­ла́, сно­ва уплот­няю общий тон, ино­гда меняя, уточ­няя пред­ва­ри­тель­ный рису­нок. Часто при­ме­няю лес­си­ров­ку – это покры­тие тон­ким сло­ем крас­ки уже напи­сан­ных частич­но или пол­но­стью фраг­мен­тов ико­ны. Этот при­ём обоб­ща­ет дроб­но напи­сан­ные дета­ли. При­ме­няю его и в пись­ме ликов. Начи­наю с наи­бо­лее понят­ных мест ико­ны, даль­ней­шее реше­ние обра­за при­хо­дит посте­пен­но. Важ­но научить­ся при­ни­мать воле­вые реше­ния и про­дви­гать рабо­ту, не зацик­ли­ва­ясь на каком-то этапе.

Нанесене ассиста

Послед­няя ста­дия созда­ния ико­ны – нане­се­ние золо­тых штри­хов на ассист. Лип­кое веще­ство – чес­ноч­ный сок, вини­лик – син­те­ти­че­ский мате­ри­ал. Я поль­зу­юсь вини­ло­вым неза­сы­ха­ю­щим лаком “goldsize”. Гото­вую ико­ну луч­ше под­су­шить несколь­ко дней. На места, где будет ассист, нане­сти мел хоро­ше­го каче­ства, слег­ка вти­рая его кисточ­кой, для обез­жи­ри­ва­ния. Акку­рат­но нане­сти кле­я­щее веще­ство штри­ха­ми и пят­на­ми. Затем мож­но нано­сить золо­то, наре­зая его неболь­ши­ми кусоч­ка­ми и пере­но­ся и при­ми­ная его хлеб­ным мяки­шем. Оста­нут­ся золо­тые штри­хи, в тех местах, где был нане­сён вини­лик. Над­пись я ком­по­ную на каль­ке, затем пере­дав­ли­ваю руч­кой без пас­ты на золо­той фон. По золо­ту мож­но писать акри­ло­вой крас­кой или тем­пе­рой ПВА. Место, где будет над­пись, покры­ваю акри­ло­вым лаком, крас­ка по нему хоро­шо ложит­ся. Золо­то покры­ва­ет­ся про­зрач­ным лаком, ико­на олифится.

Способы золочения в иконописи | Запись прямого эфира от 29 мая 2020

Гото­вая ико­на покры­ва­ет­ся нату­раль­ной оли­фой с сик­ка­ти­вом, посколь­ку син­те­ти­че­ский лак и раз­ба­ви­те­ли выбе­ли­ва­ют жел­ток. Эта опе­ра­ция так­же может пре­вра­тить­ся в про­бле­му и тре­бу­ет навы­ка. Сырая оли­фа без сик­ка­ти­ва дол­го сох­нет и на неё может налип­нуть пыль. Я поль­зу­юсь покуп­ной немец­кой оли­фой, раз­бав­ляя сырой нату­раль­ной. Так­же мож­но про­то­мить нату­раль­ную оли­фу с аце­та­том кобаль­та, кото­рый явля­ет­ся сик­ка­ти­вом, т. е. убыст­ря­ет про­цесс высы­ха­ния. Томят в духов­ке 3–4 часа. Покры­ваю ико­ну кистя­ми не за один раз. Рука­ми осо­бо не раз­гла­жи­ваю, пото­му что мож­но обо­драть ассист и крас­ку. Луч­ше всё это про­бо­вать на каком-либо ненуж­ном эски­зе, кото­рый не жал­ко испортить.

Самоучитель иконописи | Пишем икону Богородицы — вместе онлайн, 2

Процесс написания иконы

Ико­на «Вос­кре­се­ние Христово»
Про­цесс написания
1
2
3
4
5
6
7
8

Рису­нок каран­да­шом на залев­ка­шен­ной доске

Базовый курс по написанию иконы для начинающих.

Обучение проводится по авторской методике иконописца Владимира Костюка которая основывается на древнейших иконописных техниках Византии, Греции и Киевской Руси периода ХІІ-ХVI вв.

В написании икон традиционно используются доска с грунтом-левкасом, сусальное золото, натуральные пигменты на яичной эмульсии. Методика интенсивного обучения направлена на максимальный результат с последующим совершенствованием навыков письма иконы. Благодаря специальной методике и особому подходу обучения, хоть это кажется невозможным, но — Вы сможете написать икону, даже, если у Вас совсем нет навыков рисования!

Курс прошли свыше 500 учеников с абсолютно разным возрастом, профессиями и навыками. Самому младшему ученику 11 лет, а самому старшему 72 года, поэтому начинать учиться никогда не поздно.

В ходе курса детально будут изучены:

  • теоретические основы богословия и символики иконы,
  • подготовка доски,
  • нанесение рисунка,
  • золочения сусальным золотом,
  • приготовления красок и яичной эмульсии,
  • техника письма тканей и ликов,
  • защита иконы.

Длительность базового курса 16 уроков, в ходе которых каждый ученик напишет свою первую икону.
Предоставляется право выбора иконы из образцов.
После окончания базового курса по желанию ученики продолжают обучение с повышением качества письма.
После обучения написанные иконы освящаются в храме, а также выдается сертификат установленного образца.
В период обучения проходят различные мастер-классы, выставки икон, пленэры и экскурсии-паломничества с целью изучения древних памятников иконописи.
Ученики курса образуют сообщество творческих, верующих людей объединенных общей идеей.

У Вас есть уникальная возможность прикоснуться к таинству иконописи, познать сакральные техники, передаваемые веками; узнать, как через изучение древнего искусства иконописи Вы можете духовно развиваться, обретать внутреннюю гармонию и спасение души.

Краткий обзор курса:

  • Уровень — начинающий
  • Продолжительность — 16 уроков
  • Периодичности — 1 урок / нед
  • Продолжительность урока — 2 часа

Художник-иконописец, доктор церковного искусствоведения, глава Национального союза иконописцев Украины, основатель иконописной школы «TEOFOS». Автор и преподаватель курсов иконописи, реставрации, резьбы, каллиграфии и др. Организатор выставок икон и иконописных конференций национального масштаба. По авторской методике обучения Владимира Костюка, курс иконописи прошли более 500 учеников.

Моя первая икона Преподобный Серафим Саровский. Это был смиренный чудотворец, целитель, который возвращал людям здоровья, разум и веру. К своему стыду раньше я ничего не знала об этом святом человеке. В школе иконописи, когда мы, ученики, выбирали, какую икону будет рисовать каждый из нас, я выбрала Саровского. Я не знала кто изображен на иконе, но меня зацепил проницательный и теплый взгляд старого печального человека. Позже мои соученики сказали мне: «Это не ты его выбрала. Так он тебя». Удивительно .
В светлой, наполненной солнцем мастерской царит спокойная творческая атмосфера. Можно наблюдать за работой других учеников. Два часа пролетали очень быстро. Иногда мы все вместе с учителем так восхищенно увлекались творческим процессом что занятия длилось гораздо дольше. Учитель щедро делится с нами своими знаниями. Помогает в технике рисования, учит новым терминам, неизвестным словам, показывает книги, посвященные иконе. Я стала чаще посещать церкви, монастыри, больше интересоваться святыми, изображенными на иконах. И у меня проснулся еще больший интерес к христианству. От учителя я узнала, что иконы это не портреты и не художественный рисунок. При написании иконы нужно придерживаться канонов (правил), не отступать от них. Мастер делает список (змальовок) с существующей иконы. В иконописном искусстве везде присутствуют религиозные символы. Метафорическая речь иконописи сложная, каждый элемент иконы имеет собственное символическое значение. И мне интересно разобраться в них, понять, что именно обусловлено в символике.
Во время учебы иконописи я почувствовала положительные изменения в себе, в восприятии окружающего мира. Возможно, стала более сдержанной: в словах, в еде, в желаниях. Стала больше читать исторической и духовной литературы.
Большой неожиданной наградой для меня было приглашение учителя Владимира Костюка принять участие в выставке иконописных работ. Выставка проходила в Софийском соборе в Киеве. В экспозиции были представлены работы известных иконописцев и работы учеников.
Хочу искренне поблагодарить своего учителя Владимира Костюка за такое хорошее и нужное дело. Без него я сама никогда бы не решилась на написание иконы.

В течении курса иконописи познала новый и необычный для меня вид искусства. Искусство и творение, которое одобрено Всевышнем и это большая честь для смертного.
Как известно, икона – это удивительный мир, который открывает перед нами реальность Божественного бытия. Этот мир требует к себе особого отношения. Он не терпит небрежности и неуважения, он живет по особым правилам, которые не всегда вписываются в законы обычной живописи. И все же икона – не самостоятельное художественное явление. По-настоящему она живет только в Церкви и лишь молитва перед ней раскрывает в иконе все смыслы, вложенные в нее. Она зовет нас к своему Творцу, но не насилует нашу волю. Икона, подобно окну, манит человека взглянуть в Небо, которое не знает ни греха, ни зла, ни смерти. Чтобы потом, благодаря этому опыту, постараться и земную свою жизнь сделать достойной этого Неба.
Когда я училась писать иконы на занятиях этого курса, я ощущала духовное спокойствие и ощущение что занимаюсь благословенным делом. Для меня иконопись полезна в первую очередь тем, что это духовное искусство открывает мне путь к более глубокому пониманию историй связанных с возникновением икон, которые я писала.
Очень благодарна моему преподавателю Владимиру Костюку за его старания, уважительный подход, ясное пошаговое изложение программы курса, а также за помощь в написании тех или иных деталей иконы, за своевременную помощь в исправлении ошибок и за полезные советы по подбору материалов и инструментов необходимых для этого вида искусства.
Структура курса отличная, также очень удобно что есть онлайн поддержка и онлайн уроки.
Я планирую продолжать писать иконы в свободное время, поскольку мне это искусство близко к сердцу, и по окончании курса у меня есть достаточно знаний для этого, но еще есть куда расти.
Я считаю, что данный курс является важным шагом для каждого кто когда-либо интересовался иконописанием. Ибо на этом курсе они получат все что им нужно для успешного и глубокого познания особенностей данного вида искусства, а именно технологию написания, необходимые инструменты, материалы, а также дельные советы мастера. Тем, кто еще сомневается, начинать ли путь по написанию иконы, хотелось бы посоветовать не сомневаться и сделать этот шаг. Время, которое Вы отдадите изучению искусства написания икон не будет потраченным впустую, потому что по окончании курса вы наверняка будете компетентным иконописцем с парой готовых икон.
Желаю иконописной школе «TEOFOS» процветания, успехов и дальнейшего развития, а уважаемому Владимиру творческого вдохновения! Да хранит Вас Бог и оберегает! Благодарю Вас за все!

Иконописью начала интересоваться давно так как сама по образованию художник.. Понимая серьезность написания иконы не решалась приступить к этому большому делу. Но все приходит наверное в свое время. На день рождения мне сделали подарок -Курс иконописи школы Teofos. Когда все материалы пришли, я начала писать Владимирскую икону Божьей Матери. Работа велась онлайн последовательно, на каждом этапе с консультациями, что так, что не так. Благодаря большому профессионализму преподавателя Владимира Костюка, который структурировал курс, из понятно изложенных этапов работы, удалось казалось бы невозможное. Конечно, иконопись меняет жизнь человека, духовно обогащает. Думаю дальше развиваться в этом направлении и советую всем, кто только думает начать, именно курс иконописной школы Teofos.

Как научиться писать иконы и нужно ли для этого благословение

Православие плотно ассоциируется с иконами. Всевозможные ангелы, святые, их сложная символика — это целый мир, в который интересно погружаться. При этом очевидно, что иконы пишутся по каким-то иным законам, нежели обычные художественные картины. Что делать человеку, который захотел освоить этот навык?

Первый этап роскрыши. Лекция 6, Святитель Николай. Мастер-классы по иконописи

Икона — это не картина, а образ присутствия небесного мира

Иконопись — это сфера, которую не все себе правильно представляют. Если есть некий талантливый художник, который способен проявить себя в выдающихся и живописных картинах, но рисование икон может его сильно разочаровать.

И на то есть несколько причин:

Икона — не картина. Образ пишут по определённым техникам, которые сводятся к опредёленной группе приёмов. Свой стиль сюда не перенесёшь. В иконописи нет места экспрессивным творцам, брызгающим краску на стены. Не уместны здесь и различные ловкие приёмы использования кисти с мастихином.

В чём-то справедливо назвать процесс написания иконы ремеслом. Это однотипная работа по заранее предписанной технике. Конечно, бывает, художникам доверяют целые храмы под роспись в своей манере, но не каждому же так повезёт.

Большинство храмов и монастырей заинтересованы в том, чтобы получать от художников работы, если угодно, «конвейерные».

Есть Казанский образ Богородицы, есть Троеручница, и т.д. Вот эти образы и придётся без конца рисовать. Какие-то новые веяния спроса не имеют. А изо дня в день писать одно и то же, придерживаясь строгих рамок канонов, — это испытание для многих художников.

Она не нуждается в том, чтобы на ней достоверно изобразили, скажем, Святителя Луку (Войно-Ясенецкого). У нас есть его фотографии, но тот ли человек изображён на иконе?

Нет. Лицо лишено фотографичности, а одежды — не характерны нашей эпохе. Всё упрощено, сведено к символике. Иконописец не изображает портрет человека, а воспроизводит условность, модель. Изображения в придачу выглядят плоскими.

Иконопись. Секреты написания иконы. (Icon painting)

Икона святителя Луки выполнена в каноническом стиле. Хотя у нас есть фотографии святого, образ всё равно тяготеет не к реалистичности, а к упрощению. Фото: hram-olgi.ru

Автор многочисленных трудов по иконописи Екатерина Дмитриевна Шеко так рассказывает об этом:

Мастер-класс как написать икону

«Как бы там ни было, а ведь невооруженным глазом видно, что иконописному образу, по сравнению с академическим рисунком, не хватает объема. Оказывается, это делается намеренно.

Дело в том, что в академическом рисунке объем создается внешним источником света: включают лампочку, она создает тени и таким образом выявляется форма. На иконе нет теней, светлых и темных уголков, источника света — светоносным должно быть всё изображение целиком.

Форму выявляет не свет, а контур, однако он не дает той глубины, которая присутствует в академическом рисунке. Некоторый объем все же есть — тот самый, который создается с помощью тона и штрихов, но все же по сравнению с привычным нам портретом изображение получается более условное».

А причина тут в том, что цель иконы — изобразить представления о духовном мире.

Многим ли художникам захочется отказаться от того, что привлекает их в искусстве? От творчества, стиля, убедительности? Нет. Поэтому, желание писать иконы очень быстро проходит у тех, кто за это берётся.

Впрочем, существует академический стиль написания икон. Он ближе к реализму, но всё равно имеет множество ограничений.

Чтобы писать иконы, нужно быть благочестивым человеком

Одно из важных условий для художников, пишущих иконы, — качества благочестивого христианина. Иконописец Дмитрий Юдов рассказывает двух подходах к написанию икон:

«Есть формальный путь, когда действительно даже не умеющий рисовать человек может что угодно изобразить, подписать, и формально это будет называться иконой.

Но есть духовный путь, где все должно происходить по благословению, с молитвой, с соблюдением поста. Ну и, конечно, для того чтобы рисовать святые лики, надо как минимум хорошо рисовать.

Есть в истории иконописи исключения – иконописцы-самоучки, которые без серьезного изучения живописи писали иконы.

Это были люди очень молитвенные, духовные, и из-за чистоты сердца у них получались хоть и немного топорные, но очень одухотворенные образы. Но это исключения».

Монахиня Иулиания (Соколова) писала:

«Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего.

Ее назначение — содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве.

Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное».

Но на практике всё не так жёстко. Художник Константин Охотин делится:

«Никто у нас документа о том,

что мы православные,

не требует.

Но я думаю, во все,

что бы ты ни делал,

надо верить.

Если не верить —

не получится».

Все полные видеоуроки Игоря Сахарова! Иконопись

Иконы можно писать самому, но лучше получить благословение священника

Для того чтобы писать иконы, которые будут признаны таковыми православной церковью, нужно благословение священника. Ему следует показать свои работы.

А если не одобрит? Можно ли рисовать иконы самому и для себя? Можно, но с православной точки зрения они будут считаться картинами, а не иконами.

Учимся писать икону Богородицы «Умиление»

На видео ниже протоиерей Андрей (Федосов) подробнее раскрывает эту тему:

Чтобы научиться писать иконы, надо изучить их символику и скопировать множество образов

Начинающим иконописцам стоит брать канонические образы и копировать их. Так, собственно, поступают и живописцы с полотнами мастеров. Нужно присмотреться к этому миру, его законам, техникам. После визуального ознакомления предстоит понять символический уровень.

Роспись храма — это разновидность иконописи. На фото художник Николай Цилсавидис за работой. Фото: pravoslavie.ru

Иконопись: как писать плавью. Презентация онлайн обучения иконописи.

Не только детали одежды, но и выбор цвета имеет важное значения для образа. Голубой цвет может символизировать чистоту на одних иконах, а на других обозначать Тело Христа. Само собой, неуместное применение цвета искажает образ. Так что важно изучать каноны, ибо иконопись опирается на традицию.

Иконопись можно освоить по книгам, либо выучиться в монастыре, школе искусств, при церкви и т.д.

Есть несколько способов, как научиться писать иконы правильно.

Получить образование. Самый надёжный способ освоить это искусство — пройти обучение на кафедре иконописи, где всё расскажут и покажут по специальной программе.

Научиться у мастера. Есть немало мастеров, которые вполне могут взять себе добросовестного ученика. Кто-то работает в школах, при храмах и т.д. Кто-то пишет иконы для себя. Но найти такого мастера всегда реально.

А дальше уже — как договоритесь. Учитель всегда способен указать на ошибки. Но возможны две проблемы: мастер может что-то забыть рассказать, а также не факт, что этот человек действительно насколько компетентен, как кажется.

Освоить специальные материалы самостоятельно. В интернете немало предложений дистанционного обучения. Есть видеоматериалы для желающих. Книг по иконописи в православии — целый вагон.

Но тут свои подводные камни: никогда не знаешь, насколько хороши твои учителя и всегда есть риск, что в книге не будет какой-то важной информации. К тому же учебники часто дублируют друг друга. Штудировать четвёртый подряд самоучитель будет утомительно.

Отличное подспорье для начинающего — серия уроков студии Олега Торопыгина. Ниже представлено видео с первой серией:

Для разнообразия можно изучить и пример пошагового написания иконы Иисуса Христа на канале ALF OMEGOV:

А освоить придётся много: стили, каноны, техники, инструменты, материалы и т.д. Но всё же такие уроки иконописи для начинающих — это лучший вариант. Проще попробовать свои силы сразу дома. Если не получится, это не так обидно, как в случае разочарования уже в университете.

Написание икон не гарантирует крупного заработка, хотя он возможен

Сколько можно заработать на иконах? Пожалуй, всё зависит от количества работ, усердия и спроса на них. Теоретически можно заработать немало. Иконописец Дмитрий Юдов говорит:

«Если все время писать иконы дорогие и тратить на них немного денег, то, наверное, можно разбогатеть.

Но работа требует времени, а с ним у меня как раз проблема, потому что у меня семья и у семьи есть свои потребности. Это тоже правильно.

Потом сами заказы абсолютно разные – одно дело ты написал большую и простую икону, другое – маленькую, но сложную, которая займет больше времени и участия.

А по цене они могут быть равноценны или даже сложная икона будет дешевле. Все по-разному. Есть, конечно, иконописцы, которые пишут исключительно иконостасы – там и порядок цен другой.

До сих пор я написал четыре иконостаса, сейчас в работе еще два — один огромный, другой совсем малютка».

При этом нужно учесть, что на написание иконы уходят дорогие расходные материалы. Дмитрий Юдов продолжает:

«Книжка сусального золота стоит 3600 рублей. В среднем на большую икону может потребоваться полторы-две книжки сусального золота.

Потом я пишу на минералах — натуральных пигментах, на основе которых делаются краски, там даже есть перетертые в порошок полудрагоценные камни.

Ну, допустим, обычная охра на основе глины, но благородного или редкого оттенка может стоить как огромный набор дорогих масляных красок».

ИКОНОПИСЬ. Секреты написания Иконы. Уроки по Иконописи ( прорись )

Начинающие могут учиться на простых материалах: карандаш, краски, пастель и т.д.

Настоящие иконы создаются тяжело. В процессе работы требуются яичная эмульсия, специальный грунт, сусальное золото, водяная баня, олифа. Ясно, что уроки для начинающих с такими материалами нецелесообразны.

Поэтому тем, кто лишь начинает интересоваться, как рисовать иконы, стоит попробовать более экономичные и простые пути.

Иконопись Полный видеоурок Сахарова Иисус Христос

Отличная альтернатива — рисовать иконы карандашом, акриловыми (масляными, гуашевыми, акварельными) красками, пастелью, углём. Кому-то может понравиться вышивка икон бисером, либо раскраска по цифрам.

Всё это — не тот глубокий процесс иконописи, который используется православными мастерами, но для ознакомления вполне сгодиться.

Карандашный эскиз очень далёк от полноценной иконы, но это важный этап обучения. Фото: mysonnik.com

Ясно, что это будет далеко не та лицевая поверхность, на которую приятно взирать в храме. И вряд ли эту икону можно будет назвать святыней. Но ведь большинство из нас просто хочет нарисовать святой образ. Так что такой вариант приемлем.

#2 Роскрышь иконы | Урок по иконописи

А что же касается тех людей, которые решили связать жизнь с иконописью, им предстоит много времени потратить на обучению этому искусству у мастера или в университете.

Как и кто пишет иконы для церкви?

Бурное развитие духовной жизни привело к возрождению православных традиций храмового зодчества и иконописи. В связи с этим возникли вопросы, связанные с теорией и практикой написания иконы. Они имеют важное значение для определения понятия сакрального изображения.

Что такое икона

Икона — графический образ, воплощающий лик небожителя или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:

Кто может писать иконы

  • живописные картины на религиозную тему;
  • народные иконы;
  • церковные иконы.

Официальная Церковь считает иконой образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона — не идол или оберег, а часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина.

История

Первые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:

  • Византийская империя;
  • Киевская Русь и Московское государство;
  • Болгарское царство.

В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов.

Кто может писать святые образы

В период расцвета церковной религиозной живописи чётко сформировались требования, предъявляемые к иконописцам. Их озвучили на Поместном соборе Православной Церкви 1551 года.

Самоучитель иконописи | Пишем икону Казанская // 1

  1. Настоящий иконописец имеет кроткий, смиренный и благоговейный нрав.
  2. Он не должен сквернословить и предаваться праздным рассуждениям.
  3. Душа, помыслы и тело человека, пишущего святые образы, должны быть чисты.
  4. Во время работы необходимо соблюдать пост и воздержание, сопровождая все свои действия молитвой.
  5. Художник должен точно следовать образцам древних мастеров, не поддаваясь искушению в гордыне превзойти их.

Таким образом, иконописец в Средневековье должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Чаще всего иконописцами становились монахи.

В условиях возрождающейся духовной культуры, формирующейся под влиянием современных реалий, старинные требования к иконописцам не всегда соблюдаются. Чаще всего на специальных отделениях художественных вузов получают знания и навыки в иконописи простые миряне, подверженные суетности и соблазнам современного мира.

Следует знать, что главное требование к современному иконописцу — высокий уровень духовной культуры и фактическое участие в церковной жизни. Любой человек, решивший создать икону, должен получить благословение духовника, сопровождающееся специальной молитвой.

Читайте о почитаемых иконах:

Как пишут икону

Создание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий от мастера много духовных и физических сил. Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Весь процесс состоит из нескольких этапов.

Деревянная заготовка

Традиционная православная икона пишется на доске. Вид, используемой древесины зависит от местности, в которой работает мастер. Чаще всего используются следующие деревья:

Видеоурок как написать икону. Создание Иконы

  • липа;
  • лиственница;
  • ель;
  • сосна;
  • кипарис.

Важную роль в долголетии иконописного произведения играет обработка древесины, к которой предъявляли следующие требования:

  1. Она должна быть полностью просушенной и выдержанной.
  2. Доска изготавливается из прочной центральной части ствола.
  3. Составные части больших икон скрепляют натуральным столярным клеем и дополнительно фиксируют шпонками.

Как правило, на лицевой стороне иконы делают небольшое углубление, ограниченное узкими полями. Для удобства дальнейшей подготовки рабочую часть делают рельефной при помощи зубчатого рубанка или макетного ножа.

Подготовка основы

Деревянную заготовку покрывают специальной основой-грунтом, который называется левкас. Он изготавливается из желатина (рыбьего клея) и мела. Нагретую смесь наносят на деревянную заготовку и прикрывают паволокой — тонкой хлопковой тканью. После высыхания паволоки на заготовку наносят ещё 10-14 слоев левкаса, тщательно просушивая каждый из них в течение суток.

Подготовленную основу шлифуют, придавая ей максимальную гладкость.

Читайте об иконах святых:

Как написать икону видео урок. How to paint an icon of the Virgin. Сome dipingere l’icona

Создание образа

В старину над созданием одной иконы трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял определённый процесс:

  1. Знаменщик создавал контур изображения, нанося на основу прописи — канонические образцы выбранного образа. Первоначальная работа велась березовым углем, а затем контур дополнительно прорисовывался чёрной краской. Иногда контур процарапывается, чтобы видеть изображение даже под слоем плотных красок.
  2. После проработки контура к работе приступали позолотчики, которые наносили тонкий слой сусального золота на все необходимые детали изображения.

    Самоучитель иконописи | Пишем икону святой Иларии

Сегодня, как правило, всеми этими процессами занимается один мастер.

Чем пишут иконы

Для написания сакральных образов используют технику темперной живописи, основанную на применении красок на основе яичного желтка и натуральных красителей. Чтобы получить темперную краску минеральные красители растирают в мелкий порошок и соединяют с эмульсией из яичного желтка и воды. Краски в несколько слоев наносят на подготовленный контур, учитывая, что они не поддаются моделированию. Это означает, что от мастера требуется максимальная сосредоточенность и точность в нанесении красителей на рабочую поверхность.

Личники используют в работе плави — разведенные до жидкого состояния краски. Для прорисовки мелких золотых деталей используют твореное золото, которое наносится тонкой жёсткой кистью или палочкой.

Последний защитный слой выполняется с помощью натурального лакового покрытия. Традиционно его выполняли при помощи олифы, но она имеет ряд недостатков:

Мастер класс по написанию иконы «Спасителя». Иконопись. Как написать икону. Урок иконописи.

  • придание изображению жёлто-коричневого оттенка;
  • возможное появление темных пятен при нанесении;
  • наличие свойства со временем темнеть.

Поэтому современные иконописцы заменяют олифу на копаловый лак, изготавливаемый из смол натурального происхождения.

Важно! Создание иконы — глубоко сакральный процесс, которым может заниматься человек, стремящийся вести праведный образ жизни и обладающий чистой душой и помыслами. Чтобы написать действительно одухотворенный святой образ, необходимо не просто виртуозно владеть живописными техниками и приемами, а хранить в душе искреннюю веру и вкладывать в работу часть своей души.

Оцените статью
Скрапбукинг, вышивка, вязание и другие виды рукоделия