Мастер-класс Как подготовить надглазурные краски к росписи по эмали

Как подготовить надглазурные краски к росписи по эмали

В этом видео я покажу как подготовить порошковые надглазурные краски к росписи по эмали. По сути надглазурная краска — это та же эмаль, только очень мелкого помола (325 меш).

Я использую кислотостойкие краски Ferrio Sunshine они самые доступные на российском рынке и продаются не только в интернете, но и в некоторых художественных магазинах. Кислотостойкость очень важна для ювелирных изделий, так как их часто помещают для отбеливания в кислоту в уже готовом виде. Если использовать не кислотостойкую краску рисунок просто облезет.

Удачный дебют – пробуем себя в росписи по керамике

Керамика живет в каждом доме. Где-то ей уделяют больше внимания, любят и выставляют на лучшие места. А некоторые хозяева постигают роспись по керамике, чтобы украшать свое пространство теплыми, очень уютными предметами обихода без посредников. Какие техники используют художники по керамике? Что обязательно должны знать начинающие? Каким может быть первый удачный мастер-класс? Оставайтесь на этой страничке, и вы все узнаете.

Техники росписи по керамике

Для начала разберемся в понятиях. Керамическими называются изделия, прошедшие обжиг в печи. Это предметы из природной глины: так делают кухонную утварь, игрушки, декоративные скульптуры и статуэтки уже не одну тысячу лет. Роспись может быть ручной или механической. В первом случае мастер рисует своими руками, во втором – используется всевозможные штампы и печать.

Подглазурная

Одна из самых сложных техник росписи фарфора – подглазурная. Но новички в росписи по керамике нередко пробуют себя именно с этой росписи. Она наносится до того, как изделие отправится в печь.

Подглазурное нанесение рисунка

Особенности технологии подглазурной росписи:

  • верхнюю глазурь делают и прозрачной, и тонированной, и цветной, в зависимости от желаемого эффекта;
  • основными красителями становятся оксид кобальта и оксид железа, они прекрасно переносят обжиг, не перегорают, не меняют цвет;
  • такая роспись считается более устойчивой, ведь глазурный слой защищает картинку;
  • мастер может наносить краску по карандашному контуру либо сразу приступать к росписи кистью;
  • краски наносятся на обожженные либо хорошо высушенные керамические изделия, под слоем глазури поверх красок рисунок на время исчезает, но изделие отправляется в печь и после обжига приобретает конечный вид – с проявленным рисунком.

Процесс подглазурной росписи представлен в данном видео:

На насыщенность цвета подглазурной краски влияет температура обжига, качество глазури. Готовая расписная керамическая чашка (например) отличается плавными и нежными линиями росписи.

Примером качества такой технологии является роспись по фарфору специалистов Майсенской мануфактуры. Правда, они еще предлагают в рамках одного изделия комбинировать подглазурную и надглазурную росписи, и это дает интересный результат.

Внутриглазурная

В этом случае краски наносятся на закрепленную глазурь. Потом изделие отправляется в печь (температура выше 1000 градусов) и в ходе обжига краситель вплавляется в глазурное покрытие. Не нужно бояться, что рисунок расплывется: нет, он стоек. Благодаря такой технике удастся создать керамическое изделие, которое прослужит долго, а его роспись не деформируется много лет. Это не самый распространенный вид художественной росписи по керамике, и для новичков не самый оптимальный.

Основные плюсы методики – долговечность, четкость рисунка. Основные минусы – трудоемкость, точность, наличие опыта.

Надглазурная

Надглазурная роспись проще, чем выше представленные варианты. И если покупать, например, такую фарфоровую тарелку, она будет стоить дешевле той, что расписывали подглазурным методом.

Особенности стандартной надглазурной росписи:

  • краситель мастер наносит на уже закрепленную эмаль, после чего изделие отправляется в печь на температуру, не доходящую до 1000 градусов;
  • так как температура в печке сравнительно низкая, можно использовать краски широко ассортимента, то есть не только те, которые не меняют своих характеристик при высочайших температурах.

Главный плюс технологии – простота входа в ремесло, то есть новичкам легче поддается именно эта техника. Главные минусы – роспись не защищена верхним глазурным слоем, потому менее долговечна.

Роспись керамики для начинающих

Эти советы сориентируют начинающего художника по керамике. Пусть непростой, но очень увлекательный, сложности только повышают интерес к ремеслу.

Советы опытных керамистов:

  1. Новичку обязательно нужно изучить тональную гамму красок. Для этого делается пробная палитра на той керамике, с которой будет работать художник. После этого керамика обжигается под глазурью. Отдельную палитру стоит организовать и для смешанных составов.
  2. Работать с подглазурными красками нужно очень хорошими кистями. Но кроме кистей используется пульверизатор, подглазурный карандаш и т.д.
  3. Когда смешиваете краски, помните, что самым сильным красителем является синий кобальт. Так как другие краски слабее, они позволяют наносить более толстый слой.
  4. Работу начинают с простых рисунков, использования шаблонов и трафаретов. Можно попробовать технику точечной росписи. Не брезгуйте учиться росписи с использованием упора для руки. Для плоских изделий упор должен быть низким, для отводки тарелок – высокий.
  5. Если пора приступать к сложному рисунку – орнаменту, например – черепок из краски можно защитить резиновым клеем (после высыхания краски он легко отдирается). Так делают, если краситель наносится пульверизатором.

Первые занятия с керамикой – это точно не надглазурная роспись фарфора. Обычно это уроки, позволяющие нанести простейший узор на глиняное изделие, и посмотреть, что будет происходить при обжиге. Так как обжиг – опыт, требующий наглядности и четкого соблюдения правил безопасности, лучше взять персональный урок у керамиста. Или посетить соответствующий мастер-класс.

Мастер-класс: роспись на керамической плитке

Дух захватывает от мысли, что самостоятельно можно заняться росписью керамической плитки. Той самой, которая впоследствии станет фартуком на кухне или выстелет столешницу. Можно начать и с заданий попроще: например, сделать расписную плитку, которая станет обрамлением зеркалу. Новички часто используют краситель-акрил, очень удобный в нанесении и покорный даже пока не в очень опытных руках.

Роспись керамики акриловыми красками – что подготовить:

  • керамическую плитку любого размера и цвета (зависит только от ваших предпочтений);
  • акриловые краски по керамике – они требуют горячей сушки, точные температурные показатели указаны на банке с краской;
  • контур;
  • прозрачный лак;
  • синтетические кисточки;
  • средство для обезжиривания плитки на спиртовой основе;
  • трафарет или шаблон для переводки.

Роспись плитки своими руками:

  1. Любой понравившийся узор можно распечатать и перевести с помощью копирки на плитку. А если одинаковых плиток будет много, удобнее использовать трафарет.
  2. Механическим карандашом нужно убрать грифель, давить придется усиленно, ведь рисунок должен хорошо отпечататься на плитке.
  3. Можно наносить краску. Сначала делается заливка основной краски. Если краска густовата, не разбавляйте ее водой! Лучше заранее купить в магазине специальные разбавители. После того, как краска нанесена, кисточку промойте растворителем.
  4. Если вдруг краска попала не в то место, где ей полагается быть, убрать ее можно обратным кончиком кисти.
  5. Контур – специальное средство, которое придает изображению объем. Он наносится либо ровной линией, либо точечно. Для новичков второй вариант предпочтителен.
  6. Если краска использована запекаемая, отправляйте плитку в духовой шкаф. Выставляйте ту температуру, которая указана на банке с красками. Нельзя сразу же после обжига доставать плитку, она должна полностью остыть в духовом шкафу.
  7. Несмотря на то, что производитель почти всегда пишет о стойкости красок, лучше добавить защитный слой. То есть покрыть готовую плитку прозрачным лаком. Так изделие однозначно станет более прочным, и изображение будет надежно защищено.
  8. Те же действия проделываются с каждой плиткой. Готовую плитку можно использовать: в данном случае она стала креативной рамой для зеркала в средиземноморском стиле.

Витражная росписи, точечная, стилизация под гжель – вариантов, как проявить себя в росписи керамики, очень много. Это популярное художественное направление вот уже не одно тысячелетие привлекает людей своей простотой и изяществом. А еще работа с керамикой – одна из самых сильных техник арт-терапии.

Техника надглазурной росписи

Техника надглазурной росписи

Надглазурная роспись наносится на поверхность глазурованного изделия. Она хотя и менее прочна, чем подглазурная, но имеет богатую цветовую палитру, так как закрепительный обжиг происходит при более низкой температуре. Неудавшуюся роспись можно легко стереть тряпкой, смоченной скипидаром или спиртом, а уже обожженную можно исправить повторной росписью с последующим же закрепительным обжигом. Наконец, сам процесс надглазурной росписи более прост, чем подглазурной. Поэтому мы расскажем о ней поподробнее.

Чаще всего любительскую роспись выполняют на блюдцах и тарелках, которые служат потом настенными украшениями. Середину тарелки, точнее ее дно, принято называть зеркалом, а края – бортами. Узкую полоску, нанесенную на борт тарелки, называют отводкой.

По чистоте красок и прозрачности надглазурная живопись напоминает акварельную. Вот почему эскиз росписи тарелки желательно выполнять акварельными красками. Основой декора может быть орнамент, натюрморт или лаконичный пейзаж, которые нужно умело вписать в круг. Всегда помните о чувстве меры: слишком дробная живопись может только «разрушить» изделие, а не подчеркнуть и облагородить его форму.

При выполнении первых работ не стремитесь составлять сложные цвета. Воспроизвести их в надглазурной живописи – задача для неопытного керамиста слаборазрешимая.

Надглазурные керамические краски продаются в виде тонкотертого порошка, который состоит из окислов металла и флюса. Окислы металлов определяют цвет красок, а флюс служит закрепителем. Под действием высокой температуры флюсы оплавляются и накрепко приваривают окислы металлов к глазури.

Перед самой росписью сухие краски смешивают со скипидарным маслом на отдельных палитрах – стеклянных пластинах размером примерно 10 х 15 см. Снизу к каждой пластинке подклейте белую бумагу. На стеклянную палитру насыпьте немного краски, добавьте чуточку скипидарного масла и перемешайте все шпателем до получения вязкой кашицы. К слову, хороший шпатель можно сделать из тонкой стальной линейки, но некоторые краски вступают в реакцию с металлом и загрязняются, поэтому лучше использовать для шпателя рог или пластмассу (рис. 70).

Рис. 70. Инструменты и оборудование: 1 – блюдце со скипидарным маслом; 2 – стеклянная палитра; 3 – шпатель; 4 – баночка со скипидаром; 5 – подставка с кистями; 6 – резачок; 7 – гравировальная игла; 8 – графитный карандаш.

Скипидарное масло приготовьте из терпентинного скипидара, применяемого в живописи. Налейте в блюдце скипидар и поставьте в теплое место. Дней через десять он загустеет и превратится в масло. Но вам понадобится и сам скипидар – он используется, когда нужно во время росписи разбавить краску.

Краски лучше наносить без предварительного вспомогательного рисунка. Но если композиция сложная, набросайте ее контуры на поверхности изделия графитным карандашом. Чтобы он не скользил, слегка смочите поверхность скипидаром. Скипидар подсыхает, карандаш оставляет на изделии четкий след. Если нужно выполнить одинаковую роспись сразу на нескольких предметах, изготовьте из фольги трафарет. На дощечку из мягкой древесины положите лист фольги, а сверху кнопками прикрепите эскиз. Острой иглой наколите по контурам отверстия. Теперь уберите эскиз, а фольгу наложите на поверхность тарелки и припорошите измельченным древесным углем, предварительно насыпав его в марлевый тампон.

Расписывайте, держа тарелку или блюдце в левой руке снизу или положив на стол и поставив сверху специальную скамеечку, на которую опирается рука с кистью. Чтобы провести по борту тарелки отводку, применяйте турнетку. Если вы захотите расписать кафельные плитки, сделайте деревянную подставку.

И скамеечка, и турнетка, и подставка показаны на рисунках 71 а, 71 б).

Если вы имеете опыт работы в живописи масляными, акварельными или темперными красками, то знаете: цветовые сочетания, которые нанесены на бумагу или полотно, остаются после окончания работы неизменными. А согласно закону оптического смешения цветов синяя краска, например положенная тонким прозрачным слоем на желтую краску, становится зеленой, красный цвет, смешиваясь с желтым, делается оранжевым. Эти законы оптического смешения цветов почти полностью приходится игнорировать в надглазурной живописи. Цветовые сочетания, полученные путем смешивания сырых керамических красок, после обжига могут резко измениться. И, начиная роспись, нужно предвидеть это. Но такое предвидение становится возможным только при большой практике. А начинающим намного облегчат работу справочные плитки. На кафельную плитку нанесите мазками имеющиеся у вас надглазурные краски и обожгите в муфельной печи (о процессе обжига мы расскажем чуть позже). На эту же плитку нанесите те же краски и в той же последовательности, но без обжига. Такая таблица всегда пригодится во время росписи – она дает возможность сравнивать краски до обжига и после. На другой плитке (она показана на рисунке 72) проведите красками вертикальные полосы. Когда они немного подсохнут, в той же последовательности сделайте горизонтальные полосы. Плитку обожгите. В местах пересечения цветных полосок получатся смешанные цвета. По ним вы сможете судить, какой цвет получится, если смешать две соответствующие краски.

Кроме того, в надглазурной живописи применяют иногда гравировальный резачок и иглу. Резачком делают всевозможные просветы в росписи, обнажая белую фарфоровую основу. Гравировальная игла тоже предназначена для выполнения просветов, но более тонких. Этими же инструментами удаляют пыль и соринки, случайно попавшие на роспись.

Пока надглазурная роспись еще не обожжена, свежие, неудавшиеся участки можно легко стереть тряпкой, смоченной скипидаром. Засохшие краски удаляют одеколоном.

Учтите, что краски одного названия, но изготовленные на разных заводах, часто имеют различные цветовые оттенки. Поэтому нужно стараться применять одни и те же краски, тщательно, шаг за шагом изучая их свойства.

Основной инструмент при выполнении надглазурной росписи – кисть. Наиболее подходящие кисти делают из беличьего волоса. Выбирая кисти, следите, чтобы у них были равномерно вытянутые острые кончики. Беличьих кистей нужно иметь несколько номеров. Во время работы кладите кисти на подставку из жести или дерева. После окончания росписи не забывайте вымыть кисти в скипидаре, затем слегка смажьте их скипидарным маслом, заострите кончики и поставьте в вазочку.

Завершив роспись, надглазурные краски для закрепления обжигают в муфельной печи. Этот процесс необходимо выполнять при температуре, не превышающей 850 °C. Нагрев должен быть постепенным, иначе краски могут вскипеть.

От недожога краски становятся матовыми, а от пережога могут перегореть и обесцветиться. Поэтому оптимальное время обжига (обычно от 1,5 до 2,5 часа, не считая времени нагрева и остывания) нужно найти для ваших красок опытным путем. Закончив обжиг, выключите печь и, не открывая ее, дайте изделиям медленно остыть, иначе от быстрого охлаждения в красочном слое появится множество мельчайших трещин.

После закрепительного обжига посуда не боится влаги и высокой температуры, противостоит воздействию слабых кислот, поэтому ее можно смело применять в хозяйстве – она будет не только радовать глаз, но и служить вам.

Не огорчайтесь, если не удастся купить керамические надглазурные краски или воспользоваться муфельной печью. Настенные тарелки можно расписывать и так называемым холодным способом – обычными масляными красками или жидким калийным стеклом, подкрашенным акварельными красками из тюбиков (о специальных красках для холодной керамики далее). Обжиг, как вы уже догадались, в этом случае не нужен, но пользоваться такими поделками по прямому назначению нельзя – они будут чисто декоративными (рис. 73 а, 73 б).

По внешнему виду тарелки, расписанные холодным способом, почти не отличаются от тех, на которые узор нанесен керамическими красками. Высохнув, краски довольно прочно держатся на поверхности изделия.

Чтобы повесить декоративную тарелку на стену, вырежьте из куска кожи петлю и клеем БФ-2 приклейте ее к донышку.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Техника «декупаж»

Техника «декупаж» Почти на каждой даче найдется такая мебель, которая уже давно сослужила свою службу, но выбросить ее жалко. Мало кто знает, что таким предметам можно дать вторую жизнь и сделать их яркими и необычными. В этом вам поможет техника «декупаж».Дизайн старой

Техника покраски

Техника покраски При окрашивании потолков и стен обратите внимание на направление падающего из окна света. Если вы будете производить покраску кистью, предпоследний слой краски обязательно нанесите против направления солнечных лучей, а последний наоборот. Иначе после

Бытовая техника

Бытовая техника Домашние электроприборы не зря носят такое название. Это именно приборы, которые требуют к себе бережного и технически грамотного отношения. Их надо оберегать от влаги, поскольку наличие на приборе воды может привести и к несчастному случаю, и к выходу

Техника вышивания

Техника вышивания А теперь ознакомимся с техникой вышивания:1) если вы делаете стежки сверху вниз, то 1-й ряд следует выполнять в направлении справа налево;2) затем нужно выполнить 2-й ряд стежков слева направо (завершая таким образом стежки, выполненные ранее);3) если вы

Техника шпаклевания

Техника шпаклевания Берут немного шпаклевки на шпатель и наносят ее на поверхность стены мазками средней толщины, затем нажимают на лезвие шпателя чуть сильнее и разравнивают шпаклевочный слой движениями по вертикали.Шпаклевку разравнивают до получения очень тонкого

Техника покраски

Техника покраски При окрашивании потолков и стен обращают внимание на направление света, падающего из окна. Если покраска производится кистью, предпоследний слой краски обязательно наносят против направления солнечных лучей, а последний наоборот. Иначе, после

Техника безопасности

Техника безопасности Каждый профессиональный электрик, перед тем как переходить непосредственно к практике, сдает специальный экзамен по технике безопасности. В этот экзамен входят вопросы по эксплуатации электроустановок и способам работы с ними, которые были бы

Техника склеивания

Техника склеивания Столярные изделия должны изготовляться из древесины с влажностью не выше 12 %. При повышенной влажности качество склейки снижается и клей может загнивать в изделиях.Намазав склеиваемые части изделия клеем, им дают простоять примерно три минуты, чтобы

Техника строгания

Техника строгания При любом строгании, особенно при черновом, когда снимается толстый слой древесины, очень важно определить направление волокон, чтобы древесина не задиралась. Определяют это осмотром (волокна должны выходить на поверхность в направлении движения

Техника «резерваж»

Техника «резерваж» Резерваж – способ, основанный на нанесении воскового или жирового слоя по намеченному на изделии рисунку перед его глазурованием. В пчелиный воск добавляют скипидар и нагревают до растворения. С помощью кисточки накладывают состав на места, не

Мастер-класс: Как подготовить надглазурные краски к росписи по эмали

Надглазурные краски — смесь пигментов и специальных легкоплавких флюсов.

Надглазурные краски предназначены для выполнения рисунков по глазурованной обожженной поверхности путем кистевой росписи, тампонной или прямой шелкографической печати, аэрографического крытья, а также для изготовления надглазурных деколей. Типичная температура закрепления красок — 800 градусов.

Для низкотемпературных майоликовых изделий надглазурные краски можно использовать в качестве межглазурных майоликовых красок (т.е. для росписи по сырой эмали).

ВЫБОР ДЛЯ КРУЖКОВ И СТУДИЙ. Надглазурные краски не рекомендуется использовать в работе в детских студиях. Для взрослых, в целях обучения технике надглазурной росписи, имеет смысл остановиться на 5-6 красках, включая одну-две селеновые. Для обучения можно использовать белую облицовочную плитку.

Основные характеристики.

ЦВЕТ. Низкая температура обжига позволяет получить краску практически любого цвета. Многие краски содержат коллоидное золото для образования пурпуровой или розовой окраски. В последние годы разработаны специальные краски для полноцветного CMYK-процесса на базе 4 или 7 цветов. Существуют краски с металлическим эффектом, фосфоресцирующие краски и т.д. Подавляющее большинство красок блестит после обжига, однако есть и матовые краски, а блестящие блестят совсем не так «ярко», как блестящие глазури.
Белые краски используют для «бликования», т.е. получения светлого пятна на другой, цветной, краске; для разбавления цветных красок с целью получения пастельных оттенков. На практике белые краски никогда полностью не перекрывают темный фон.

ТЕМПЕРАТУРА ОБЖИГА. Надглазурные краски закрепляются с сохранением яркого цвета в очень узком интервале температур (плюс-минус 5-10 градусов от температуры, указанной изготовителем). Конкретные температуры лежат в интервале от 760 до 830°C.

ХИМИЧЕСКАЯ СТОЙКОСТЬ указывает, что краска не изменяется при кратковременном (24 часа) действии 4%-го раствора уксусной кислоты. Химстойкие краски можно использовать на поверхностях, контактирующих с пищей. Кроме химической стойкости, некоторые серии красок (западных производителей) характеризуются стойкостью в процессе мытья в посудомоечных машинах в количестве циклов.

КОЛЛЕКЦИЯ. Ряд производителей группируют краски в т.н. коллекции. Как правило, все краски, принадлежащие одной коллекции, обжигаются на одну температуру и имеют определенное назначение (например, химически стойкие для посуды, для CMYK-процесса). В нашем ассортименте есть коллекция Саншайн фирмы Ferro.

СМЕШИВАЕМОСТЬ. Ряд красок можно смешивать только между собой. Это селенокадмиевые краски. При их смешивании с другими красками основной селенокадмиевый цвет может исчезнуть. Число таких красок уменьшается в связи с их низкой химической стойкостью, опасностью для здоровья (оксид кадмия), узким интервалом обжига. Селенокадмиевые краски рекомендуется рассветлять белой кадмиевой же краской, а не общей белой. Например, для селенокадмиевых красок Саншайн нужна белая Саншайн 19 208. Однако для отечественных красок подходит отечественная белая 5512 нк.

Особенности технологии.

Ваза из Антикварной галереи Адамстаун.
http://www.aagal.com/Potterygen.html

Существует огромное число техник декорирования надглазурными красками, см. соответствующую литературу. Основными моментами во всех случаях является: выбор СВЯЗУЮЩЕГО для нанесения, ОБЖИГ.

СВЯЗУЮЩИЕ. Иначе их называют средами. В зависимости от техники декорирования и собственного опыта можно выбрать водорастворимую или масляную среду. Для росписи небольшого количества изделий в качестве среды можно использовать просто воду. В этом случае с расписанным изделием до обжига нужно обращаться крайне аккуратно, чтобы не стереть ничем не закрепленный слой краски. Существуют специальные водорастворимые среды, но в качестве простейших можно использовать раствор сахара, декстрина, КМЦ, крахмала. При высыхании эти растворы обеспечивают минимальное приклеивание порошка краски. Из масляных сред чаще других используют живичный скипидар или скипидарное масло, в том числе специального качества, например, венецианский терпентин. Преимуществом масляных сред является прочное закрепление краски, недостатком — выделение летучих веществ с запахом в процессе сушки и обжига.

ОБЖИГ. Вжигание красок проводят строго в окислительной среде. Это связано не только с необходимостью полного сжигания органической основы, но и с цветом. Особенно чувствительны к среде селенокадмиевые (красные и оранжевые) краски. Последние, кроме того, могут получаться заметно разного цвета при небольшом недожоге или небольшом пережоге. Для устранения влияния газовой среды на цвет, надглазурные краски часто обжигают в печах с муфелем — специальная жаропрочная обечайка, отделяющая изделия от газовых потоков. Из-за этого декорирующий обжиг иногда называют муфельным обжигом.

Для полного сгорания органических составляющих необходим постоянный приток свежего воздуха в процессе обжига, особенно в интервале температур от 100 до 400-500°C. В электрической печи нужно открыть все отверстия в стенках или дверце печи, включить вытяжную вентиляцию.

Если краски имеют разную температуру обжига, проводят несколько последовательных обжигов, начиная с более высоких температур. Например, сначала сине-зеленые при 830°C, затем селенокадмиевые при 800°C, затем золото — при 780°C.

Известные проблемы и способы их разрешения.

Многочисленные дефекты надглазурного декорирования описаны в соответствующих учебниках. Большинство проблем связано с неправильной толщиной слоя и слишком быстрым подъемом температуры в интервале 100-400°С.

Отдельной проблемой, специфичной для российских красок, является плохой помол. Рекомендуется следующая процедура. Порошок краски, например, 50-100 грамм сразу, смешивают с нужным объемом связующего, например, в ступке. Полученную пасту протирают через тонкое, т.н. контрольное сито (63 мкм или 10000 отверстий/см 2 ). Протертую пасту, в которой уже нет никаких крупинок, помещают в герметичную пластиковую банку. Банку подписать!

Требования безопасности.

1″ :pagination=»pagination» :callback=»loadData» :options=»paginationOptions»>

Художественная керамика

Торговая надглазурная краска, обозначенная заводом-изготовителем определенным номером, выпускается в виде тонкого порошка. Она состоит из пигмента (собственно красящего вещества — красителя) и флюса (легкоплавкого состава).

Чтобы изготовить, например, бирюзовую надглазурную краску в порошке, на производстве поступают следующим образом. Приготовляют смесь флюса, состоящую из свинцового сурика, кварца, борной кислоты, которые сплавляют и затем измельчают. Для получения красителя бирюзового тона берут окись кобальта, окись цинка и хромоалюминиевые квасцы, смешивают их, прокаливают (при 1300—1350°С), измельчают, промывают, сушат и просеивают Затем, взяв одну весовую часть красителя (пигмента) и три весовые части флюса, тонко размалывают их (смешивают), сушат и просеивают. В результате получается готовая бирюзовая краска в порошке.

При работе порошок «расправляется» с так называемым растворителем — чаще всего скипидаром, к которому могут быть добавлены: скипидарное, лавандовое масла, гуммиарабик, домаровая смола или капайский бальзам. Иногда эти краски расправляют на воде, добавляя сахар или глицерин, а также специально приготовленный декстрин Расправленный (растертый) порошок — краску наносят кистью на глазурованное изделие.

Органическая часть смеси (масло, скипидар) при обжиге выгорает, а флюс, содержащийся в краске, «приплавляет» состав к глазури.

Из-за специфических свойств многие красители остаются в краске в суспензированном состоянии, а поэтому после обжига они в основном малопрозрачны или непрозрачны.

Чтобы получить промежуточный оттенок, не все краски можно смешивать между собой. Для повышения блеска красок в них можно добавлять флюс, но надо знать, какой именно, так как некоторые из них сильно изменяют цвет краски, а то и полностью ее обесцвечивают.

Все надглазурные краски или усиливают свой тон после обжига, т.е. становятся ярче, или весьма изменяют его; некоторые даже при небольшой передержке во время обжига частично или полностью выгорают.

Для надглазурной живописи применяют мягкие кисти, подобные акварельным, — колонковые и беличьи. Лучшие кисти — колонковые, они дефицитнее, но, приобретя такую кисть, ее можно сохранить на долгое время.

Ассортимент кистей для живописных работ по керамике (наиболее крупные кисти — нулевые, а наиболее мелкие — № 8-10)

а — живописная длинная, б — живописная средняя, в — пестреточная (для пестрения), г — ленточная, д и е — крытельные большие, ж — отводочная

Первые опыты под руководством преподавателя должны быть направлены на освоение нанесения кистью простого мазка. При серийном выпуске изделий применяют также пульверизацию через трафарет и многие другие методы.

Начинающему полезно иметь пробную палитру цветов красок, получающихся после обжига, нанеся их (например, на блюдце) за соответствующим номером на ту глазурную основу, с которой учащийся будет работать.

В дальнейшем следует соблюдать такие же условия «расправления» и толщину нанесенного слоя краски, как и при создании пробной палитры (более просвечивающиеся краски наносят толще). После приобретения известного опыта пробная палитра станет ненужной.

Помимо указанных выше кистей, надо завести стеклянные матованные палитры для расправления красок со скипидаром, «терпентином» (сваренные канифоль со скипидаром в соотношении 70 : 30) и другими маслами.

Весьма важно, чтобы комната для росписи была светлой. У рабочего стола нужно иметь шкафчик для хранения скипидарниц, бутылочек с маслами, пружинящих стальных шпателей (изгибающихся ножичков), агатовых карандашей (для полирования и цировки при золочении), куранта и пр.

Во избежание запыления и загрязнения одной краски другой лучше иметь еще шкафчик с восемью-десятью небольшими выдвижными палитрами, на которых расправлять краску только одного цвета.

Отсыпав шпателем необходимое количество порошка, к нему добавляют немного скипидарного или другого высыхающего масла, а затем скипидар. Консистенция смеси после перетирания краски с маслами должна быть такой, чтобы краски хорошо «брались» на кисть и не стекали с изделия. Критерием при этом служит проба капли краски на стекле, которая не должна растекаться. Не все краски требуют одного и того же количества масла. Лучше всего краску приготовить за несколько часов до работы, а иногда и за сутки, но в таком случае — на одном скипидаре. При отлеживании краски скипидар загустевает. В дальнейшем по мере необходимости можно добавлять масло или скипидар. Такая краска за время отлеживания равномерно смачивается разбавителем (т.е. маслами) и весьма удобна в работе.

Как в акварели можно определенными количествами воды ослабить или усилить тон краски, так и указанными маслянистыми препаратами можно достичь этого в керамической живописи.

Разнообразие физико-химических свойств данных красок, подвергающихся сравнительно высокому огню, при котором они резко изменяются, требует накопления большого опыта для самостоятельной работы с ними.

Иногда приходится наблюдать, как эту технику начинают осваивать уже зарекомендовавшие себя художники или рисовальщики, но не керамисты, намереваясь освоить ее «за два-три дня» Однако это всегда кончалось глубоким разочарованием и бегством.

Ряд красок, как было отмечено, сильно выгорает после обжига, например селеновая коралловая, что заставляет наносить их более толстым слоем, чем другие. Одни краски требуют быстрых безостановочных мазков, например некоторые синие, а иные — становятся слишком интенсивными или совершенно меняют свой дообжиговый цвет. Подобные свойства не дают права относиться к ним поверхностно.

При сложных и многоцветных композициях нанесенные краски могут потребовать двух, трех и больше обжигов, т.е. ступенчатого обжига. Тогда в первую очередь должны быть обожжены высокожгущиеся краски, а затем селеновые или золотосодержащие.

Так как кроющая способность красок после обжига различна и не всегда большая, то достаточно сложно овладение даже техникой мазка С этого собственно и начинается обучение технике живописи керамическими красками, что является залогом будущего успеха

Изучение свойств надглазурных красок даст возможность достигать больших декоративных эффектов, как, например, просвечивания одного фона через другой (лессирование) или золочения, получения рельефа, инкрустации или комбинации над-глазурной росписи с подглазурной, что так развито было еще у давних китайских керамистов.

Оцените статью
Скрапбукинг, вышивка, вязание и другие виды рукоделия