Мастер-класс Как рационально использовать остатки масляной пастели

Краткое содержание:

Как рационально использовать остатки масляной пастели

Это первое видео из серии «ФОМильные ценности». Из них вы будете узнавать о новинках на рынке фоамирано-творчества, различных лайфхаках, облегчающих нам рукодельную жизнь, идеях нестандартного использования разных материалов и инструментов. Приятного просмотра!

Как рационально использовать остатки масляной пастели: публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

Как рационально использовать остатки масляной пастели: публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

  • Сложность: ниже средней
  • Время работы: 1 час

Это первое видео из серии «ФОМильные ценности». Из них вы будете узнавать о новинках на рынке фоамирано-творчества, различных лайфхаках, облегчающих нам рукодельную жизнь, идеях нестандартного использования разных материалов и инструментов. Приятного просмотра!

Как воспользоватся пастелью — в подрисовке. Декупаж. или на ошибках учатся))

))
Решила с вами поделится своим опытом с Подрисовкой пастелью.
Я как новичок в этом деле. (И Хочу всегда Все и Сразу — Хотя Рисовать Вообще не умею. но то тссс))) )
Насмотрелась я на мастер классы и Побежала за пастелью.
Купила значит такую:

аж 50 цветов. Радостная мчу Домой.
Ну конечно же руки сразу не дошли до них.
. Только сегодня села побывать.
Открыла МК: и сразу косяк.
блин, ПАСТЕЛЬ КУПИЛА МАСЛЕНУЮ. а Нужна Сухая.
. думаю ладно — попробуем с этой — почитала на художественном сайте как с ней работать. почти одинаково. )
Наелось:
Взяла такую заготовку под панно

  • Поделиться

Загрунтовала и покрасила белой краской.

  • Поделиться

. и как вы думаете, что я забыла. кукушка сделать. а это оказалась важным. но об этом ниже))
Дальше взяла салфетку с бабочками приклеила.

  • Поделиться

и подобрала подходящие по цвету пастельки — малышки. (такие они клевые, нежные приятно творить хех))).

  • Поделиться

дальше, взяла канцелярский нож и наскребла на листочек белый. сразу пишу Не крошиться. срезается- вот она фишка масленой пастели.
. потом взяла ватную палочку, и попробовала растушевать. желтым цветом.
очень сильный оттенок получился. перебор.
и еще на этом моменте я вспомнила что забыла отшкурить грунт. и когда нанесла пастель. все не ровности подчеркивались.

  • Поделиться

раст ушивала все пальцем. ватные палочки все фигня, пальчиком лучшее чувствуется.
с желтым промахнулась. но не беда, у меня еще две бабочки впереди)))

Как нарисовать подсолнухи масляной пастелью.

Дальее, на очередь пришла фиолетовая бабочка.
взяла постель пальчиком. и начала растушевывать.
АААААААААА. Не помыла руки от желтого цвета.
ну и фиолетовый насмарку)))

  • Поделиться

пришла очередь синего.
начала медленнее. аккуратнее, плавнее от рисунка пальчиком мелено и мягче растушевывать.
ну так вроде начало получатся. очень при очень отдаленно.

Все о масляной пастели

Однажды я прочитала в статье от Sakura Cray-Pas, что один японский художник применяет в своей работе 28 техник масляной пастели! С тех пор мне не давала покоя мысль о «секретных техниках».
Теперь, после долгих поисков, и я знаю не меньше – и с радостью поделюсь с вами!

Сразу скажу, что совершенно необязательно знать и применять все-все техники, чтобы создать достойную работу масляной пастелью. Но мне кажется, здорово выяснить, что есть у вас в арсенале. А потом выбрать самое подходящее для себя.
Если вы пока мало знаете о масляной пастели и хотите получить несколько простых вводных техник, есть симпатичное и короткое видео, где автор демонстрирует 8 несложных техник.

Ну а кто хочет все и сразу – пойдемте дальше ��

В целом техники можно разделить на смешивание, штриховку, прорисовку деталей, применение растворителей и смешанные техники. Часть из них – очень простые приемы, которые вы уже используете интуитивно. Давайте посмотрим, что из этого многообразия окажется для вас новым и неожиданным?

Blending/Смешивание

(Специально оставляю везде английские названия техник, чтобы при желании вы могли загуглить их и найти фото- и видео-примеры).

Любая масляная пастель хорошего качества так или иначе смешивается. Итак, какие есть способы растушевки масляной пастели?

Как видите, результаты примерно одинаковые.

1. Пальцами: это очень просто, правда, пальцы пачкаются. Их легко отмыть влажными салфетками. Смешивание пальцами удобно применять для больших участков работы.

2. Бумажными растушевками (tortillions, blending stumps, paper stumps): довольно удобно, но вам понадобится много растушевок – для всех популярных цветов, чтобы не привносить в смешивание ненужные цвета. Чтобы очистить кончик растушевки и слегка заточить ее, понадобится кусок наждачной бумаги.

3. Силиконовыми растушевками (color shapers, clay shapers): очень удобно, ведь такие растушевки легко чистятся, достаточно их протереть! У меня их 5, но чаще всего я использую всего 2. Есть растушевки с заостренным кончиком для маленьких областей и деталей, есть широкие, похожие на кисть. Удачный набор растушевок предлагает Royal Talens (в наборе 3 шт.)

Используя растушевку, важно не перестараться: если слишком сильно нажимать, можно случайно оставить «лысый» участок стертого пигмента (см. фото: слева остались светлые участки).

К слову, clay shapers жестче и тверже, чем color shapers. На случай, если будете покупать в забугорных магазинах.

Масляная пастель / восковые мелки окрашивание фоамирана

4. Бумажным полотенцем или куском ткани: салфетку или бумажное полотенце можно свернуть несколько раз, чтобы получился заостренный кончик, которым вы будете растушевывать пастель. Салфетка «съедает» часть пигмента, и расход салфеток будет большой. Использовать кусок ткани экономичнее, но я предпочитаю силиконовые растушевки. Зато тканью удобно очищать запачканные мелки.

5. Другим мелком: когда на слой масляной пастели накладывается следующий, они немного смешиваются между собой. Это позволяет создавать новые оттенки, и на этом моменте мы остановимся поподробнее.

Удивительно, но смешивание цветов считается отдельными техниками!

6. Осветление: просто добавьте к любому цвету белый – и получите более светлый оттенок (первый ряд на фото). Кстати, белый мелок всегда заканчивается первым… Так что многие художники покупают его с запасом!

7. Смягчение цвета: «приглушить» цвет поможет серый (см. второй ряд на фото). Это – второй после белого супер-ходовой мелок!

8. Затемнение: получить более темный оттенок можно с помощью черного (третий ряд). Но с этим цветом надо быть осторожнее: слишком много черного – заметного черного – делает цвет плоским и неестественным.

9. Получение другого цвета: так же, как с акварелью и масляными красками, вы можете смешивать цвета и получать десятки, если не сотни разных оттенков (на фото в четвертом ряду смешаны маджента и темно-бирюзовый цвета – получился фиолетовый).

Здесь вам поможет знание цветового круга. Холодный красный + холодный синий дадут красивый фиолетовый цвет, с которым можно дальше играться, добавляя белый, серый…

Смешивание комплиментарных цветов даст темные нейтральные оттенки (на фото в нижнем ряду я смешала красный с бирюзово-зеленым и получила темно-коричневый, почти черный цвет).

Мастер-класс по работе масляной пастелью «Вереск»

Кстати, очень интересно, что в масляной пастели имеет значение, какой цвет идет первым слоем, а какой – поверх. В зависимости от этого будут получаться разные смешанные цвета! Я заметила, что обычно «первый» цвет будет доминирующим. Хотя некоторые мелки так насыщены пигментом, что даже если они идут верхним слоем, они поглощают все остальные цвета.

На фото «отрывок» из моих экспериментов в получении серого цвета. Здесь три варианта смешивания зеленого и красного. В каждой строчке по два варианта смешивания: сначала первым слоем идет красный, верхним – зеленый, а потом наоборот. Посмотрите, как сильно отличаются полученные цвета!

10. Смешивание бесцветными «блендерами»: несколько компаний выпускают специальные прозрачные мелки без пигмента, которые состоят из воска и масла. К вашим услугам Sennelier colorless blender (transparent medium).
Также подобные «блендеры» есть у Ван Гога, Erengi и Sakura Cray-Pas, они обычно входят в полный набор. Sennelier colorless blender можно приобрести отдельно. Он продается в питерском ProArtists и на Jackson’s Art.

Бесцветные блендеры помогают лучше смешивать масляную пастель, и по идее мелок любого бренда можно использовать для любой масляной пастели.
Но эти блендеры хороши не только для удобного смешивания – они также помогают создать более прозрачный цвет, что будет удачным для неба, воды, тумана или нежного румянца на щеках. Или можно нанести таким мелком самый первый слой, чтобы при исправлении ошибок можно было соскрести пастель до исходного цвета бумаги.

Что сделать из фоамирана или остатки сладки!

11. Альтернативные виды смешивания. Если подойти к делу изобретательно, то вы найдете много других инструментов для растушевки масляной пастели. Многие используют ватные палочки.

Кто-то пользуется ластиком (в том числе твердым ластиком, который бывает на верхушке простого карандаша). Есть «резиновый напальчник» (rubber finger/cot) – удобная штука, которая продается в аптеках и создает интересные эффекты.

Кстати! Хотя смешивание применяется очень часто, это необязательный элемент в работе масляной пастелью. Есть очень красивые работы, нарисованные разными штрихами, без грамма смешивания цветов. Но штрихи наложены так гармонично, что сразу не догадаться, что художник не применял смешивание.

Также некоторые стили вообще не требуют смешивания (например, «Звездная ночь» Ван Гога). Обычно такие работы имеют несколько небрежно-шершавый вид (что может выглядеть очень круто, ведь все зависит от замысла художника!).

12. Жесткая кисть (dry brushing). Интересный эффект можно получить малярной кистью. У такой кисти жесткая щетина, и при яростном растирании масляной пастели можно получить эффект тумана или дымки – надо только правильно подобрать оттенки. Иногда для этого придется добавить белый цвет, но не всегда. Экспериментируйте и смотрите, что получится.

13. Накладывание слоев (layering). Обычно работы имеют более законченный вид, если используется много слоев масляной пастели. Благодаря этой технике получаются более глубокие и богатые оттенки цвета.

На фото я быстро набросала небо и серо-фиолетовое облако на нем. В небе намешаны голубой, сине-фиолетовый, серый и белый, а в облаке еще больше оттенков. В общем, получилось много слоев.

Что нужно для успешного layering? Масляная пастель хорошего качества + хорошая бумага с заметной текстурой. Если бумага более гладкая, она «не возьмет» много слоев.

Чтобы нанести больше слоев, можно оставить работу хотя бы на день (еще лучше – несколько дней или даже неделю). За это время масляная пастель немного затвердеет, и вы сможете нанести еще пару слоев.

Еще один вариант – побрызгать workable fixative (рабочий фиксатив – позволяет продолжать работу поверх него). Когда фиксатив высохнет, он образует слегка фактурную поверхность, на которую лягут следующие слои пастели.

Пастель для начинающих. Как я нарисовала портрет? Урок Рисования ARTSK

Совет: если бумага гладкая, но хочется получить много слоев, можно загрунтовать ее, и поверхность станет слегка шершавой и подходящей для большого количества слоев.

14. Impasto. Эта техника хороша для создания эффекта масляной живописи. Просто наносите много слоев, каждый раз с силой нажимайте на мелок. Это сработает, если ваша масляная пастель достаточно мягкая (на моем фото я использовала Mungyo Artists’).

Еще один вариант – разломать кусочек мелка на крошки, слегка «потолочь» его, чтобы получилась «паста». Эту пасту кладем на мастихин и накладываем щедрые штрихи. Вуаля!

Штриховка

Все эти виды штриховок наверняка хорошо знакомы тем, кто работал с карандашами:

15. Простая штриховка (hatching).

16. Перекрестная штриховка (cross-hatching). Один цвет, несколько цветов… сама идея очень простая.

17. Stippling: нанесение точек или коротких штрихов в случайном порядке. Можно полностью покрыть ими нужную область, можно создать эффект «рассеивания». Если применить несколько цветов, будет похоже на размытые праздничные огни.

18. Scumbling: хаотичные закорючки, небрежные штрихи. За счет этой техники можно создать интересную текстуру. И снова можно играться с цветом, вплетая в закорючки разные оттенки.

19. Боковая сторона мелка. Если снять с пастельного мелка обертку, можно получить красивый фон неба, например. Один из моих любимых художников масляной пастели снимает обертки со всех мелков (кроме некоторых супер-мягких Сеннелье), чтобы использовать боковую сторону мелка. Это позволяет ему одним движением создать блики цвета на большой площади.

«Как передать объём, используя один цвет» (пастель)

Есть и много других идей.

Можно наносить цвет с сильным нажимом или легким, позволяя фактуре бумаги проступать. Можно сделать на прямоугольном мелке насечки – тогда, прижав его к бумаге, вы получите «кирпичик» с характерной для кирпича и/или дерева фактурой.

Можно нанести масляную пастель на палец или кусок ткани и растереть по поверхности, получится равномерный, но очень легкий и прозрачный цвет. А если цвет не растирать, а просто прижать к поверхности, то фактура ткани отпечатается на бумаге.

Применение растворителей

20. Размывание цвета растворителями/маслами (diluting with solvents/oils).

Растворителей очень много – пинен (разбавитель №4), терпентин/терпеноид, odorless mineral spirits (уайт-спирит без запаха), Res-N-Gel, Zest-It…

Как их применять? Можно нанести слой масляной пастели, не заботясь об идеально ровном покрытии цветом, а потом пройтись по нему кистью с растворителем. Можно сначала нанести на бумагу растворитель, а потом рисовать «по-сырому» (в этом случае цвет будет более водянистым). А еще можно обмакнуть мелок в растворитель и рисовать им.

Все растворители токсичны! Их можно использовать только в проветриваемом помещении или на улице. Подробнее о мерах безопасности читайте в следующей статье.

Zest-It считается нетоксичным. Другой нетоксичный вариант – масла, коих много: льняное, ореховое, даже детское масло типа Johnssons baby.

Что дает этот способ? Красивое, ровное размытие. Это пригодится, если у вас твердая пастель, которая плохо смешивается. Можно рисовать фон более дешевой и твердой пастелью, а потом размывать его растворителем. Или можно использовать эту технику для получения ровного цвета на нужном участке картины – лицо, небо, гладкая поверхность.

Работа с применением растворителя
by Terri

Обмакнув ватную палочку в растворитель, можно стереть ошибку. Обычно это делают так: соскребают неудачный участок мастихином, потом удаляют остатки пигмента клячкой и ватной палочкой с растворителем.

Некоторые художники любят пройтись кистью, смоченной в растворителе, по готовой картине – получается акварельный эффект.

Кстати, применение растворителей делает готовую картину немного устойчивее к смазыванию.

Какие есть минусы? Самый серьезный минус – это, конечно, токсичность растворителей.
Другой минус – что для растворителей, что для масел потребуется грунтованная поверхность. Вам придется либо грунтовать бумагу самостоятельно, либо сразу покупать бумагу типа Arches для масла, художественную наждачную бумагу, грунтованный холст…

Ужасный запах растворителей. Запах уайт-спирита, например, въедается в волосы и не выветривается несколько часов. Даже растворители, заявленные как odorless (без запаха), все равно пахнут, просто не так сильно.

А еще приходится ждать! Ждать, пока масло/растворитель высохнет и выветрится.

Далеко не все масла хороши, от многих работа пожелтеет (от орехового, говорят, не желтеет). Детское масло – вообще чистое баловство: ведь оно не высыхает! Нарисовал – размыл маслом – выбросил…

Наконец, применение растворителя может дать непредсказуемый эффект. Вы можете обнаружить, что какой-то растворитель «не работает». Или что все слои перемешались в грязный цвет. В общем, в этом деле надо еще набить руку.

Прорисовка деталей и тонких линий

Мелкие детали и тонкие линии – слабое место масляной пастели. К счастью, есть много решений!

Первый способ – большая площадь картины, начиная от 50 х 70 см.

Отличный пример – картины Мари Энн Кюри. Ее натюрморты кажутся фотографиями, настолько реалистично прорисованы детали. Картина ниже – «Сливы ван дер Вейден» форматом 60 х 87 см.

21. Сграффито (сграффито). Процарапывание рисунка обычно презентуют следующим образом: нанесите слой светлого цвета (еще лучше – нескольких ярких цветов), покройте их слоем темной или черной масляной пастели, а потом процарапайте рисунок любым острым предметом.

Получается что-то подобное:

Когда я впервые услышала об этой технике, то подумала, что это ерунда какая-то – не буду же я процарапывать всю картину! Это возможно, но очень муторно. Да, я понимаю, что можно процарапать надписи, но… это что, все?

Нет, это далеко не все! Сграффито – многогранная техника. Помимо надписей, она идеальна для прорисовки травы, волос, шерсти животных, дальних деревьев, брусчатки… да много чего!

Например, на этой моей работе оформление стаканчика, розетки со шнурами и, текстура кирпичей – все реализовано с помощью сграффито.

В случае с розетками я сначала нанесла более светлые оттенки, которые собиралась использовать для бликов, потом – основной темный цвет. Затем прорисовала детали… маникюрными кусачками. У них неострый, но маленький кончик, которым я часто пользуюсь для сграффито.

Для этой техники подойдут любые заостренные предметы – от зубочистки до бритвенных лезвий и канцелярского ножа. Разумеется, все виды мастихинов, стеки для лепки… Даже старые вилки и ножи!

Брусчатка прорисована техникой сграффито
by Rajendra Bhatt

22. Детали растушевкой. Идея проста: растушевкой выводим цвет за пределы его области. Посмотрите на фото – ресницы нарисованы растушевками. Я поставила кончик растушевки на верхнюю границу глаза (черную линию) и вывела цвет вверх с помощью растушевки. Разумеется, масляная пастель должна лежать щедрым слоем, чтобы были излишки пастели, которые можно вывести таким образом.

Левая часть ресниц нарисована силиконовой растушевкой, а правая – бумажной. Как видите, бумажной получились более четкие линии.

Таким же образом можно использовать обычный твердый ластик – например, изобразить небрежную прядку волос. Обратите внимание, что линия получается толстая и смазанная. А еще можно перестараться и стереть часть пигмента (на фото виден высветленный кусочек). Иногда это можно сделать намеренно, если вам нужно обозначить размытый блик.

23. Детали зубочисткой или мастихином – или другим инструментом. Надо просто наложить на мастихин немного масляной пастели (соскрести немного с мелка), а потом аккуратно нарисовать нужную деталь мастихином.

Я делала нечто подобное зубочисткой, когда рисовала звездное небо. Мой бедный белый мелок Сеннелье! Он был истыкан так, словно по нему прокатился ежик!

Работа была кропотливая, но результат мне понравился:

24. Кисть, смоченная в растворителе. Если вас не смущает работа с растворителем, то можно обмакнуть в него кисть, провести ею несколько раз по мелку – и спокойно рисовать любые детали кистью!

25. Сломанный мелок. Иногда мелок масляной пастели специально ломают, чтобы его острыми краями рисовать детали. Больше всего повезло обладателям Holbein, Sakura Specialist или Pentel for Artist – они-то прямоугольные! Здорово, когда у мелка всегда есть острые грани…

26. Детали карандашами. Это уже немного читерство, потому что технически получится mixed media, то есть работа в смешанной технике. Но почему бы и нет? Многие пользуются этим способом.

Итак, карандаши в принципе подойдут многие – пастельные карандаши, очень мягкие графитные (8В), цветные карандаши… Но – лучше всего на масляной основе (например, Faber-Castell Polychromos).
Либо карандаши на восковой основе – Prismacolor или Uni Mitsubishi Dermatograph. Вторые можно купить поштучно – в черном, красном, синем, желтом и зеленом цвете.

Я пробовала акварельными карандашами и очень мягким (8В) обычным. Не очень удачный вариант – первые плохо пишут поверх масляной пастели, второй может смешаться с пастелью, создавая грязь. Update: можно использовать простые карандаши твердостью 3H-4H — и не давить на них сильно.

Некоторые используют china marker (похоже, это маркировочный карандаш для стекла и керамики), белые гелевые ручки, корректор, гуашь, но мне показалось, что такое применяется в несерьезных работах, в открытках и т.д.

27. Шаблоны и трафареты (stenciling).

Самый простой способ – вырезать самодельный трафарет простой формы и закрасить прорезанную форму. Это может быть фонарный столб, звезда на елке, отдаленные паруса или деревья и домики, а также повторяющиеся орнаменты – сердечки, ромбики и пр.

Мои первые самодельные трафареты. Как видите, можно полностью закрасить силуэт, можно обвести трафарет или нанести масляную пастель на края трафарета и «смазать» ее внутрь силуэта.

Трафареты могут быть немного сложнее – собачка, ветвистые рога животного… Совсем сложные трафареты самому сделать трудно. Есть покупные, но это опять-таки для развлечения или открыток.

28. У Кена Лесли (автора лучшей книги по масляной пастели) предлагается техника, которую можно назвать «штамповкой».

Если вам нужно прорисовать какой-то мелкий орнамент (в том числе из нескольких цветов), вы можете густо нанести нужный цвет/цвета на гладкую бумагу, приложить к этой импровизированной палитре кальку, прорисовать старой непишущей ручкой орнамент, а потом прижать кальку с орнаментом к рабочей поверхности. Рисунок отпечатается, как штамп.

Если цветов у вас несколько, то вы будете прикладывать кальку к каждому из них и добавлять детали. У автора техника сработала хорошо… а у меня – не очень. Отпечаток бледный – может быть, потому, что я использовала пекарскую бумагу вместо кальки?

29. Гравировка/тиснение (etching/embossing). Что-то типа сграффито наоборот: сначала вы пишете/рисуете заостренным предметом на белой бумаге, потом наносите масляную пастель. Гравировка будет проступать сквозь слой пастели.

Сграффито кажется мне более удобной техникой, потому что когда я пробовала тиснение, мои надписи немного закрашивались слоем пастели:

Как и с любой техникой, надо тренироваться и экспериментировать.

Смешанные техники

Хотя я предпочитаю работы, выполненные полностью или почти полностью масляной пастелью, надо признать: масляная пастель очень круто смотрится в смешанных техниках. Здесь поистине открывается простор для творческой выдумки!

30. Можно сделать фон акрилом, акварелью, маслом, сухой пастелью, карандашами – а потом рисовать масляной пастелью поверх фона. Эти материалы могут быть и не фоновыми, а основными. Многие художники, пишущие маслом, обожают добавлять завершающие штрихи-акценты масляной пастелью.

Важно: поверх масляной пастели ни один из этих материалов не ляжет!

И еще один нюанс: в смешанных техниках обычно один из материалов доминирующий.

31. Есть еще техника под названием watercolor resist. Смысл в том, что сначала мы рисуем какой-нибудь объект, а потом создаем для него фон акварелью. Так как акварель не ложится на масляную пастель, не надо заботиться о том, чтобы не задеть края рисунка и не смазать их. Эту технику вы можете увидеть по ссылке (надо будет проскроллить вниз).

32. Нагревание масляной пастели. Можно нагреть готовый рисунок феном (предполагается, что площадь рисунка небольшая) – масляная пастель расплавится, цвета немного перемешаются между собой. Но мне не понравился готовый вид – слишком матово-сглаженный, даже мутноватый. Кстати, при этом способе масляная пастель как бы «запаивается» горячим воздухом и точно не смажется, никакого фиксатива не надо.

Некоторые пробовали нагревать мелок масляной пастели зажигалкой, чтобы пастель размягчилась и легла густым слоем. Честно говоря, ни разу не видела необходимости сотворять такое со своим набором Mungyo Artists’.

Сама идея нагревания масляной пастели напоминает такое направление, как энкаустика – древняя техника рисования расплавленными красками на основе воска. У нас популярно делать нечто подобное с помощью утюга. Сейчас у энкаустики появились и другие способы реализации. Но это, имхо, уже далеко ушло от масляной пастели.

Здесь много картинок, а в качестве примера даются яркие и небанальные работы того самого японского художника.

Желаю вам удачных экспериментов и приятных открытий! ��

Как рисовать масляной пастелью?

Привет, творческие! Я хочу рассказать вам все, что я знаю о масляной пастели. А именно: мы поговорим о материалах, которые я использую в работе с пастелью и непосредственно о том, как ей рисовать. Я описываю вам то, что узнала методом проб, ошибок и даже просто читая информацию с упаковки пастели. Ну, поехали!

Мое первое знакомство с масляной пастелью состоялось очень давно, году в 2004, и было довольно коротким. Я взяла мелок, повозила его туда-сюда и отложила в сторону.

Материалы

«Не мое», – решила я про себя и забыла о существовании масляной пастели еще лет на 10… Спустя это время моя подруга подарила мне на день рождения набор мелков Сонет из 36 цветов. Я сказала : «Спасибо, надо будет попробовать!» Так мелки пролежали в ящике до февраля этого года.

Благодаря генеральной уборке комода, я нашла коробочку и решила не убирать ее далеко. Потыкала, помазюкала и мне очень понравилось! Рисунок, второй, третий… Классно, от результата в восторге, процесс бомбический, ну и понеслась)

Как рисовать масляной пастелью.

Пастель

У меня два набора пастели. Первый – это вышеупомянутый Сонет, который я использую все реже и реже, а второй это Mungyo Gallery, набор мягкой пастели из 48 цветов от которого я в восторге.

Цена удовольствия – примерно 2 тысячи рублей, я считаю ее вполне оправданной, учитывая качество мелков.

Так, лидер рынка (насколько я поняла по отзывам) SENNELIER будет стоить в районе 5 тысяч за те же 48 цветов… Учитывая свой минимальный опыт работы с материалом я решила, что новичку нет смысла так траться, нужно набраться опыта, и потом, может быть, когда-нибудь я позволю себе такую роскошь, но не сейчас.

Mungyo Gallery оправдала все мои надежды, после первого опыта рисования я была в восторге от мягкости и легкости нанесения мелков, от того, как она смешивается. Количество цветов даже немного смутило меня, глаза разбегались, и я не понимала, чего хочу. Сейчас иногда тоже такое бывает, но с каждым разом мне все легче и легче)

Бумага

Ну, тут все зависит от вас, вашего кошелька и фантазии. Я использую самую простую акварельную (200гр, Гознак), крафт-бумагу для эскизов (она конечно тонковата, но для маленьких зарисовок мне вполне подходит), а еще я купила набор бумаги для пастели от Palazzo (160 гр, тиснение «Холст», с содержанием хлопка 40%). Тут я рекомендую вам самим поэкспериментировать и понять, что больше нравится именно вам, ведь одного и того же пути для всех не существует.

Дополнительные материалы

Сюда я отнесу наличие салфеток для протирки мелков (я отдала предпочтение простой ветоши, от нее не остается никаких ворсистых следов), разбавитель (у меня стандартный от Невской палитры, №4), кисти (синтетика, отмываются теплой водой и хозяйственным мылом), мастихины, палочки для растушевки, белила для бликов.

Основные приемы для работы с масляной пастелью

На самом деле, все интуитивно просто. Если вы хоть раз рисовали масляной пастелью, то большинство этих «приемов» вы сами использовали, не зная о том, что у них есть какие выдуманные классификации.

Я задумалась об этом, перевернув коробку и посмотрев, что написано сзади, а там была пара приемов с названиями, которые начинают мой список. Так же в подборку вошли несколько приемов, которые так или иначе я наработала сама.

Градиенты

Смешивание

Перекрытие

Процарапывание

Точки и линии

Этот прием не для слабонервных, работая в таком духе нужно иметь терпение. Я очень люблю рисовать точками, мне нравится сияние, которое можно таким образом создать. Так же точки можно использовать для того, чтобы обогатить цветовое решение работы.

Из точек у меня как-то вышли целые линии, что тоже мне понравилось, я взяла себе на вооружение. Принцип один и тот же, только цветовые штрихи более длинные. Этот прием поможет в создании текстур, может рисунка ткани, смотреть нужно по ситуации.

Не забываем местами помогать себе, используя полочку для растушевки. Эти два приема очень энергозатратные, руки и глаза устают от такой работы, но результат порой того стоит!

Разбавитель

Впервые прочитав вопрос, я подумала, что, скорее всего речь идет не о масляной, а о сухой пастели.

Но вопросы продолжали поступать и я решила покопать на эту тему. В интернете писали про льняное масло и скипидар. Скипидара у меня не оказалось, поэтому взяла пинен, он же Разбавитель 4.

Мне больше приглянулся Разбавитель 4, т.к. он сохнет намного быстрее + у него более удобная консистенция, схожа с водой. Когда используешь масло, оно слишком густое и сохнет в разы дольше, к тому же, со временем от масла остаются желтоватые разводы.

Закрашиваете пастелью определенный участок, кисть опускаете в разбавитель, и начинаете водить по участку. Все. Эффект интересный, техника отлично подойдёт для задних планов, фона, драпировок и т.п.

Мелкие детали

Надеюсь, что статья не стала для вас потерей времени, а открыла вам что-то новое, может даже послужила небольшим толчком к творчеству! Я буду продолжать свои эксперименты, и как только узнаю что-то новое, то непременно продолжу свой список) Если возникнут вопросы, то пишите их в х, буду рада ответить. Всем творческих успехов!

Масляная пастель: виды и достоинства

Пастель – один из традиционных способов рисования, снискавший признание даже у тех художников, чьи имена известны во всем мире. Хотя принято считать, что это вещество в большей степени рассчитано именно на профессионалов, в последние годы пастельные мелки все активнее используются и для детского творчества с целью развития у малышей фантазии и пространственного мышления.

Естественно, такое средство для рисования несколько отличается от всем привычных карандашей, поэтому стоит внимательнее рассмотреть, в чем заключаются его ключевые особенности. При своей длинной истории и повсеместной распространенности следует отметить, что пастель до сих пор представляет собой загадку для многих родителей.

Фактически выглядит она приблизительно так же, как и обыкновенные детские мелки, то есть не облачена ни в какую оболочку и может рисовать абсолютно всеми своими концами.

Небольшое исключение составляют пастельные карандаши – это, соответственно, обыкновенные карандаши, только с пастельными мелками вместо грифеля, однако их чаще относят к необычным карандашам, чем к необычной пастели.

Основные приемы для работы с масляной пастелью

Родителей, приобретающих средство для рисования собственным малышам, волнует еще и состав того, что они покупают. Основными компонентами масляной пастели являются, собственно, красители, невысыхающее масло и воск. Масляные основы обычно выбираются натурального происхождения, и если краситель добавили также натуральный, значит, такой мелок полностью безопасен для ребенка.

Пастель крайне редко обвиняют в отрицательном влиянии на здоровье детей, поэтому смело можно сказать, что это один из наиболее безопасных материалов для детского творчества.

Масляная пастель имеет плюсы и минусы по сравнению не только с другими материалами для рисования, но и с другими видами пастели. К ее традиционным преимуществам относят следующие, которые обязательно будут оценены ребенком:

  • Возможность рисовать буквально на любой поверхности, поскольку особый состав успешно «цепляется» за большое количество материалов, среди которых – бумага, древесина, металлические и стеклянные поверхности, а также ткань. В связи с этим родители должны более внимательно отнестись к организации творческого процесса, иначе обрисованной будет вся квартира!
  • Масляная пастель сопротивляется высыханию, она всегда свежая и достаточно мягкая, чтобы не требовать от ребенка особых усилий для рисования. Такой мелок также практически никогда не трескается, поэтому его очень удобно хранить на протяжении длительного времени.
  • В отличие от многих других видов пастели, масляный вариант не сильно нуждается в закрепителе – из-за своей жирности он и так неплохо впитывается в поверхность, что позволяет никак не обрабатывать поверхность рисунка после завершения работы.
  • Краски у масляной пастели очень яркие и живописные, напоминают традиционную живопись масляными красками, хоть и выполняются в совершенно иной технике. Даже неумелые первые пробы малыша получаются очень красочными и интересными, что только способствует дальнейшему увлечению рисованием.
  • Большинство видов пастели полностью безопасны для ребенка, что позволяет родителям не волноваться за здоровье малыша.

Явных недостатков, которые буквально отталкивали бы детей от рисования масляной пастелью, у этого вещества не существует, поэтому нижеприведенные аргументы будут интересны разве что тем детям, которые уже достигли определенного уровня мастерства в изобразительном искусстве и ищут средства, обладающие строго определенными свойствами. Итак, критиковать масляную пастель можно за следующие особенности:

Приёмы в масляной пастели.Oil pastel.

  • Хотя сам по себе рисунок, выполненный масляной пастелью, не требует никакой особой фиксации, защитить его дополнительными средствами (например, от случайного попадания влаги) бывает нелегко. Для этой цели не подходит большинство фиксаторов. Для этого нужны особые вещества, и еще вопрос, не испортят ли они творческий замысел.
  • Масляная пастель практически исключает возможность смешивания уже имеющихся цветов с целью получения новых оттенков. Сделать это вне поверхности рисунка нельзя из-за твердости материала, а нанесенный на бумагу или другую основу он просто перекрывается новым цветом.
  • Масляная пастель характеризуется довольно жесткой кромкой, что полезно при изображении предметов с четкими очертаниями, но создает проблемы для рисования размытых контуров.

В целом, масляная пастель является весьма неплохим материалом для детского творчества, но и на более серьезных этапах овладения искусством рисования применение ей найдется хотя бы в качестве дополнительного элемента.

Хотя масляная пастель уже сама по себе является подвидом пастели, при тщательном изучении и ее можно классифицировать по определенным признакам. Из-за сравнительно небольшого количества отличающихся параметров все ее разновидности относительно похожи между собой, но все же такие различия очень сильно бросаются в глаза профессиональным художникам.

В первую очередь стоит отметить, что хотя все пастельные мелки из этой категории изготавливаются на основе масла, количество данного ингредиента в процентном соотношении может отличаться.

Помимо классической масляной пастели, выделяется еще и водно-масляная, а также акварельная художественная масляная пастель. Классический вариант дает результат, максимально похожий на масляную живопись и считается более профессиональным, хоть и требует тонкой работы с растворителем.

Две альтернативные разновидности обладают характерной спецификой, позволяющей размывать их даже обыкновенной водой, что очень актуально для художников, по каким-то причинам не переносящих едких химических запахов.

Кроме того, любую пастель, в том числе и масляную, делят по степени твердости.

Твердые сорта отличаются повышенной сухостью, в связи с чем они несколько хуже цепляются за поверхность, однако только ими можно тонко и точно прорисовать мелкие детали и контуры, при этом цвета смешиваются плохо.

Мягкая пастель обладает полностью противоположными качествами – она хорошо липнет к большинству основ и дает несколько размытые контуры, смешиваясь в местах соприкосновения разноцветных деталей. Благодаря такой специфике именно мягкие разновидности рекомендуют для детей.

Мягкую пастель можно найти и поштучно, но чаще продаются многоцветные наборы, что в случае с детьми особенно удобно и практично.

Наборы из 12 цветов обычно состоят из одной категории оттенков (стандартные, с металлическим блеском или флуоресцентные), из 18-24 цветов содержат либо расширенную палитру одной категории, либо цвета сразу двух категорий, ну а 36 и 50 цветов – это уже подарок, достойный даже довольно неплохого художника.

Выбирая масляную пастель для ребенка, следует в первую очередь учитывать его потребности, зависящие от возраста и степени владения искусством рисования.

Совершенно очевидно, что подростку, который уже прекрасно рисует, нужна не типичная детская пастель, а нечто более профессиональное, тогда как для новичка дошкольного возраста способности мелка важны даже в меньшей степени, нежели безопасность и удобство.

В связи с этим детям обычно покупают мягкие мелки, которые очень легко оставляют след без приложения лишних усилий, да при этом еще и рисуют практически на любой поверхности, что не требует покупки специального альбома для рисования пастелью.

Техника рисования масляной пастелью обычно предполагает последующее размывание после штрихования, однако малыш самостоятельно с такой сложной задачей не справится, тем более что используемый растворитель наверняка токсичен.

По этой причине новичкам обычно покупают ту масляную пастель, в состав которой входит акварель – она прекрасно размывается даже обыкновенной водой. Помимо прочего, масляная пастель может использоваться не только для классического рисования, но еще и для тонирования поделок из фоамирана.

Специалисты утверждают, что для этих целей лучше подойдет все же сухая пастель, потому что она дает более сочные оттенки, однако масляные разновидности намного лучше цепляются за тканые поверхности, хотя и требуют более длительной сушки в хорошо проветриваемых помещениях. Для создания поделок из фоамирана как домашнего хобби масляная пастель окажется весьма удобным дополнением.

В сортах масляной пастели хорошо ориентируются разве что прожженные художники, тогда как новичкам, никогда ранее не интересовавшимся этой темой, бывает непросто определиться с выбором. Для них самый простой выбор – это ориентация на общеизвестные бренды, и иногда такой подход действительно работает. Наиболее часто на полках отечественных магазинов можно встретить масляную пастель компании «Луч».

Данный бренд наверняка известен всем благодаря своей широчайшей распространенности и обширному ассортименту самых разных товаров для детского творчества, а также очень доступной цене, но в этом-то и кроется подвох: подобные средства подходят разве что для достаточно примитивных художеств.

Словом, приобретая такие мелки, на особое качество рассчитывать не стоит – это, так сказать, базовая комплектация. Если очень уж хочется поддержать именно российского производителя, лучше обратить внимание на масляную пастель «Сонет», выпускаемую фирмой «Невская палитра».

Если сравнивать продукцию зарубежных брендов, то наиболее раскручены товары корейской фирмы Mungyo, которая вообще занимается преимущественно пастелями, а в мире масляных мелков практически не знает себе равных.

Это высококачественная продукция оптимального уровня мягкости, позволяющая рисовать даже ребенку, и все же рассчитанная даже на потребности серьезных художников.

Впрочем, ассортимент достаточно широк, чтобы подобрать оптимальные варианты для каждой категории творческих людей. В качестве альтернативных марок зарубежной масляной пастели внимания заслуживают торговые марки Derwent и Artbar.

Масляная пастель — основные приемы

Если приобретать исключительно одну масляную пастель без каких-либо дополнительных принадлежностей, то толку с нее будет не больше, нежели с обыкновенных детских мелков.

Чтобы лучшие качества вещества проявлялись с максимальной отдачей, стоит приобрести хотя бы специальную бумагу для рисования пастелью – она обладает рифленой текстурой, благодаря чему пигмент лучше цепляется за ее поверхность.

Кроме того, такая бумага толще, что позволяет размывать нанесенные штрихи для дополнительного художественного эффекта. Впрочем, мягкие детские сорта пастели рисуют на любой поверхности.

Опять же, детская масляная пастель на водной основе или с добавлением акварели размывается даже простой водой, но для размывания более серьезных профессиональных разновидностей этого материала понадобится растворитель. Данное вещество нужно приобретать не наобум, а с прицелом на конкретный используемый вид масляной пастели.

Уточнить, какой вид растворителя нужен, а также купить желаемое можно в любом крупном магазине товаров для творчества.

Пастель, будучи аналогом мелка, сама по себе никаких дополнительных приспособлений для рисования не требует, однако применяемый для ее разведения растворитель требует специального инструмента для нанесения. Некоторые художники наносят его на заштрихованный рисунок при помощи специальной бумажной палочки, другие используют обыкновенные кисточки определенной формы и размера.

Даже удивительно, почему использование пастели для детского творчества имеет столь непродолжительную историю, потому что комментарии родителей на специализированных форумах заставляют думать, что это средство очень хорошо подходит для таких целей.

Оно не только безопасно, но и очень удобно для малышей, поскольку мелок рисует со всех сторон и не требует никаких предварительных навыков удерживания в руке, благодаря чему рисовать им могут даже самые маленькие.

Масляная пастель, в отличие от других видов этого вещества, прекрасно держится на полотнах разного происхождения, а также почти всегда дает очень яркие, насыщенные оттенки, что очень нравится детям и стимулирует их творческий порыв.

Более того, пастельные мелки оставляют большое пространство для творческого роста, ведь со временем ребенок может освоить технику растушевки, превращая пастельные рисунки в имитацию живописи.

Наконец, огромный ассортимент выпускаемой продукции такого типа позволяет каждому художнику, вне зависимости от возраста и предпочтений, найти идеальное средство для рисования.

Как рисовать масляной пастелью

Познакомившись с сухими мелками, начинающие художники обычно не останавливаются на достигнутом. Рано или поздно в их руки попадёт коробка с масляной пастелью. Как рисовать удивительным материалом, таким не похожим на сухую сестрицу? Давайте вместе поближе познакомимся с нашей новой героиней. Посмотрим в чём её отличие и какими возможностями она обладает. Итак, приступим.

Как вы уже знаете, пастель в зависимости от скрепляющего компонента бывает трёх видов. Давайте напомним их себе:

  • Сухая. По сути это цветные мелки.
  • Восковая. Очень твердая и жирная. В основе воск, поэтому она похожа на цветные свечки.
  • Масляная. Наша героиня замешана на масле, поэтому очень эластична и красива.

В основу последнего вида входят различные цветные пигменты, мел и разные масляные соединители. Раз масло основа, значит такие мелки очень жирные и сочные. Это основное отличие такой пастели от других видов.

Она более яркая. Эта способность даёт больше возможностей для художественных приёмов. Например, применять этот материал в декоративном оформлении. Очень часто масляную пастель используют в сочетании с другими материалами.

Ещё нашу героиню отличает неприхотливость к поверхности, на которой ею рисуют. Она отлично ложится на любой материал. Однако, шероховатые плоскости для неё предпочтительнее гладких. Как бы там ни было, но пастель и в Африке пастель. Свойство осыпаться после высыхания у масляного аналога тоже есть, и от этого никуда не денешься.

Что ещё стоит знать о сегодняшней гостье? Существует тысячи цветовых оттенков таких мелков. Это разнообразие сглаживает один недостаток. Масляная пастель одного цвета очень плохо смешивается с другими цветами.

Но есть и преимущества перед сухими собратьями, точнее сосёстрами. Кроме штриховки и затушёвки с нею можно применять размывку. Да почти как с настоящими масляными красками.

Используя специальные разбавители, с помощью мастихина или бумажных стеков можно размазывать штрихи, получая удивительные цветовые эффекты. Теория это хорошо, но ближе к делу.

Учимся рисовать масляной пастелью

Для работы понадобится сам натюрморт. Установите его так, чтобы было хорошее контрастное освещение и достаточное расстояние от вашего мольберта. Приготовьте карандаш, сами краски, бумагу.

Лучше всего взять цветной шероховатый картон или бархатную бумагу. Кто-то предпочитает наждачную. В любом случае для чернового рисунка понадобится белый обычный ватман. Всё готово? Приступим:

  • Сделайте карандашом рисунок натюрморта на листе бумаги такого же размера, как вы собираетесь сотворить на своём холсте.
  • Обведите мелом все линии, полученного рисунка, с обратной стороны листа. Для этого можно воспользоваться оконным стеклом. Приложите лист рисунком к окну и он будет просвечиваться с другой стороны. Когда все линии обведёте мелом, рисунок исчезнет с виду.
  • Теперь перенесите рисунок на выбранную поверхность будущей картины. Для этого опять обводим карандашный рисунок, приложив его к поверхности меловой частью. Здесь можно использовать авторучку или цветной карандаш, чтобы не забыть обвести все линии.
  • Полученный отпечаток обводим белым масляным мелком.
  • Начинаем наносить основные цвета всех крупных поверхностей натюрморта. Чтобы видеть, как измениться цвет или как он будет смотреться на цветном полотне, используем клочок такого же материала в качестве палитры.
  • Наносим дополнительные оттенки и втираем их в поверхность. Кто-то делает это пальцем, кто-то мастихином, а кто-то кусочком обычной газеты.
  • Прорисовка деталей. Самый трудоёмкий и увлекательный процесс. Здесь в ход идут разные техники, в том числе и размывка разбавителем.
  • Закончив рисунок, не забудьте позаботиться о его сохранности. Закрепить и поместить под стекло – это просто необходимо сделать, если вы хотите, чтобы через несколько лет он висел в Эрмитаже.

Научившись рисовать пастелью, вы увеличите свой потенциал и расширите круг художественных приёмов для будущего творчества. Не бойтесь осваивать новое! Возможно, это то что вы так долго искали в изобразительном искусстве. Масляная пастель ждёт вас.

Дополнительные материалы для работы масляной пастелью: карандаши, гуашь, растворители

Секреты техники рисования пастелью для начинающих художников

Часто, когда начинающему художнику необходимо определиться, каким материалом работать, он склонен выбирать между маслом и акварелью. Но существует еще одна категория художественных материалов, называемая «мягкие». К ним и относится простой и приятный в работе материал – пастель.

Рисование пастельными мелками предполагает тесный контакт пальцев руки с бумагой, так как штрихи часто растушевываются для получения нужного оттенка или фактуры. Благодаря этому можно в буквальном смысле слова «почувствовать» рисунок во время работы.

К тому же техника рисования пастелью обладает волшебным свойством – она склонна превращать простоту и даже «примитивность» рисунка из недостатка в достоинство.

От классики к импрессионизму

История пастели началась еще в 15 веке. Упоминания об этом материале можно найти в теоретических трудах Леонардо да Винчи.

Само же французское слово «пастель» начало употребляться намного позже – в середине 17 века. Происходит оно от латинского pastellum – паста.

Из чистого темного пигмента путем его перетирания с мелом получались более светлые цвета – отсюда всем известное слово «пастельный».

Этим материалом пользовались многие художники эпохи Возрождения, а также выдающиеся представители искусства Нового времени: Энгр, Жан Этьен Лиотар, Джон Рассел, Морис де Ла Тур. Особенно популярным было использование пастели в классическом портретном жанре, как в чистом виде, так и в комбинации с гуашью.

Позднее технику использовал для своих знаменитых атмосферных пейзажей Джеймс Уистлер. Также этот материал был популярен среди художников, представлявших главные направления живописи 19-го, начала 20 века, – импрессионистов и художников группы «Наби» (Les Nabis). Пастелью рисовали Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Эдуард Мане и многие другие.

Удивительно, но пастель, которую использовал Дега, можно купить и сейчас – маленький магазинчик «La Maison du Pastel» в одном из переулков Парижа почти не изменился с 1920-х. Производством по технологии, придуманной Анри Роша, занимаются его наследники.

В семейной мастерской до сих пор используют старинные инструменты и изготавливают пастель вручную. Полный спектр цветов составляет 567 оттенков, а цена за один мелок достигает 12-18 евро. Именно такой пастелью были написана знаменитая серия балерин Дега и некоторые работы Сислея.

Виды пастели для рисования

Пастельные мелки бывают трех видов:

  • сухая – самая удобная для новичков, она легко растушевывается и ее можно стереть ластиком, цвета можно перекрывать;
  • масляная – требует определенных навыков, так как исправить нарисованное сложно;
  • восковая – не растушевывается, и хотя она ложится красивым глянцевым слоем, работать с ней не просто; ее часто используют в технике процарапывания по вощеной бумаге для рисунка-подложки;

Сочетать в одном рисунке несколько видов пастели не принято. Начинающим художникам лучше остановиться на первом варианте.

Мелки для сухой техники

Пастель, будучи материалом нежным и хрупким, требует бережного обращения, как с самими мелками, так и с готовой работой.

Рисование сухой пастелью хорошо подходит как для быстрых набросков или этюдов, так и длительных постановок – возвращаясь к работе снова и снова, при желании, ее можно довести до фотографического сходства (если речь идет о рисовании с натуры).

Поэтому этот материал одинаково хорош как для любителей экспрессии, так и для сторонников кропотливого вырисовывания. Пастель можно смело брать с собой в путешествие или на прогулку – она замечательно подходит для пленера (рисования на природе). Уловить игру света, передать фактуру облаков или ритм волн – сделать это совсем не сложно.

Пожалуй, единственный минус этого материала – необходимость соблюдения определенных условий хранения пастельных работ (это не касается восковой пастели). А именно:

  • работу необходимо вскрывать фиксатором, иначе со временем она осыплется;
  • если вы хотите повесить пастельный рисунок в интерьере, он должен быть помещен под стекло или пластик, и лучше всего там, где его не достанут солнечные лучи;
  • для хранения работ нужно завести папку, в которой каждый рисунок будет переложен листом кальки, либо можно изначально пользоваться специальным альбомом для пастели.

Что нужно для рисования пастелью

Планшет или мольберт

Рисуя пастелью, удобно располагать лист бумаги вертикально либо под наклоном. Так будет намного легче оценить общую картину, а также проще переносить линии с натуры (натюрморта или портрета) на бумагу. Поэтому удобнее всего обзавестись мольбертом либо планшетом, который можно опереть о стол или спинку стула.

Пастельные мелки

Качественную пастель нельзя назвать дешевым материалом, однако при рациональном использовании одного набора хватит надолго. К тому же начинающим художникам не стоит гнаться за количеством цветов – 12-15 будет вполне достаточно.

Выбирая материал в магазине, обычно его можно попробовать – хорошая пастель должна ложится на бумагу бархатистым слоем, не оставляя мелких крошек на поверхности бумаги, и хорошо растушевываться.

Бумага для рисования

Кроме пастельных мелков, потребуется тонированная рифленая бумага – она позволит максимально использовать возможности мелков.

Можно приобрести и готовые альбомы для пастели – в них обычно находится бумага 4-5 цветов (обычно это неяркие светло-коричневые, серые, терракотовые цвета), а после каждого листа бумаги идет лист кальки.

Мастер-класс по работе масляной пастелью «Золотой закат»

Рисуя допустимо оставлять незаполненные цветом фрагменты – можно «сыграть» на этом, подобрав бумагу такого же цвета как один из изображаемых объектов. Пользуясь таким приемом вы создадите эффект профессионального владения материалом.

Кисти и губки

При желании можно использовать плоские кисти или кусочки губки для растушевки, однако на начальном этапе предпочтительнее пользоваться пальцем – так вы сможете «почувствовать» материал и понять, как добиться нужного эффекта.

Фиксатор

Пастельные рисунки нужно обязательно вскрывать специальным лаком из пульверизатора. Но можно воспользоваться и лаком для волос. Вскрывать работу нужно держа распылитель на расстоянии 30-40 см от поверхности.

Особенности техники

Хотя рисунок пастелью чаще классифицируют как графику, этот материал можно использовать и в чисто живописной манере. Основное, чему нужно научиться перед тем, как начинать рисунок пастелью – это видеть цвета. Рисуя с натуры, нужно улавливать рефлексы, которые отбрасывают одни предметы на другие, всматриваться в тени и находить в них разные оттенки, а не «закрашивать» одним цветом от одного края к другому.

Важно также уделять внимание направлению штрихов – они должны ложиться по форме, а не произвольно. Таким образом, предметы будут выглядеть объемными. Большие пятна цвета лучше прокрывать, держа мелок плашмя.

Работать над рисунком нужно равномерно – не стоит браться за что-то одно. Вначале стоит слегка прокрыть все светлые места, затем темные, самые активные акценты и блики нужно ставить в самом конце. В процессе рисования с натуры нужно постоянно сравнивать тон предметов: предмет белого цвета не обязательно должен быть самым светлым.

Рисуя пастелью, как, впрочем, и любым другим материалом, нужно помнить о воздушной перспективе – границы дальних предметов должны быть более мягкие, чем очертания ближних; то, что находиться вдалеке (на пейзаже) по тону должно быть холоднее, чем то, что на переднем плане.

Добиться нужного оттенка в пастельном рисунке можно либо чередованием разноцветных штрихов (оптическое смешивание), либо перекрыванием одного цвета другим (механическое смешивание). Регулировать резкость контуров или насыщенность цвета можно с помощью растушевки. Если возникает необходимость прорисовать очень мелкие детали – в дополнение к мелкам можно использовать пастельные карандаши.

Рисование масляной пастелью позволяет добиться особо ярких цветов. Этот материал очень мягкий, немного «жирный» и имеет хорошую укрывистость. Работать им приятно, однако можно увлечься красками, позабыв об объеме и форме. Поэтому, к масляной пастели лучше обратиться уже после того как вы освоите основы рисования сухой.

Пастель материал очень «благодарный» – недостатки мастерства выгодно скрываются эффектным видом готового рисунка. Также не составит труда для начинающего художника найти свою особую манеру рисования. Пастельные работы, даже самые простые, хорошо смотрятся в интерьере.

Если вы увлечены рисованием, то обязательно познакомьтесь и с другими техниками: эбру, энкаустика, роспись по стеклу, песочная графика, батик. Все они могут не только радовать, но и приносить дополнительный доход от продаж готовых работ, став хорошим подспорьем для семейного бюджета.

Рита Бергман, специально для интернет-журнала «Женские увлечения».

Масляная пастель

Масляная пастель — графический материал, выпускаемый в виде цветных брусков круглой или квадратной формы или карандашей, с так называемым, пастельным стержнем. Иное название пастельных брусков – пастельные мелки.

В магазинах встречается три вида пастели – масляная пастель, сухая пастель и восковая пастель. В данной статье речь пойдет именно о масляном виде.

Прежде чем купить масляную пастель впервые, необходимо понять, чем она отличается от других видов и почему подойдет именно вам.

Такая пастель производится путем прессования пигмента и масла, как правило, льняного или другого минерального масла. Чаще всего масляная пастель предназначена для начинающих, но любят ее и опытные художники.

Преимущества масляной пастели:

  • Рисование масляной пастелью будет приятно для тех, кто любит яркие и насыщенные цвета, так как сухая пастель более матовая.
  • В отличие от сухой пастели, масляная дает возможность хранить готовые работы без использования фиксатива (закрепителя краски)
  • Яркость красок и свежесть тона
  • Возможность растушевки создает широкий диапазон возможностей: от создания рисунка до написания картины

Цена на масляную пастель варьируется – есть качественные, но недорогие варианты поштучно и в наборах. Такие варианты есть, например, у Сонета, Koh-i-noor и Mungyo.

Знаменитые пастели Sennelier стоят дороже и позиционируются как профессиональные. Масляная пастель в наборе – хороший старт для тех, кто хочет попробовать рисование пастелью и сразу иметь готовый набор базовых цветов. Пастель продается в наборах по 12, 24, 36 цветов. Существуют и более расширенные палитры на 74 и 120 цветов.

На чем рисовать масляной пастелью

Мастер-класс по работе масляной пастелью «Запах Нового года»

Пастелью можно рисовать по фактурной бумаге, наждачной, бархатистой или акварельной бумаге, а также по пастельной доске, изготавливаемой из пробки.

Поверхность пастельной бумаги должна быть фактурной, поскольку пастель не впитывается в ее поверхность и соответственно закрепляться должна в «ячейках» на поверхности бумаги. Это требование относится к пастели в целом, а не только к масляному виду. Еще одно требование к пастельной бумаге – это ее плотность.

Желательно, чтобы она начиналась от 160 г/ кв м. Но есть пастельная бумага плотностью 100 и 130 г/кв м.

Для пастели нужна достаточно плотная и прочная бумага, которая будет устойчива к механическому воздействию, поскольку техника рисования пастелью подразумевает постоянное трение листа, как на этапе рисунка, так и растушевки и корректировки изображения.

Поверхность, на которой создается рисунок или картина, ее цвет, также имеют влияние на то, каким будет рисунок. Например, бархатная бумага дает естественное «размытие», мягкость изображения.

Цвет поверхности влияет на выигрышность цвета, передачи оттенков и общего эффекта от рисунка. Поэтому многие художники тонируют пастельную бумагу кофе или чаем, чтобы получить коричневые и серые оттенки, на которых яркие цвета будут смотреться более эффектно. Или же сразу покупают цветную бумагу для пастели.

Пастель – это компромисс между графикой и живописью. В зависимости от того, что вы хотите увидеть на готовой работе она становится и краской или графическим инструментом. Пастелью рисовали Дега, Левитан, Делакруа, Серов, Кустодиев. Попробуйте и вы! Откройте для себя яркий, приятный в работе материал!

Оцените статью
Скрапбукинг, вышивка, вязание и другие виды рукоделия