Мастер-класс Как подготовить негатив для цианотипии

Краткое содержание:

Как подготовить негатив для цианотипии

Есть много способов, мы их почти все попробовали и оставили один.
Нужно открыть выбранное изображение в фотошопе и проделать с ним следующие операции:

1. Alt+Shift+Ctrl+B, переводим изображение в ч/б.

2. Alt+Shift+Ctrl+L, автоконтраст (иногда картинку следует сделать более контрастной, но в данном случае автоконтраста достаточно).

В гостях у Миши Бурлацкого

3. Применяем фильтр сепия со значением 30% (сепия добавляет негативу плотности).

4. Ctrl+I, инвертируем изображение.

5. Отзеркаливаем изображение.

6. Добавляем резкости, на этой картинке с радиусом 4px, для портретов обычно с радиусом 3px.

Дальше печатаем наш негатив на пленке, кальке или тонкой бумаге и делаем красивые картинки так, как описано в этом мастер-классе по цианотипии .

Цианотипия в домашних условиях. Печатаем на бумаге

В этой инструкции я расскажу, как создавать фотограммы растений и других предметов с помощью техники цианотипии. Подробнее о печати фотографий, а также о печати на тканях и дереве с помощью этой техники я напишу в отдельных мастер-классах.

Что такое альбуминовые отпечатки? || лектор Анна Асеева

Фотограмма — изображение, полученное фотохимическим способом, без применения фотоаппарата.

Александр Решетник гитарный мастер, фотограф и мой друг

Вам понадобится:

  1. Растворы для приготовления эмульсии: Раствор «А» (25% раствор аммиачного лимоннокислого железа) и Раствор «Б» (10% раствор красной кровяной соли 10%)
  2. Акварельная бумага (подойдут также другие виды бумаги, выдерживающие намокание)
  3. Кисть для нанесения эмульсии
  4. Предметы, которые вы собираетесь напечатать. Подойдут любые предметы с интересной формой, контуром и текстурой (растения, перья птиц, полупрозрачные материалы, марля, стекло и так далее)
  5. Оргстекло, ПЭТ-пластик или обычное стекло, а также канцелярские зажимы для фиксации засвечиваемых предметов
  6. Ёмкость для смешивания растворов, два чистых шприца, перчатки

Перед началом работы:

Не оставляйте детей без присмотра наедине с растворами, все приготовления производит взрослый.

— Приготовление и нанесение эмульсии необходимо проводить вдали от источников ультрафиолета. Лучше всего это делать, освещая комнату слабыми лампами накаливания, например 30 Вт.

— Растворы «А» и «Б» также не стоит на долгое время оставлять на свету.

Работать необходимо в перчатках, при попадании растворов на кожу, руки нужно тщательно помыть с мылом.

Приготовление эмульсии:

Работайте при слабом освещении!
Смешайте равные части раствора «А» и раствора «Б» (например по 5 мл) в чистой ёмкости. 10 мл полученного раствора хватит на 5 фотограмм формата А5. Для каждого из растворов используйте свой шприц.

Тщательно перемешайте пластиковой палочкой полученный состав.

Перед приготовлением эмульсии не встряхивайте баночки с растворами, так как полученный состав начнет сразу реагировать, а изображения, полученные таким способом будут менее контрастные.

Нанесение эмульсии:

Работайте при слабом освещении!

Промокните кисть в полученном составе и отожмите излишки.

Нанесите эмульсию на бумагу, стараясь не проходить по одному месту дважды. Не наносите слишком много эмульсии на лист.

От влаги лист сворачивается, поэтому перед нанесением эмульсии его можно закрепить по краям бумажным скотчем.

Набор «Цианотипия» в домашних условиях, Каррас

Полученные листы бумаги нужно просушить в темном месте (например в шкафу) в течение часа. После этого их можно засвечивать.

Бумага с нанесенным раствором сохраняет свои свойства в течение нескольких дней, но лучше на ней печатать в день приготовления раствора. Остатки приготовленной эмульсии не хранятся и быстро теряют свойства, их можно выбросить.

Печать:

Работайте при слабом освещении!

Теперь на бумаге можно печатать. Для этого разместите лист бумаги на деревянном планшете (входит в наш набор) и разместите на листе предметы, отпечатки которых вы хотите получить. Полученную композицию накройте оргстеклом и закрепите концелярскими зажимами. Теперь бумагу можно выставлять на свет.

Расположите планшет на подоконнике под небольшим наклоном, чтобы он равномерно освещался с улицы.

Жидкая эмульсия. 20 выпуск. Учимся работать с фотоплёнкой.

Время засвечивания может варьироваться от нескольких секунд под палящим летним солнцем до нескольких часов в пасмурную зимнюю погоду. Лучшее время — первая половина дня, когда на улице максимально светло.

Для первого раза мы рекомендуем вам приготовить к засветке сразу несколько листов, пронумеровать их и засветить с шагом в 30-60 минут. Например:

В облачную погоду вы одновременно выкладываете 3 листа на засветку, через час убираете один, еще через час убираете второй, затем третий. В итоге лист №1 засвечивался всего 1 час, лист №2 засвечивался 2 часа, лист №3 — три часа. После проявки всех трех фотограмм станет ясно приблизительное время, которое необходимо при данной погоде в данное время года в вашей широте.
_____________________

ФОТОГРАФИЯ БЕЗ КАМЕРЫ ИЛИ ЦИАНОТИПИЯ | BRELD

Со временем вы научитесь определять нужное время для хорошего результата «на глаз».

Открытый микрофон «О том, что знаю». Цианотипия — школьный опыт.

Печать для данной инструкции проводилась поздней осенью, на засвечивание ушло около часа. Цианотипия — не слишком светочувствительный процесс, не бойтесь ошибиться на полчаса или даже на час. Лучше немного пересветить, чем недосветить.

Объекты не обязательно накрывать оргстеклом, можно засвечивать и объёмные предметы. Итоговое изображение будет иметь размытые очертания.

Проявка

После засвечивания бумаги её открытые участки изменят свой цвет из-за реакции со светом и закрепятся на бумаге. А те участки, на которые не попадал солнечный свет, промоются водой до исходного состояния.

Промывать фотограммы нужно в теплой проточной воде до тех пор, пока вода не перестанет окрашиваться в зеленый цвет (5-10 минут).

ЦИАНОТИПИЯ (фотограмма) — инструкция

Полученное изображение со временем станет более контрастным, но этот процесс можно ускорить, капнув или распылив на бумагу слабый раствор перекиси водорода (10 мл перекиси на 0.5 л воды).

Полученные изображения можно высушить под прессом для гербария или под тяжелой книгой. Готовые фотограммы хранятся десятилетиями и даже больше.

Как перенести изображение с бумаги на любую поверхность | Tavifa

Цианотипия. Как сделать в домашних условиях.

Цианотипия — способ фотографической печати с характерным ярко-синим цветом в полутонах и тенях, открытый в XIX веке Джоном Гершелем. В наше время цианотипию называют «альтернативным процессом» в фотографии, это необычный и редкий, почти «живописный» способ ручной печати, дающий удивительные ретро-отпечатки голубого оттенка.

Снято! Цианотипия: Виктор Журавков

Цианотипия — это самый простой и недорогой процесс: для него нужно всего два недорогих реактива и ультрафиолетовый свет. А развитие цифровых технологий создания и обработки изображений сделало процесс цианотипии широко доступным, так как позволило создавать «цифровые» негативы для контактной печати. В качестве подложки можно использовать бумагу, ткань, дерево, керамику. Цианотипией можно заниматься в домашних условиях, не имея для этого специальных устройств, и экспонировать прямо на улице, изображение будет проявляться под воздействием солнечных лучей.

Предлагаем вашему вниманию пошаговую инструкцию:

Химия печати: цианотипия

1. Сделать снимок, например, цветка, как указано на фото, используя естественный дневной свет из окна. Для темного фона используйте лист из черного бархата, который поглотит в себя лишний свет и уберет нежелательные отражения.

  • При цианотипии детали и полутона будут частично потеряны, поэтому рекомендуется снимать крупные планы. Должен быть четкий, хорошо прочитываемый сюжет.
  • При съемке пейзажа — передний план должен быть отчетливым, выразительным и хорошо проработанным. На цианотипах хорошо получаются горные пейзажи, деревья причудливой формы, цветы. Естественные природные формы гармонируют с текстурой бумаги и ее «природным» синим или коричневым тоном.
  • Можно снимать также архитектуру, скульптуру, ню, портрет, натюрморт.

Цианотипия на ткани.

2. Превратить ваше изображение в цифровой негатив с помощью Photoshop (или любого другого графического редактора) и подготовить к печати.

Для этого (сделано на примере Photoshop):

  • открываем изображение;
  • задаем размеры (Image > Image Size) — ориентируясь на формат А4 или А3 в зависимости от возможностей Вашего принтера и размера исходного изображения, выставляем разрешение (300 dpi) для печати, выставляем резкость;
  • цветное изображение переводим в черно-белое (Image > Adjustments > Black&White);
  • Инвертируем изображение в негатив (Image > Adjustments > Invertили сочетание клавишCtrl+I);
  • Задаем необходимую яркость/контраст. Помним, что контраст заметно понизится, поэтому делаем негатив плотнее.
  • Переворачиваем зеркально фотографию (Image> RotateCanvas > FlipHorizontal), чтобы изображение было правильным.

3. Распечатать изображение на прозрачной пленке (бывает как для струйных, так и для лазерных принтеров). Это пленка со специально разработанной поверхностью с одной стороны, немного шероховатая на ощупь, которая не позволит чернилам протекать. После печати, оставьте негатив на несколько минут для высыхания.

4. Подготовка светочувствительной эмульсии. В цианотипии используется эмульсия на основе солей железа, которые при облучении ультрафиолетовым светом дают особое вещество интенсивно голубого цвета — берлинскую лазурь. Для получения эмульсии необходимы всего два исходных вещества:

  • лимонноамиачнокислое зеленое железо ферроцитрат аммония (III) — (25 г. на 100 мл. дистилированной воды)
  • красная (кровяная) соль — ферроцианида калия — (10 г. на 100 мл. дистилированной воды)

При таком соотношении реактивов, на отпечатке получается насыщенный темно-голубой или синий цвет.

Если взять не 10, а 23 грамма ферроцианида калия на 100 мл дистиллированной воды, получиться темно-синий цвет.

Увеличение концентрации ферроцитрата аммония сдвинет тональность отпечатка к голубому, а преобладание ферроцианида калия даст более темно-синий тон.

Растворяя каждое из веществ в указанном количестве в воде получают два запасных раствора “А” и “Б”, для получение разных цветовых решений. Растворы долгое время могут храниться в коричневых стеклянных бутылках в темном прохладном месте. В холодильник растворы ставить не надо – возможно выпадение осадка солей.

Далее необходимо смешать оба раствора в равных пропорциях, получится раствор желто-зеленого цвета. Полученная смесь светочувствительна, поэтому все операции с ней следует проводить в темном помещении при красном свете. Считается также, что в помещении допустим слабый рассеянный желтый свет. Растворы удобно смешивать в мерной конической колбе или аналогичной стеклянной посуде, после чего часть раствора лучше перелить в чашку или блюдце, куда удобнее макать кисть. Смешивать растворы следует на один раз из расчета примерно 5-7 мл на один лист бумаги А4, не стоит хранить смесь.

Для того, чтобы цвет отпечатка был более интенсивным, можно немного подкислить смесь небольшим количеством слабого (примерно 5%) раствора пищевой лимонной кислоты. После смешивания раствор наносят на бумагу при безопасном свете.

Предупреждение:

  • используемые реактивы ядовиты.
  • Будьте осторожны.
  • Избегайте попадания реактивов на кожу и особенно в глаза.
  • Работайте в защитных очках и перчатках.
  • Реактивы оставляют следы на одежде.
  • Храните реактивы в недоступном для детей месте.

5. Нанесение эмульсии. Для цианотипии лучше всего подходит бумага, используемая для рисования акварелью, достаточно плотная (150-250 г/м2), имеющая хорошую текстуру, выдерживающая длительное намокание. Поверхность бумаги должна хорошо впитывать раствор и абсорбировать образующийся во время экспозиции пигмент. Очень важно суметь быстро нанести раствор равномерно и одним слоем, от этого во многом зависит качество отпечатка. Не стоит прокрашивать бумагу дважды и пытаться нанести слишком «жирный» слой.

6. Сушка. Сушить бумагу как и наносить раствор на нее следует в темноте при красном или слабом желтом свете. Просушка бумаги занимает около часа. Не желательно сушить бумагу холодным феном, нужно дать раствору как следует впитаться. Просушенные листы можно сложить в стопку и положить в темное место и под пресс, если они покоробились. Бумагу можно подготовить про запас, листы с раствором пригодны примерно в течение недели или даже больше.

7. Экспозиция или светокопирование. Приложите ваш негатив к подготовленной акварельной бумаге чернилами вниз и поместите между двумя стеклами, закрепите конструкцию канцелярскими зажимами по периметру. Теперь необходимо экспонировать наше фото, для этого понадобиться ультрафиолетовый свет. Самый простой источник – естественный свет.

На прямом солнечном свету экспозиция составит от 10 до 20 минут; если свет проходит через оконное стекло, то экспозиция увеличится до 20 — 40 минут. При пасмурной погоде экспозиция оставит 2—4 часа. Не бойтесь переэкспонировать отпечаток, передержку можно будет устранить дополнительной промывкой. Недодержка нежелательна.

8. Проявка. После экспонирования отпечаток следует сразу же промыть проточной водой. В процессе промывки, та часть эмульсии, которая не подверглась экспозиции вымывается. Отпечаток промывают до тех пор, пока вода в ванночке перестанет окрашиваться в салатный цвет. Как правило, на предварительную промывку уходит от 5 до 10 минут. Вода в ванночке должна быть обязательно проточной или ее необходимо менять несколько раз. Вы можете сушить отпечаток в горизонтальном положении или подвесить его на прищепках. После сушки переложите еще чуть влажный отпечаток чистой белой бумагой и положите под пресс досыхать и распрямляться.

9. Тонирование. Полученный фотоотпечаток можно тонировать при помощи специальных растворов в различные цвета. Лучше всего тонировать только что промытый еще влажный отпечаток, тонирование сухого отпечатка займет больше времени. Например, чай дает насыщенный красно-коричневый цвет (Заварите 50 гр чая в 1 литре воды, дайте настояться. В заварку добавьте чайную ложку соды – это усилит цвет и щелочность среды.) Можно тонировать в зеленом чае (или смеси черного и зеленого чая) с содой, тогда изображение будет в тенях черно-синим, а в светах приобретет слабый зеленовато-желтый тон.

Видео с пошаговым описанием можно посмотреть — здесь:

Печать цветов на ткани. Создание уникального рисунка. Из живых цветов. Интересное занятие.

Цианотипия на ткани. Руководство для начинающих

Цианотипия — способ монохромной фотопечати середины XIX века. Отпечатки, выполненные в этой технике, имеют характерный насыщенный синий цвет, известный как «берлинская лазурь». Способ сравнительно прост и вполне подходит для работы дома. В процессе участвуют всего два реактива, которые можно найти в хим. магазине или воспользоваться готовым набором.

В последние годы цианотипия набирает популярность среди художников и дизайнеров. При помощи этой техники изображение можно нанести практически на любую неметаллическую поверхность — бумагу, ткань, дерево или керамику. В нашем примере основой будет холщовая сумка.

Что понадобится:

— сумка из натурального волокна;

— прозрачная плёнка для струйной печати и струйный фотопринтер;

ЦИАНОТИПИЯ

— источник ультрафиолета (солнечный свет, домашний солярий или мощные лампы дневного света);

— кисть для нанесения раствора;

— лист фанеры и кусок прозрачного стекла (2-4 мм) по размеру сумки;

— пластиковая или стеклянная (не металлическая!) посуда для приготовления растворов;

— два мерных шприца;

— пластиковая ложка для размешивания;

При работе с химическими реактивами строго соблюдайте меры предосторожности! Используйте защитные перчатки. Не допускайте контакта химикатов с пищевыми продуктами и средствами гигиены. При попадании растворов на кожу или в глаза немедленно промойте большим количеством воды.

1. Перед началом работы

Устраните все источники ультрафиолетового излучения — свет из окна и некоторые лампы дневного света могут испортить растворы. Для работы лучше всего подойдет неяркий свет от ламп накаливания.

2. Печать цифрового негатива

Откройте цифровую фотографию в фоторедакторе. Переведите изображение в ч/б, инвертируйте, отразите по горизонтали. У вас получился цифровой негатив. Распечатайте негатив на прозрачной пленке на струйном фотопринтере. Размер изображения должен совпадать с размером будущего отпечатка.

3. Приготовление «запасных» растворов

Печать методом фототипии. Мастер-класс Артура Ионаускаса

В отдельных емкостях приготовьте 10% р-р красной кровяной соли (А) и 25% р-р лимонноаммиачного железа (B)*. Получившиеся «запасные» растворы могут храниться довольно долго в темном прохладном месте в герметично закрытых бутылках.

*это «классические» пропорции, рекомендуем взять их за основу. С опытом вы сможете корректировать соотношение компонентов в зависимости от материала и характера изображения.

4. Приготовление «рабочего» раствора

Отмерьте равное количество «запасных» растворов A и B. Для каждого раствора используйте отдельный шприц! Тщательно смешайте. Рабочий раствор долго не хранится, поэтому готовить его нужно непосредственно перед нанесением из расчета 4 мл на отпечаток формата А4 (конечный расход будет зависеть от свойств материала, на котором вы печатаете).

5. Нанесение раствора

Положите внутрь сумки лист фанеры или пластика. Он не позволит раствору протечь на противоположную сторону.

Выберите расположение будущего отпечатка. Приложите пленку с негативом, простым карандашом отметьте границы негатива.

При помощи кисти равномерно нанесите рабочий раствор на сумку, ориентируясь на отметки.

Оставьте сумку в темноте до полного высыхания. Процесс можно ускорить с помощью бытового фена.

6. Печать

Не вынимая фанеру из сумки, расположите негатив на высохшей эмульсии (чернилами вниз), сверху прижмите прозрачным стеклом. Негатив должен максимально плотно прилегать к ткани. Для фиксации стекла можно использовать канцелярские зажимы.

Поставьте получившийся «бутерброд» под источник ультрафиолета. Время выдержки подбирается экспериментально и может варьироваться от пары минут (под прямыми солнечными лучами) до нескольких часов (под лампами дневного света).

7. Промывка

Снимите стекло и негатив, извлеките лист фанеры из сумки.

Промойте отпечаток в проточной воде комнатной температуры в течение 10-15 минут и повесьте сушиться.

Химия печати (Цианотипия) — печатаем фотографию без принтера!

8. Увеличение насыщенности (по желанию)

В течение нескольких часов после высыхания насыщенность отпечатка заметно увеличится. Если вы хотите сразу оценить конечный результат, поместите уже промытую сумку в слабый раствор перекиси водорода (20 мл аптечной перекиси на литр воды). Изображение за несколько секунд приобретет насыщенный синий цвет. После ванны с перекисью повторно промойте сумку водой в течение 8-10 мин. и повесьте на просушку.

9. Отбеливание (по желанию)

Мастер-класс по цианотипии в центре фотографии «Март».

Если изображение получилось слишком темным, опустите сумку с отпечатком в теплый раствор пищевой соды (1 ст.л. на 1 литр воды). После достижения эффекта тщательно промойте в проточной воде.

Под синим флагом цианотипии

В Калифорнии, гуляя вдоль океана, я часто наблюдал за группой детей с учителем. Учитель раздавал детям желтые бумажки, на которые дети выкладывали узоры из веток и ракушек, найденных тут же на берегу. Сложные композиции лежали под солнцем в течение короткого времени, а потом все это стряхивалось с листа, а сам лист относился на промывку прямо под океанские волны. В результате, к всеобщей радости, получались прекрасные цианотипии-фотограммы, сделанные по процессу, изобретенному почти 200 лет назад.

Цианотипия на футболке. 27 выпуск.

Этот предельно простой и по-шахматному красивый процесс был открыт в 1842 г. сэром Джоном Гершелем, астрономом и изобретателем, сыном Уильяма Гершеля, знаменитого открывателя планеты Уран. Выдающийся астроном, основоположник астрофотометрии, он сделал также немало открытий, повлиявших на развитие зарождающейся фотографии. В частности именно он нашел способ закрепления галлоидо-серебрянных изображений при помощи тиосульфита натрия, а также ввел в употребление такие слова как фотография, негатив, позитив.

Другим простейшим, но одним из самых важных в истории фотографии открытий Гершеля был процесс цианотипии. Гершель первым обнаружил чувствительность к свету солей железа. 16 июня 1842 года он прочитал в Королевском Обществе доклад, названный «О действии лучей солнечного спектра на растительные красители, а также о некоторых новых фотографических процессах».

Для своих цианотипий Гершель покрывал бумагу растворами хлорида железа (или лимоннокислого аммиачного железа) и красной кровяной соли. После экспозиции покрытой светочувствительным раствором бумаги на солнечном свету он получал темно-синее негативное изображение, т.е. засвеченные участки становились темно-синими, а незасвеченные — светлыми пропорционально количеству полученного света. Изначально Гершель использовал свое изобретение для быстрого копирования своих записей и чертежей в качестве офисного ксерокса нашего времени. Это направление использования нашло свое продолжение в достаточно распространенном до последнего времени процессе изготовления копий чертежей — так называемых «синек» или blueprints. Но постепенно этим процессом получения изображения заинтересовались художники и фотографы, а к середине XIX века процесс цианотипии получил распространение в прикладной и любительской фотографии как способ быстрого получения контрольных отпечатков с негативов.

Сохранилось немало отпечатков, любительских альбомов начиная с середины XIX века. Из пионеров фотографии цианотипический процесс использовали такие известные фотографы-художники как Henri Le Secq и Edward S. Curtis.

В наше цифровое мегапиксельное время немало фотографов и художников продолжают использовать цианотипию в своих творческих поисках. В книге «Фотографический антикварный авангард» Lyle Rexer пишет: «Цианотипия продолжает использоваться художниками именно благодаря тому, что она воплощает в себе противоречие между информацией и выразительностью, между документальностью и метафоричностью, откровенной технологичностью и чистым искусством, — противоречие которое лежит в сердце фотографии»

Устройства и оборудование, занятые в процессе

  1. Устройством, без которого трудно обойтись является, прежде всего, ультрафиолетовая лампа. Способов ее изготовления множество и тут – полный простор для инженерных талантов. Я использую самоделку, у которой в корпус люминесцентного светильника 60х60см плотно вставлены ультрафиолетовые лампы Philips TLK 40w/0,5. Количество ламп зависит от размера отпечатка. У меня их восемь. Некоторые используют лампы для загара или приспосабливают для этого сканеры. Подходит любой источник света, испускающий лучи в ультрафиолетовом диапазоне. Можно, правда, обойтись и солнечным светом, но в широтах Москвы он слишком непредсказуем и слаб.
  2. Следующее устройство, которое следует иметь это прижимная контактная рамка, которую впрочем, можно спокойно заменить двумя стеклами (2мм), прижимаемыми друг к другу металлическими прищепками.
  3. Хорошие весы с точностью до 0,1г – вещь, без которой нельзя обойтись. У меня есть компактные электронные весы, которые очень хорошо выполняют свои задачи.
  4. Шприцы для точного отмеривания жидкостей.
  5. Емкости для смешивания.
  6. Хорошие кисти. Несколько мягких флейцев шириной 7-12 см для покрывания светочувствительной смеси. Можно использовать для покрывания светочувствительным раствором поролоновые кисти.
  7. Ванночки для отмачивания снимков и промывки.
  8. Таймер
  9. В целях безопасности следует использовать резиновые перчатки, а при работе с ультрафиолетовым источником – темные очки, не пропускающие ультрафиолетовое излучение, вредное для глаз.

Химикаты и материалы

Набор химикатов минимальный:

  1. Железо (III) Лимоннокислое аммиачное (зеленое) Fe(NH4)3(C6H5O7)2 – желто-зеленые кристаллы или порошок. Продается в химических магазинах.
  2. Красная кровяная соль K3Fe(CN)6 — оранжевые кристаллы. Продается в химических магазинах.

В качестве основы для цианотипии можно брать практически любую бумагу – от плотного ватмана до японской бумаги для суми-ё. От этого будет зависеть внешний вид отпечатка. Можно экспериментировать с различными бумагами и поверхностями. Основное требование – поверхность должна быть смачиваемой.

Естественно необходимо иметь подходящий негатив для печати. Так как печать производится контактным способом, окончательный отпечаток будет равен размером негативу. Подготовка негативов для альтернативных процессов – отдельная тема, достойная специальной статьи.

Оцените статью
Скрапбукинг, вышивка, вязание и другие виды рукоделия