Мастер-класс Как получить натуральный краситель из коры яблони

Краткое содержание:

Как получить натуральный краситель из коры яблони

Мастер-класс может быть полезен любителям натурального окрашивания растительными красителями.

Растительные краски были одними из первых, которые начал применять человек еще с доисторических времён. Древние люди научились получать красящие вещества из цветов, травянистых частей, листьев, плодов, древесины, корней, стеблей, древесных грибов. Ткани, окрашенные красителями, полученными из красильных растений, не линяли при стирке, не выгорали на солнце и были безопасными для здоровья.

Желтые краски можно получить из коры барбариса, цветов ноготков, шафрана, резеды, чистотела, бархатцев, куркумы, шафрана и других растений. Объектом моего эксперимента будет кора яблони.

Веточка Дуба из холодного фарфора Подробный мастер класс по лепке украшений для волос

Сразу оговорюсь, что кору я ни в лесу, ни в саду не обдираю! Я заказываю ее на лесопилках. Там же мне ее сушат и измельчают.

Сегодня я буду окрашивать шелковый шарф. Весит он 15 грамм. Для получения ярко выраженной окраски я решила взять коры в два раза больше веса шарфа, то есть 30 грамм.

Для работы мне понадобятся:

  • кастрюля непищевая;
  • перчатки для работы с протравой;
  • деревянная лопатка для помешивания;
  • сито для процеживания;
  • весы.

Кору измельчить и замочить на 8-12 часов в 1 литре холодной воды. Лучше использовать мягкую воду.

После замачивания начинаем медленно нагревать раствор, не допуская бурного кипения.Если вода выкипает, то ее можно доливать. Томим при закрытой крышке в течение 1 часа, потом раствор оставляем остывать и процеживаем. В результате получился раствор желто-оранжевого цвета.

Пока готовился мой раствор, я занялась подготовкой шарфа к окрашиванию. Постирала вручную в теплой воде со стиральным порошком.

Затем мокрый шарфик я опустила в красильный раствор и начала медленно нагревать до кипения, не допуская сильного бурления. По истечении 30 минут вытащила шелк из кастрюли и отложила в сторону.

Эко квест: экопринт на хлопоке, как подготовить ткани.

Чаще всего растительные красители самостоятельно не соединяются с волокном, поэтому для лучшего проникновения красителя в волокна, материал протравливают солями различных металлов.

Я буду использовать алюмокалиевые квасцы. Их можно купить в аптеке или в магазине химических реактивов.

Протравливание с использованием квасцов называется квасцеванием.

Рецепт отличного садового вара своими руками!

Существует три вида протравливания и окрашивания

1. Протравливание до окрашивания.

2. Протравливание одновременно с окрашиванием.

3. Протравливание после окрашивания.

Я буду квасцевать одновременно с окрашиванием.

Количество квасцов рассчитываем, исходя из веса сухого материала, который нам необходимо протравить.

На 100 грамм шелка нам нужно взять от 5 до 25 грамм квасцов. Я взвесила 1,5 грамма.

Растворяю квасцы в растворе. Цвет немного поменялся. И снова опускаю туда шарф. Довожу до кипения и выдерживаю при горячей температуре 40-50 мин. Оставляю шарф в растворе до остывания.

Отжимаю, вывешиваю сушиться, не прополаскивая.

Через сутки стираю мягкими моющими средствами, полоскаю.

Как получить натуральный краситель из коры яблони

Мастер-класс может быть полезен любителям натурального окрашивания растительными красителями.
Растительные краски были одними из первых, которые начал применять человек еще с доисторических времён. Древние люди научились получать красящие вещества из цветов, травянистых частей, листьев, плодов, древесины, корней, стеблей, древесных грибов. Ткани, окрашенные красителями, полученными из красильных растений, не линяли при стирке, не выгорали на солнце и были безопасными для здоровья.
Желтые краски можно получить из коры барбариса, цветов ноготков, шафрана, резеды, чистотела, бархатцев, куркумы, шафрана и других растений. Объектом моего эксперимента будет кора яблони.
Сразу оговорюсь, что кору я ни в лесу, ни в саду не обдираю! Я заказываю ее на лесопилках. Там же мне ее сушат и измельчают.
Сегодня я буду окрашивать шелковый шарф. Весит он 15 грамм. Для получения ярко выраженной окраски я решила взять коры в два раза больше веса шарфа, то есть 30 грамм.
Для работы мне понадобятся:
кастрюля непищевая;перчатки для работы с протравой;деревянная лопатка для помешивания;сито для процеживания;весы.Кору измельчить и замочить на 8-12 часов в 1 литре холодной воды. Лучше использовать мягкую воду.

После замачивания начинаем медленно нагревать раствор, не допуская бурного кипения.Если вода выкипает, то ее можно доливать. Томим при закрытой крышке в течение 1 часа, потом раствор оставляем остывать и процеживаем. В результате получился раствор.

Пока готовился мой раствор, я занялась подготовкой шарфа к окрашиванию. Постирала вручную в теплой воде со стиральным порошком.
Затем мокрый шарфик я опустила в красильный раствор и начала медленно нагревать до кипения, не допуская сильного бурления. По истечении 30 минут вытащила шелк из кастрюли и отложила в сторону.
Чаще всего растительные красители самостоятельно не соединяются с волокном, поэтому для лучшего проникновения красителя в волокна, материал протравливают солями различных металлов.
Я буду использовать алюмокалиевые квасцы. Их можно купить в аптеке или в магазине химических реактивов.
Протравливание с использованием квасцов называется квасцеванием.
Существует три вида протравливания и окрашивания
1. Протравливание до окрашивания.
2. Протравливание одновременно с окрашиванием.
3. Протравливание после окрашивания.
Я буду квасцевать одновременно с окрашиванием.

Количество квасцов рассчитываем, исходя из веса сухого материала, который нам необходимо протравить.
На 100 грамм шелка нам нужно взять от 5 до 25 грамм квасцов. Я взвесила 1,5 грамма.

�� «Панда». Картина, нарисованная кофе и каркадэ

Растворяю квасцы в растворе. Цвет немного поменялся. И снова опускаю туда шарф. Довожу до кипения и выдерживаю при горячей температуре 40-50 мин. Оставляю шарф в растворе до остывания.
Отжимаю, вывешиваю сушиться, не прополаскивая.
Через сутки стираю мягкими моющими средствами, полоскаю.
Сушу. Любуюсь результатом!

Как получить натуральный краситель из коры яблони

Мастер-класс может быть полезен любителям натурального окрашивания растительными красителями.
Растительные краски были одними из первых, которые начал применять человек еще с доисторических времён. Древние люди научились получать красящие вещества из цветов, травянистых частей, листьев, плодов, древесины, корней, стеблей, древесных грибов. Ткани, окрашенные красителями, полученными из красильных растений, не линяли при стирке, не выгорали на солнце и были безопасными для здоровья.
Желтые краски можно получить из коры барбариса, цветов ноготков, шафрана, резеды, чистотела, бархатцев, куркумы, шафрана и других растений. Объектом моего эксперимента будет кора яблони.

Сразу оговорюсь, что кору я ни в лесу, ни в саду не обдираю! Я заказываю ее на лесопилках. Там же мне ее сушат и измельчают.
Сегодня я буду окрашивать шелковый шарф. Весит он 15 грамм. Для получения ярко выраженной окраски я решила взять коры в два раза больше веса шарфа, то есть 30 грамм.
Для работы мне понадобятся:
кастрюля непищевая;перчатки для работы с протравой;деревянная лопатка для помешивания;сито для процеживания;весы.Кору измельчить и замочить на 8-12 часов в 1 литре холодной воды. Лучше использовать мягкую воду.

После замачивания начинаем медленно нагревать раствор, не допуская бурного кипения.Если вода выкипает, то ее можно доливать. Томим при закрытой крышке в течение 1 часа, потом раствор оставляем остывать и процеживаем. В результате получился раствор желто-оранжевого цвета.

Пока готовился мой раствор, я занялась подготовкой шарфа к окрашиванию. Постирала вручную в теплой воде со стиральным порошком.
Затем мокрый шарфик я опустила в красильный раствор и начала медленно нагревать до кипения, не допуская сильного бурления. По истечении 30 минут вытащила шелк из кастрюли и отложила в сторону.
Чаще всего растительные красители самостоятельно не соединяются с волокном, поэтому для лучшего проникновения красителя в волокна, материал протравливают солями различных металлов.
Я буду использовать алюмокалиевые квасцы. Их можно купить в аптеке или в магазине химических реактивов.
Протравливание с использованием квасцов называется квасцеванием.
Существует три вида протравливания и окрашивания
1. Протравливание до окрашивания.
2. Протравливание одновременно с окрашиванием.
3. Протравливание после окрашивания.
Я буду квасцевать одновременно с окрашиванием.

Количество квасцов рассчитываем, исходя из веса сухого материала, который нам необходимо протравить.
На 100 грамм шелка нам нужно взять от 5 до 25 грамм квасцов. Я взвесила 1,5 грамма.

Растворяю квасцы в растворе. Цвет немного поменялся. И снова опускаю туда шарф. Довожу до кипения и выдерживаю при горячей температуре 40-50 мин. Оставляю шарф в растворе до остывания.
Отжимаю, вывешиваю сушиться, не прополаскивая.
Через сутки стираю мягкими моющими средствами, полоскаю.
Сушу. Любуюсь результатом!

Натуральные растительные красители — как сделать, окраска натуральными красителями

Натуральные растительные красители

Сегодня для окраски шерсти, ниток или какой-либо ткани при желании и наличии денег можно приобрести анилиновый краситель практически любого цвета. И все реже в наше время обращаются к помощи растительных красителей, которыми наши предки на протяжении многих веков с успехом расцвечивали ткани (из льна, хлопка и других натуральных волокон) и кожу. Хотя и сейчас отдельные растительные красители продолжают использовать в производстве ковров и для окрашивания пищевых продуктов. Вообще-то красящие вещества содержат большинство растений, однако к красильным относят только те растения, содержание красителей в которых достаточно велико, причем последние должны обеспечивать стойкое окрашивание.

Творческая встреча с Надеждой Чередой

Какие же растения целесообразно в домашних условиях использовать в качестве исходного материала для приготовления натуральных растительных красителей? Пока перечислим только некоторые из них.

Так, песочный цвет помогут получить обычный чай, а также еловые шишки. Желтый цвет обеспечат желтый поповник, календула, луковая шелуха, вереск, зверобой, чистотел, таволга (лабазник), свежие ростки багульника, кора ольхи и ясеня, листья березы.

Серый краситель содержат кора дуба и ольхи (черной и серой), а также береста. Коричневый цвет дадут лыко, листья дикой яблони, луковая шелуха (раствор высокой концентрации), кора ивы, рябины, осины, ели. Зеленая краска «находится» в листьях березы, сенной трухе, пижме, картофельной и морковной ботве, стеблях и листьях томатов. Красный цвет обеспечат корни подмаренника, зверобоя, чистотела, коры крушины. Черный краситель получают из щавеля и зверобоя, коры черной ольхи, корней камыша, высохших стеблей бобов, оставшихся после уборки урожая.

Обычно в процессе окрашивания натуральный растительный краситель закрепляют, добавляя в него тот или иной химикат (медный купорос, уксус, квасцы и т. д.).

Технология приготовления натуральных растительных красителей

Теперь остановимся подробнее на технологии приготовления красящих растворов из наиболее распространенных растений. Обращаю внимание, что красящие растворы, рецепты которых приведены ниже, рассчитаны на окраску 100 г пряжи. При этом для окраски каждых 100 г пряжи необходимо иметь 3. 4 л раствора.

Для окрашивания в песочный цвет используют шишки ели (молодые и старые). Понадобятся 1500 г шишек и 20 г квасцов (о последних чуть позже). Шишки мелко дробят и кипятят 4 ч. Отвар фильтруют и растворяют в нем квасцы. В этом растворе пряжу выдерживают примерно 30 минут при температуре, близкой к точке кипения. Если желателен более темный тон, в раствор добавляют немного медного купороса и продолжают обработку пряжи при той же температуре еще полчаса.

Яркую желтую краску получают из свежих листьев. На 500 г березовых листьев берут 20 г квасцов. Свежие листья кипятят в течение 1 ч. Сухие же сначала на сутки замачивают, после чего кипятят уже 3. 4 ч. Отвар фильтруют, опускают в него пряжу и доводят почти до кипения. В таком режиме пряжу обрабатывают примерно 1 ч, перемешивая время от времени мотки. Далее добавляют в раствор квасцы и продолжают «термообработку» еще 30 минут.

Для приготовления оранжевой краски 400 г шелухи замачивают в течение 7 ч. Затем жидкость фильтруют и погружают в нее пряжу, где последнюю выдерживают 2 ч, периодически помешивая, при температуре, максимально приближенной к температуре кипения. Чтобы получить темно-желтую окраску, луковой шелухи понадобится в два раза больше (800 г), а еще потребуются квасцы (15 г). Луковый отвар кипятят 3. 4 ч, фильтруют, кладут в него квасцы и пряжу. Крашение проводят примерно 1 ч при температуре, близкой к температуре кипения.

На основе этого растения удается получить красящие растворы разных цветов. К примеру, чтобы окрасить пряжу в песочный цвет, 500 г веточек багульника болотного замачивают на сутки. Затем настой нагревают почти до температуры кипения, опускают в него мотки пряжи и держат там 4 ч, поддерживая ту же температуру. Если в этот отвар добавить 1 чайную ложку соли, то пряжа станет алой.

Для создания зеленой краски берут 400 г багульника болотного и 15 г дихромата калия. Мотки пряжи сначала выдерживают 2 ч в растворе последнего при температуре, близкой к температуре кипения, затем сушат. Сам багульник болотный кипятят 3. 4 ч, в охлажденный раствор опускают высушенную пряжу, доводят раствор до кипения, после чего поддерживают эту температуру примерно час. Затем раствор охлаждают, пряжу вынимают, ополаскивают в чистой воде и сушат. Серо-коричневый цвет обеспечат пряже 400 г багульника болотного и 15 г квасцов. Пряжу сначала опускают в раствор квасцов и доводят его до кипения (но кипеть не дают). Обработка пряжи в растворе длится полчаса. Багульник кипятят 3. 4 ч, после чего отвар фильтруют и кладут в него пряжу, доводят отвар до кипения, поддерживая подобный режим в течение 1 ч.

Натуральные красители работают?!? Обзор красителей // Тестирую на бисквите, меренге, сырном креме

Крапива окрашивает пряжу в приятный песочный цвет. На 500 г сушеной крапивы понадобятся 19 г квасцов. Сначала в воде растворяют квасцы и в нагретом почти что до кипения растворе некоторое время «обрабатывают» пряжу. Крапиву вымачивают 3. 4 ч, кипятят, отвар фильтруют и кладут в него пряжу, предварительно обработанную квасцами. Доводят отвар до кипения и продолжают при такой температуре окраску пряжи в течение 1 ч. Затем отвар с пряжей охлаждают, пряжу ополаскивают и высушивают.

Сбор растений-красителей проводят в период, когда в «красящих» частях растений содержится больше красителя. Например, листья заготавливают весной (после полного их раскрытия), цветки — сразу после распускания бутонов. Корни выкапывают или весной (незадолго до цветения растений) или же осенью. Многие растения сохраняют оптимальные красящие способности все лето (стебли и листья помидоров, моркови, картофеля, щавеля, чистотела, зверобоя, манжетки).

Растения собирают в сухую погоду и сушат в тени на сквозняке. Высушенные растения измельчают и хранят в сухом месте в тканевых или полиэтиленовых мешочках.

BASF Kid’s Lab. Натуральные пищевые красители.

В качестве упомянутых выше закрепителей при крашении используют алюминиевые или хромокалиевые квасцы (кристаллогидраты двойных сернокислых солей), медный купорос и сернокислое железо.

Квасцы — белый порошок, их применяют при окраске в «светлые» цвета (желтый, серый, алый). Медный купорос, кристаллы которого имеют сине-зеленый цвет, служит при получении темных: желтого, зеленого и коричневого цветов. Сернокислое железо (желто-зеленые кристаллы) используют в качестве закрепителя для красок коричневого, зеленого или красно-кирпичного цветов.

Закрепителем является и поваренная соль, которая необходима при окрашивании хлопчатобумажных тканей. Присутствие соли при окраске шерсти не обязательно. А вот уксус как закрепитель используют при окраске тканей, ниток, пряжи того или другого вида. Обычно изделия, окрашенные естественными растительными красками, не линяют. Но бывает, что на солнце их цвет выгорает. Кстати, цвет может измениться при стирке окрашенных изделий стиральным порошком, особенно при стирке в горячей воде. Например, в этом случае синий цвет может перейти в цвет хаки. При стирке с помощью мыла цвет шерстяных окрашенных изделий остается неизменным.

Обобщенные сведения о красильных растениях и особенностях их применения приведены в таблице.

Школа старинных ремесел

Поиск по этому блогу

Подписаться на этот блог

Follow by Email

Красим ткани и пряжу натуральными красителями

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Твиттер
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Вплоть до второй половины XIX века, когда появились довольно дешевые и простые в использовании анилиновые красители, окраска тканей осуществлялась с помощью различных растений. Натуральные красители, получаемые из растительного сырья давали очень мягкую, благородную цветовую гамму, но, к сожалению, не смогли соперничать с насыщенностью искусственных красителей.

Сегодня интерес к растительным краскам растет с каждым днем, чему немало способствовала модная волна «экологического мышления», направленная на использование безвредных для человека и природы ресурсов.

В качестве красящего сырья могут использоваться все части растений: корни, листья, цветки, плоды, но следует помнить, что интенсивность окраски напрямую зависит от времени сбора растений. Так, например, было замечено, что более яркие и насыщенные цвета получаются из только распустившихся растений, нежели из зрелых.

Подготовка растительного сырья

Единственная часть растения, которую мою перед сушкой — это корни, т.к. на них оседает земля, песок, глина, застревают мелкие камешки и мусор. Сушку заготовок производят в затемненном месте — это необходимо для сохранности естественных оттенков цвета. Высушенные растения важно хранить в плотно закупоренном сосуде, помещенном в сухое место.

Чтобы приготовить краситель, растение перемалывают, на сутки замачивают в холодной мягкой воде (на 100 г сырья — 1-2 л воды), затем в той же воде кипятят в течение 1-2 часа. Готовый отвар процеживают, охлаждают, а мастерицы прошлых времен еще и давали ему скиснуть — это увеличивает активность краски.

Ткань или пряжа хорошо прокрасятся только в том случае, если будут предварительно тщательно выстираны (шерсть перед стиркой сматывают в мотки примерно по 100 г и нетуго перевязывают в 3-4 местах). На 1 кг пряжи или ткани берут кусок хозяйственного мыла, мелко его нарезают и растворяют в горячей воде. Получившийся мыльный раствор выливают в теплую воду, взбивают пену и стирают пряжу, слегка отжимая и переворачивая мотки — тереть их ни в коем случае нельзя, чтобы шерсть не превратилась в войлок.

Раствор должен быть теплым (не горячим!), иначе пряжа или материал потом будут иметь слишком темную окраску. При стирке неотбеленных хлопковых или льняных тканей рекомендуется предварительно их прокипятить в растворе кальцинированной соды — на 1 л воды берут 2-3 г соды и треть куска мыла. После стирки ткань и пряжу необходимо хорошенько прополоскать, чтобы на них не оставалось и следа мыла.

Окраска натуральными красителями

Для процесса окрашивания необходимо подобрать эмалированную емкость такого размера, чтобы ткань или пряжа могли поместиться в ней целиком. После погружения ткани в раствор выбранного натурального красителя емкость помещают на медленный огонь и кипятят необходимое количество времени (см. рецепты ниже), отсчет которого начинается с момента закипания отвара. В течение всего этого времени окрашиваемый материал не должен подниматься на поверхность жидкости, иначе окраска получится неравномерной.

Натуральные красители менее стойкие, чем их синтетические собратья, и кроме того, без использования дополнительных веществ в большинстве случаев ткань может приобрести бежевый или светло-коричневый цвет. Поэтому после окрашивания необходимы процедуры закрепления (протравки), для чего используется муравьиная кислота, рассол квашеной капусты, медный или железный купорос, квасцы. соль. уксус, березовая зола. Важно помнить, что интенсивнее всего окрашиваются шерстяные ткани, чуть слабее — льняные и хлопчатобумажные.

Если цвет получился бледноватым и хочется сделать его более плотным, то применяют такой способ окрашивания: после окраски ткань высушивают, не прополаскивая, затем еще раз кипятят в том же самом отваре, повторяя это действие столько раз, сколько необходимо для получения желаемого оттенка. Также оттенок можно изменить, если подержать окрашенный материал 30-60 мин. в растворе березового щелока. Приготовление щелока: 2,5 кг березовой золы залить 20 литрами кипящей воды и перемешать. Когда вода остынет, жидкость сливают в другую емкость — щелок готов к употреблению.

Три способа протравки ткани

1. Протравка и окраска проходят одновременно. Прежде чем опустить материал или пряжу в отвар натурального красителя, тщательно растворяют закрепитель и лишь потом в полученный раствор помещают чистую мокрую ткань. До кипения материал постоянно переворачивают, а затем делают это с небольшими интервалами. Кипятят на слабом огне 40—60 минут.

2. Предварительная протравка. Закрепитель растворяют в воде и пряжу (ткань) кипятят в растворе 15—20 минут. Затем ткань перекладывают в холодный отвар красителя и кипятят около часа. Отжимать пряжу (ткань) во время протравки нельзя, иначе окраска будет неровной.

З. Последующая протравка. Пряжу (ткань) кипятят в отваре красителя около часа. Затем вынимают ее, добавляют в отвар закрепитель и кипятят еще 30 минут. Раствор для протравки готовят следующим образом: на 100 г материала берут 2—3 литра воды, около 4 г квасцов или 1 г медного купороса, или 0,5 г железного купороса, или 1 г хрома.

После окраски пряжу прополаскивают в холодной воде, за исключением тех случаев, когда она должна остаться в отваре красителя (в случае усиления плотности цвета). После этого пряжу стирают в теплой мыльной воде и затем прополаскивают 3—4 раза в теплой воде. Если краска закрепилась недостаточно, ткань прополаскивают в крепком горячем отваре ягод можжевельника. Для сушки пряжу слегка отжимают и вешают на веревку или палку. Через мотки пряжи продевают вторую палку, которая своей тяжестью вытягивает нитки. Сушат пряжу в теплом, но не жарком месте, т.к. в холодном месте пряжа станет излишне грубой.

Оцените статью
Скрапбукинг, вышивка, вязание и другие виды рукоделия