Мастер-класс Как рассчитать коээфициенты усадки и анализ фактуры войлока для цельноваляной одежды

Как рассчитать коээфициенты усадки и анализ фактуры войлока для цельноваляной одежды

Созрела идея свалять жилет в эко-стиле из неокрашенной и необработанной шерсти и флиса. А тут как раз пришла посылка из Новой Зеландии с руном очень красивого оттенка (Romney multy-dark). С этой шерстью я еще не работала, хоть и есть уже изрядный опыт валяния из флиса.
Некоторые опытные мастера на своих мастер-класс не советуют делать образцы, но я придерживаюсь старой европейской (да и русской) традиции — валять одежду только после изготовления нормальных сэмплов и проведения точного расчета усадки. Ибо семь раз отрежь, один-отмерь. Лучше потратить полчаса на образец, чем после дня работы получить вещь непонятного размера.
Плюс ко всему образец дает возможность проанализировать «поведение» шерсти в работе и оценить возможные декоративные эффекты с учетом всех подводных камней.
Итак, приступим.

  • руно Romney multy-dark;
  • уже знакомая шерсть английской голубомордой овцы BFL;
  • вода;
  • мыло;
  • фатин (сетка).

Я делаю образцы форматом не меньше А4, т.к. на маленьких клочках толком не видна фактура и слишком велика погрешность в расчетах.
На пупырчатой стороне воздушно-пузырьковой пленки раскладываю BFL в 2 перекрестных слоя — не толсто, но так, чтобы под ними не особенно светился стол.

Аккуратно разбираю руно и слегка растягиваю пряди Romney.

Т.к. я хочу получить каракулевый эффект, а не длинноворсовый дикий мех, раскладку делаю ступенчатую с шагом 35-40% от длины волокна.

В пакете шерсти оказалось немного кудряшек более светлого оттенка и большей тонины (потолще остальных) и я хочу посмотреть, как они будут выглядеть в готовом изделии, поэтому раскладываю скраешку пару таких прядей.

И местами по краям оставляю свободные пряди, чтобы подобрать для изделия тип края (окантовки).
Раскладка сэмпла закончена и я делаю промеры.
Ширина 33 см.
Высота 25 см.

Далее обычным порядком поливаю раскладку водой комнатной температуры (без разведения болота).

По сетке как следует намыливаю раскладку.
По сетке не тру, а легкими движениями всей плоскости ладони притираю-выглаживаю образец.

После минут трех притирания по сетке, сетку снимаю и теперь уже глажу саму мыльную шерсть (опять-таки без интенсивных резких движений).

Переворачиваю полотно и притираю обратную сторону.
Как только шерстинки перестают подниматься (отделяться) от общего полотна, убираю полотенцем излишек воды и выкатываю свеженький и рыхлый еще войлок в открытом рулоне (без пленок, пупырок, бамбуков и пр.) до нужной плотности. Катаю рулон, переворачивая его по всем 4 направлениям — раз по 100 в каждом. Кудряшками внутрь рулона (иначе они будут слишком пушистыми).
Следующий этап — стандартное полоскание образца в воде комнатной температуры или чуть теплой (как приятнее для рук). Легкий отжим в полотенце.
И, т.к. образец данной фактуры не требует отпаривания утюгом, сушу его на солнышке 🙂 Уж очень хорошая сегодня погода 🙂

Вот и готов образец. Он просох и теперь можно его анализировать.
Вот такая получилась фактура.

Равномерный каракулевый эффект — приятно на глаз и на ощупь 🙂
Светлая прядь (помните, я уложила ее специально, чтобы посмотреть в готовом полотне) смотрится весьма эффектно. Я планирую использовать это в дизайне жилета.

Устраивает меня и фактурный край образца (там, где я равномерно выложила пряди с небольшим ок. 2см выступом за раскладку BFL).

А вот более длинная бахрома мне не очень нравится. Так делать на жилете не буду.

Такой будет изнанка. И вполне возможно сделать жилет двусторонним.
И пора уже посчитать усадку.

Вспоминаем начальные размеры 33х25см и считаем:
33/29=1,13 — коэффициент усадки по ширине
25/20=1,25 — коэффициент усадки по высоте (этот коэффициент больше, т.к. вертикальных слоев два — один BFL и один Romney, а горизонтальный слой был только один — BFL).
Теперь остается только детализировать эскиз (с учетом фактуры) и построить выкройку (с учетом коэффициентов усадки).
Вот так.
Я всегда делаю образцы. Приятное это занятие. И полезное)
Надеюсь, что мой опыт вам тоже пригодится.
А про сам жилет расскажу подробнее к майским выходным)

Радение с сэмплом) или анализ фактуры и расчет коэффициента усадки войлока для цельноваляной одежды

Созрела идея свалять жилет в эко-стиле из неокрашенной и необработанной шерсти и флиса. А тут как раз пришла посылка из Новой Зеландии с руном очень красивого оттенка (Romney multy-dark). С этой шерстью я еще не работала, хоть и есть уже изрядный опыт валяния из флиса.
Некоторые опытные мастера на своих МК не советуют делать образцы, но я придерживаюсь старой европейской (да и русской) традиции — валять одежду только после изготовления нормальных сэмплов и проведения точного расчета усадки. Ибо » семь раз отрежь, один-отмерь». Лучше потратить полчаса на образец, чем после дня работы получить вещь непонятного размера.
Плюс ко всему, образец дает возможность проанализировать «поведение» шерсти в работе и оценить возможные декоративные эффекты с учетом всех «подводных камней».
Итак, приступим.

Сложность — 1-2 (доступно даже новичкам)

Время — 20-30 минут

Материалы:
руно Romney multy-dark

и уже знакомая шерсть английской голубомордой овцы BFL

+ вода, мыло, фатин (сетка), руки)
Я делаю образцы форматом не меньше А4, т.к. на маленьких «клочках» толком не видна фактура и слишком велика погрешность в расчетах.
На «пупырчатой» стороне воздушно-пузырьковой пленки раскладываю BFL в 2 перекрестных слоя — не толсто, но так, чтобы под ними не особенно «светился» стол

Аккуратно разбираю руно и слегка растягиваю пряди Romney

Т.к. я хочу получить «каракулевый» эффект, а не длинноворсовый дикий «мех», раскладку делаю ступенчатую с шагом 35-40% от длины волокна

В пакете шерсти оказалось немного кудряшек более светлого оттенка и большей тонины (потолще остальных) и я хочу посмотреть, как они будут выглядеть в готовом изделии, Поэтому раскладываю скраешку пару таких прядей

И местами по краям оставляю свободные пряди, чтобы подобрать для изделия тип края (окантовки).
Раскладка сэмпла закончена и я делаю промеры.
Ширина 33см

высота 25см

Далее обычным порядком поливаю раскладку водой комнатной температуры (без разведения болота))

По сетке как следует намыливаю раскладку

По сетке не тру, а легкими движениями всей плоскости ладони притираю-«выглаживаю» образец

После минут трех притирания по сетке, сетку снимаю и теперь уже глажу саму мыльную шерсть (опять-таки без интенсивных резких движений)

Переворачиваю полотно и притираю обратную сторону

Как только шерстинки перестают подниматься (отделяться) от общего полотна, убираю полотенцем излишек воды и «выкатываю» свеженький и рыхлый еще войлок в открытом рулоне (без пленок, пупырок, бамбуков и пр.) до нужной плотности. Катаю рулон, переворачивая его по всем 4 направлениям — раз по 100 в каждом. Кудряшками внутрь рулона (иначе они будут слишком пушистыми).

Следующий этап — стандартное полоскание образца в воде комнатной температуры или чуть теплой (как приятнее для рук). Легкий отжим в полотенце.
И, т.к. образец данной фактуры не требует отпаривания утюгом , сушу его на солнышке)) уж очень хорошая сегодня погода)

Вот и готов образец. Он просох и теперь можно его анализировать.
Вот такая получилась фактура.

Равномерный «каракулевый» эффект — приятно на глаз и на ощупь)
Светлая прядь (помните, я уложила ее специально, чтобы посмотреть в готовом полотне) смотрится весьма эффектно. Я планирую использовать это в дизайне жилета.

Устраивает меня и фактурный край образца (там где я равномерно выложила пряди с небольшим ок.2см выступом за раскладку BFL)

А вот более длинная бахрома мне не очень нравится. Так делать на жилете не буду.

Такой будет изнанка. И вполне возможно сделать жилет двусторонним.

И пора уже посчитать усадку.
Ширина 29см

Высота 20см

Вспоминаем начальные размеры 33х25см и считаем:
33/29=1,13 — коэффициент усадки по ширине
25/20=1,25 — коэффициент усадки по высоте ( этот коэффициент больше, т.к. вертикальных слоев два — один BFL и один Romney, а горизонтальный слой был только один — BFL)
Теперь остается только детализировать эскиз (с учетом фактуры) и построить выкройку (с учетом коэффициентов усадки).
Вот так.
Я всегда делаю образцы. Приятное это занятие. И полезное)
Надеюсь, что мой опыт вам тоже пригодится.
А про сам жилет расскажу подробнее к майским выходным)

Как рассчитать усадку шерсти?

Семь раз отмерь, один раз отрежь.
(Народная мудрость)

✿Мыльная среда✿Валяние грубой шерсти✿Усадка войлока✿Выпуск 7

Н е секрет, что шерсть в процессе механического и термического (температурного) воздействия имеет свойство сжиматься, а шерстяные вещи — уменьшаться (усаживаться).

Ч тобы свалять изделие определенного размера, необходимо разложить шерсть уже с учетом усадки. Как же эту загадочную усадку определить до начала валяния?

Мастер класс валяние одежды. Лена Баймут

Факторы, влияющие на усадку шерсти

Р азные виды шерсти в валятельном процессе ведут себя абсолютно по-разному. Тонкая шерсть усаживается гораздо быстрее и сильнее, чем грубая. Гребенная лента усаживается лучше, чем кардочес.

Т онко разложенная шерсть усаживается сильнее, чем толсто разложенная. Имеет значение и направление слоев — шерсть усаживается по длине волоса, т.е. каждая прямая шерстинка стремится стать зигзагообразной. Волан, выложенный в одном направлении, сядет только в длину, а в ширину растянется. При трехслойной раскладке из двух горизонтальных и одного вертикального слоя, усадка по ширине будет заметнее.

Д екоративные материалы (ткани, волокна) не обладают свойством усаживаться. Кроме того, они сдерживают усадку шерстяного изделия. Чем больше декора использовано при раскладке будущего шедевра, тем меньше изделие уменьшится в процессе валяния.

Мастер-класс по изготовлению туники в технике мокрое валяние

4. Способ валяния.

К разным изделиям мы применяем разные подходы. Что-то нежно наглаживаем, что-то катаем в рулоне, что-то трем, мнем и бросаем, что-то подвергаем термошоку для уплотнения. Чем агрессивнее воздействие, тем сильнее усадка.

У честь все эти факторы довольно трудно. Мастерам, валяющим однотипные изделия в значительном количестве, наработанный опыт позволяет с точностью достигать нужного результата. Остальным же, во избежание разочарований, рекомендуется перед началом работы изготовить тестовый образец.

Изготовление тестового образца

И так, мы решили, что будем валять, из чего и как. Берем шерсть из расчёта такого количества граммов на сантиметр, как в будущем изделии и раскладываем квадрат размером . к примеру 20 x 20 см. При этом соблюдаем раскладку, количество и направление слоев, как в будущем изделии (для шарфов/тапок/шапок эти условия будут различаться).

В аляем образец теми способами, которые будем использовать при валянии будущего изделия, высушиваем, проглаживаем, измеряем сторону готового квадрата линейкой.

Расчет коэффициента усадки

Р ассчитываем КУ (коэффициент усадки) по формуле:

КУ = исходный размер / итоговый размер

К примеру, наш квадрат 20 х 20 см после увалки стал 16 х 16 см. КУ = 20/16 = 1,25

Т еперь умножаем желаемые параметры будущего изделия на получившийся коэффициент и используем получившиеся размеры при построении шаблона и раскладке.

А как же проценты?

ВНИМАНИЕ. КУ никак не связан с процентами. Проценты увеличения и уменьшения — это абсолютно разные понятия, между ними таится сложное, недоступное моему мозгу соотношение.

Н апример, наш образец из 20 см увалялся до 16 см, т.е. уменьшился на 20%. Если мы совершим обратное действие и увеличим 16 см на 20 %, то получим уже 19,2 см.

Р азница возникла потому, что в первом и втором случае мы берем за основу для расчетов (т.е. за 100%) разные цифры, а изменить их пытаемся за счёт одних и тех же 20 %. В большинстве мастер-классов, предлагающих увеличивать выкройки с учетом процентов, кроется ошибка.

Е сли мои доводы неубедительны, возьмите калькулятор и цифру вашего веса, попробуйте «растолстеть» на 20%, а потом от получившейся цифры «похудеть» обратно на 20%. Не сходится? Вот точно так же не сходится и размерчик свалянной вещицы на фигурке, если неправильный процент взять за основу!

С читать усадку в процентах могут, на мой взгляд, только великие математики! Или люди, вообще далекие от точных наук, для которых все «приблизительно плюс минус туда сюда несущественно». Для достижения предсказуемого результата лично я рекомендую использовать при расчетах КУ .

Н е ошибается тот, кто ничего не делает — гласит народная мудрость. Что же делать, если ошибка уже произошла?

О шибаться с раскладкой в меньшую сторону крайне нежелательно. Изделие будет либо мало (в этом случае его можно подарить малогабаритному другу/родственнику), либо нужного размера, но недоваляно (любой полуфабрикат можно трансформировать в арт-объект или превратить в элементы декора).

О шибки в большую сторону можно попытаться исправить, уваляв изделие посильнее. Вещи, задуманные тонкими, при этом станут плотнее. Желательно все же не превращать шарфик в стельку.

* Как правило, у каждого мастера своя технология валяния и свои наработки. Весной 2022 года две известные петербургские мастерицы Елена Найденова и Юлия Хабарова показали интереснейшее мастер-шоу «Метаморфозы КУ» , где на основе шаблонов с коэффициентами усадки 1,4 и 1,8 на глазах у изумленной публики сваляли блузки 44-го размера.

** Годом раньше московская мастерица Ирина Полубояринова провела любопытный эксперимент с тапками. Три пары были разложены на шаблонах разного размера, а уваляны на один размер.

Д ерзайте и у вас обязательно все получится. Успехов в творчестве!

pro_felting

сообщество любителей войлока

Есть много техник валяния…

Валяная одежда из шерсти своими руками. Татьяна Мартынова о своем войлоке

Кто-то валяет на глаз и у него все прекрасно получается и размер и форма… В общем, этот кто-то доволен и не замарачивается на таких мелочах, как вычисление коэффициента усадки шерсти.

Кто-то тоже валяет на глаз…НО! Выходит у него не совсем то, что этот кто-то ожидал получить, но тоже совсем недурственно или даже ого-го как недурственно.

Кто-то же, например я, тоже пытался не заморачиваться и не тратить время на математические подсчеты. Вот только результат был плачевен: тапки на три размера меньше, чем надо, шарфик – широкий, но короткий.

«Валяная одежда без ошибок» вебинар

Все эти техники, несомненно, имеют право на существование. Но так как я человек практичный и на самом деле очень не люблю неожиданности, я решила, что все же надо попытаться понять заранее насколько сильно усядет вещь по сравнению с шаблоном. Проще говоря, я решила рассчитывать коэффициент усадки. Случилось это со мной несколько лет назад. И я всем новичкам в войлочном деле очень рекомендую попробовать вести свое дело «с холодным» расчетом J.

Я много раз объясняла и рисовала как это делается. Но, как показала практика, люди вроде бы все понимают, приезжают домой, делают сэмпл…а при расчете коэффициента усадки опять путаются.

Хочу буквально на пальцах показать как я делаю этот хитровыдуманный (на самом деле очень простой J) расчет. Обратите внимание, что все, что я пишу ниже – это не аксиома. Это просто мой личный опыт, который, я надеюсь, будет полезен новичкам. Мне нравятся квадратные сэмплы, кому-то нравятся прямоугольные.

Итак, поехали (внимательно рассмотрите картинку, она поможет пониманию).

Коэффициент усадки (для простоты буду называть его далее КУ)– это цифра, которая отражает насколько усядет Ваш образец по сравнению с первоначальной раскладкой.

Сэмпл – я так называю образец, по которому я высчитываю КУ. Т.е. это просто кусочек свалянного войлока.

1) Чтобы вычислить КУ, я выкладываю 4 тонких перпендикулярных слоя шерсти в квадрат со сторонами 30 см. Чтобы было полегче, я вырезала такой квадрат из темного пластика и подкладываю его под «пупырку». И через прозрачную пупырку мне прекрасно видно, какую площадь я должна закрыть шерстью.

2) После раскладки идет обычный процесс валяния.

3) После того, как шерсть увалялась, я выполаскиваю сэмпл, расглаживаю его утюгом.

4) Теперь самое время вооружиться линейкой и измерить стороны нашего готового сэмпла. Если вдруг, какая-то сторона оказалась больше (ведь изначально мы выкладывали квадрат и 4 слоя! Значит по идее должен получиться квадрат), это не беда. Значит в этом направлении Вы чуть-чуть усерднее валяли. Это ерунда и погрешность. Ничего доваливать не надо, двигаемся дальше. Допустим, готовый сэмпл оказался со сторонами 21х22 см.

5) Теперь холодный предварительный расчет:

Ширина: Изначальная ширина квадрата была 30 см. Уваляли по длине мы до 21 см. Произведем деление: 21:30 = 0,7
Высота: Изначальная высота, опять же – 30 см. У готового сэмпла – 22 см. Опять производим деление: 22:30 = 0,733333. Округляем до сотых – 0,73.

ВНИМАНИЕ. Это еще не КУ.

Ширина: КУ=100 — 70 = 30%
Высота: КУ = 100 – 73 = 27%

Мы расчитали отдельно КУ для ширины и высоты.

Чтобы понять средний КУ, а нам его надо обязательно понять (ведь всю выкройку мы будем увеличивать на один, заранее определенный процент, а не отдельно высчитывать для ширины и высоты коэффициенты увеличения!), нам надо из этих двух простых чисел посчитать среднее арифметическое. То есть нужно сложить полученные КУ для ширины и высоты и получившуюся сумму поделить пополам:

Средний КУ = (30 27)/2 = 28,5.

И, если честно, я не брезгую округлениями. Поэтому, мой средний КУ в данном случае получится 29!

Как рассчитать усадку шерсти — проценты и коэффициенты

Здравствуйте, друзья, коллеги!

Сегодня хочу немного поговорить о месте математики в нашем виде рукоделия- валянии шерсти.

Очень часто читаю и слышу о всевозможных космических усадках в 70 процентов и даже 200!

Когда речь идет о коэффициентах увеличения выкройки (КУ), так же часто сталкиваюсь с непонимаем того, какая у валяльщиц в итоге получается усадка шерсти))

Вероятно, авторы прогуливали школу, когда проходили тему вычисления процентов. Давайте восполним этот пробел или просто вспомним как все-таки правильно считать, писать и говорить об усадке в процентах и о КУ. Убеждать в том, что КУ и проценты — понятия совершенно разные, я думаю никого не надо, но как эти понятия связаны, я так же попробую изложить в этой теме.

Всем известно, что в процессе валяния размеры нашей раскладки уменьшаются и готовое изделие на выходе получается гораздо меньшим по размерам, нежели наша раскладка. Если размеры готового изделия, которые мы должны получить, мы знаем, то вот размеры самой раскладки нам и необходимо расчитать!

Есть лишь два способа расчитать размер нашей раскладки:

1 способ — сделать образец, желательно по всем правилам ( об этом можно прочитать в моей теме про образцы ) и высчитать КУ

2 способ — заложить в свои расчеты предполагаемый процент усадки

Два совершенно разных способа — один практический, другой теоретический.

Но сегодня я не буду описывать преимущества того или иного способа, сегодня мы просто займемся математикой!

Итак, при первом способе нам предстоит вычислить КУ — коэффициент, на который нам необходимо будет увеличить необходимые нам размеры готового изделия, чтобы вычислить размер раскладки.

Для этого мы делаем два измерения — размер раскладки образца (РР) и размер уже готового, свалянного образца (РО).

Чтобы вычислить КУ, нам нужно размер размер раскладки образца разделить на размер готового образца.

Если размеры готового образца по вертикали и по горизонтали получились разными, то не забудьте, что вычисления КУ так же производятся по двум направлениям — по вертикали и по горизонтали.

Например, мы сделали раскладку размером 50х50 , в результате валяния получили образец с размерами 30х37

В результате вычислений мы получаем два КУ

по вертикали КУ= 50/30=1,67

по горизонтали КУ=50/37=1,35

Мы с вами вычислили коэффициенты, на которые нам необходимо будет увеличить наши мерки готового изделия.

Пример:

Требуется свалять плед размером 120 см х 110 см

Используя полученные КУ, вычисляем размер раскладки:

120 см х 1,67 = 200,4 см

110 х 1,35 = 148,5 см

Значения можно округлить до целых.

Искомые размеры нашей раскладки — 200 х 148 см

Думаю, что способ вычисления КУ не составляет никаких проблем, кроме одной — это создание образца.

Можно приступать к валянию пледа))))

А хотите узнать, какова будет наша усадка пледа в процентах?

Когда речь заходит о процентах, вся путаница в расчетах возникает из-за того, что часто валяльщицы не знают что принять за 100%

Вариантов всего два — либо размер раскладки, либо размер готового изделия. Так какой вариант единственно правильный?

Вы абсолютно правы, если выбрали ответ — размер раскладки. И вот почему: именно раскладка в процессе валяния усаживается на тот или иной процент! Других вариантов нет!

Итак, мы выяснили, что при расчете процента усадки, за 100% мы принимаем всегда размер раскладки.

Вернемся в нашему примеру с пледом:

Размер раскладки 200 см — 100%

Размер готового войлока 120 см — х%

Решаем простую пропорцию и находим сколько процентов от раскладки мы получили готового войлока:

120 х 100 /200 = получили 60% готового войлока

Наша усадка составила 100% раскладки — 60% готового войлока = 40% усадки

Размер раскладки 148 см — 100%

Размер готового войлока 110 см — х%

Решаем простую пропорцию и находим сколько процентов от раскладки мы получили в готового войлока:

110 х 100 /148 = получили 74 % готового войлока

Наша усадка составила-

100% раскладки — 74 % готового войлока = 26 % усадки

Итак, на нашем примере мы выяснили , что КУ 1,67 = 40 % усадки, а КУ 1,35 = 26 % усадки

Еще один отвлеченный пример для усвоения правил перевода КУ в проценты усадки .

Возьмем КУ 1,7 для метра готового войлока- это значит, что раскладка 170 см усядет до 100 см))

т.е. наша раскладка 170 см равна 100%

2 урок курса С.Болюх «Войлок для одежды» .Валяние

а 100 см готовой работы — это х % готового войлока

Дальше решаем пропорцию и находим сколько % осталось от 100% раскладки))

х= 100*100 /170 = 58,8 округляем до 59

Из расчетов видим, что 100 см готового войлока равны 59% от нашей раскладки в 170 см

100% раскладки -59% готового войлока = 41% усадка.

Таким образом, мы вычислили, что КУ 1,7 — это 41% усадки.

Для закрепления результата попробуйте вычислить какая усадка изделия будет при КУ 1,6 ?

Ответ можно найти и проверить в конце статьи)))

Вы видите, что цифры после запятой в коэффициентах вовсе не равны процентам усадки.

Для чего нужны нам, валяльщикам, эти знания математики?

Очень часто мне пишут письма с жалобами на то, что заложили в работу 40% усадки, а работа получилась меньшего размера, нежели предполагалось. Или еще такой вариант, заложили усадку в 30 процентов, сваляли по размеру, но войлок явно недовалян, и если валять дальше, то вещь будет маленькой.

Когда начинаю выяснять каким образом делали расчеты, то чаще всего получаю ответ, что умножали на КУ 1,4 для предполагаемой усадки в 40% и КУ 1,3 для 30%

А ведь если правильно считать, то КУ 1,4 — это всего лишь 28,5 % усадки, а вовсе не 40!

а КУ 1,3 — это 23 % усадки, а не 30!

Фактура «войлок + гипюр»

Ошибка в расчетах очевидна! Считайте правильно, чтобы избежать разочарований и не тратить зря силы и материалы!

Итак, вернемся к способам расчетов размеров раскладки.

2 способ — заложить в свои расчеты предполагаемый процент усадки.

Напомню, что этот способ теоретический, он позволяет построить шаблон нашей работы без предварительного создания образца изделия.

Этот способ очень простой.

Давайте рассмотрим его на примере того же пледа.

Итак, нам необходимо свалять плед размером 120 на 110 в готовом виде.

Заложим усадку по вертикали в 30% , по горизонтали в 40%

Приступаем к расчетам.

Мы с вами уже знаем, что размер раскладки всегда принимается за 100%

Так как мы ищем размер раскладки, то обозначим ее — Х

Так как мы закладываем процент усадки, в нашем примере 30 и 40 % -это значит, что у нас останется после валяния соответственно 70 и 60% готового войлока.

Размеры готового изделия нам известны —

120 см — это 70% от раскладки (100-30=70)

110 см — это 60% от раскладки (100-40=60)

Составляем простые пропорции для вычисления размеров раскладки:

Сократив пропорцию, получаем х= 120/0,70 = 171,4 см

Сократив пропорцию получаем х = 110/0,60 = 183,3 см

Вы, наверняка, заметили алгоритм — мы наши реальные размеры изделия делим на 0,70 ( 100-30=70) при 30% усадке

на 0,60 (100-40=60) при 40% усадке.

Т.е. после запятой, в десятых долях стоит значение, равное разнице между 100% нашей раскладки и закладываемым процентом усадки.

И пользуясь этим агоритмом, можно без сложных действий вычислять размер раскладки.

Например, закладываем усадку в 28% — значит делим все наши реальные размеры на 0,72 ( 100-28=72)

35% — делим на 0,65 (100-35=65)

41% — делим на 0,59 (100-41=59)

32% -делим на 0,68 (100-32=68)

Чтобы закрепить результат, попробуйте посчитать размер раскладки для пледа размером 58 х 76 см при 38% усадке по вертикали и горизонтали.

Ответ можно будет найти в конце статьи))

Ну вот и все расчеты, которые мы производим перед тем, как начинать нашу работу, стоить шаблон или определять границы раскладки))

Ничего сложного в этих расчетах нет, если понимаешь, что ты считаешь.

Надеюсь, теперь вы прекрасно понимаете, что усадки в 200% не может быть физически — этих процентов всего 100! И теперь прекрасно понимаете, что при усадке в 70% , чтобы получить 50 см готовой работы, надо разложить 167 см, а чтобы получить метр изделия, надо разложить 333 см!! Вероятно, просто в очередной раз перепутали КУ с процентами. ))))

Не дайте себя запутать и ввести в заблуждение, на всякий случай напомню, что главный орган валяльщика это по-прежнему голова!)))))

Надеюсь, я не очень утомила вас математикой?

Буду рада вашим комментариям, мнениям и вопросам!

Как всегда, с уважением и приветом, Регина.

p.s. Ответы

1. При КУ 1,6 усадка составляет 37,5%

2. Размер раскладки пледа в готовом виде 58 х 76 см при усадке 38% составляет 93,5 х 125,8 (значения можно округлить)

И вот здесь, позволю себе написать главную мысль — каким бы способом вы не искали заветные размеры раскладки, возьмите в руки калькулятор и сделайте простую проверку ваших вычислений:

1. Проверка к первому заданию — 160 см — 37,5 % = 100

2. Проверка ко второму заданию —

93,5 — 38% = 58 см и

125,8 — 38% = 78 см! А я ведь допустила ошибку))) Интересно, это кто-нибудь заметил?)))))

Для того, чтобы быть в курсе событий Школы войлока,

К.Коршун «10 эффектных приемов декорирования вискозой»

подпишитесь на новости сайта:

Кроме этого, на сайте есть push — уведомления, подписавшись на них, вы будете получать уведомления сразу на свои устройства, минуя почту. Рекомендую!

Восхищаюсь Вашими работами. Сочту за честь возможность общаться сВами через сайт. С уважением Наташа Щербина.

Наташа, спасибо! Рада Вам!

Ура! Ура!
Мы подписались, вписались и расписаааааались на тебяяяя!

о! приветище, дорогие мои. Обнимаю крепко-крепко.

Грегор Мендель, будучи по счастливому стечению обстоятельств одновременно математиком и биологом открыл математические закономерности наследования признаков… Регина Журавлева, будучи мастером войлока и бухгалтером… Регинушка, преклоняюсь перед людьми, у которых голова на месте и работает. У меня, как человека, с трудом вспоминающего таблицу умножения, после второй строчки голова закружилась))) Каюсь — я не сделала домашнее задание, посчитать — это выше моих возможностей))) Я смогла только крепко-накрепко запомнить, что для усадки на 30% делить надо на 0,7. А нормальным людям с головой, заточенной под математику эти выкладки ОЧЕНЬ полезны. Мало кто еще так подробно и с примерами объяснит. Спасибо говорю от их имени)))))

Анька, привет, спасибо!! ну ты приколистка, Менделем меня еще никто не обзывал))))))) ржу))))))))))))))

Регина, большое спасибо за полезную тему, я наверное действительно прогуливала школу,когда проходили проценты ).

Олечка, на здоровье))) просто многое забывается, решила напомнить)))))

Привет. У тебя тут классно.

Привет))))) спасибо, стараюсь))

Спасибо. Супер , теперь все понятно!!Очень признательна !

Здравствуйте, Регина. Очень нужная информация, которая уложила в голове всё по полочкам. Я начинающий валяльщик и очень трудно сразу сориентироваться в таких серьезных вопросах. Спустя 2 года после публикации, позволю вопрос. Вы пишите,- «Закладываем по вертикали 30%, по горизонтали — 40%». Откуда берутся эти цифры? Это результат измерений образца для конкретной вещи, ваши индивидуальные показатели валяния или способа раскладки. Прочитала много МК, но так и не поняла — эту фразу «закладываем такой-то % усадки. От чего он зависит. Как его получить или спрогнозировать — не понимаю. Понимаю только, если свалять образец конкретно под конкретную вещь. Если ответите буду благодарна очень и очень. Фото с вашими работами сохраняю — нравятся.

Людмила, здравствуйте! Спасибо за хороший вопрос!
Вы практически сами на него и дали ответ! ))) Статья написана с целью разъяснить два способа расчета одного и того же процесса — усадки шерсти.
Часто начинающие мастера путают эти понятия или не видят взаимосвязи. Слыша от одного мастера слово «КУ» не могут соотнести его с размером усадки в процентах и наоборот. В результате — могут быть серьезные ошибки в расчетах.
Мне проще оперировать таким понятием, как процент усадки. А принцип работы и с тем и с тем термином один и тот же — он основан и на созданных образцах, и на личном опыте, и даже на риске))) Я часто делаю ОБРАЗЕЦ В ПОЛНЫЙ РОСТ, почему так, можно почитать в статье про образцы.
Например, мне нужно свалять шапку, беру реальные размеры, обдумываю какую технику раскладки и валяния применю в этой работе, и, основываясь на своем опыте и предположениях, закладываю предполагаемую усадку в процентах. Мне проще работать с термином «процент усадки» потому что, строя шаблон, мне проще так считать — измеряю длину шаблона минусую на калькуляторе предполагаемый процент и сравниваю с реальным размером, который я получу после валяния. Например, шаблон 60 см минус 30 процентов, остается 42 см — и смотрю, достаточно ли такого размера, есть ли запас, если чуть больше выйдет усадка или смогу ли я принудительно повалять, если вдруг усадка будет меньше)) Ведь каким бы вы способом не считали и не делали образец, образец — это только образец, в работе все может быть несколько иначе.
Выбирайте себе принцип расчета и работайте с тем термином, какой вам понятнее и удобнее, главное — это понимать что мы считаем и что получаем в итоге)) Успехов вам в творчестве! Пишите, всегда рада!

Спасибо, что нашли время ответить. А я ломала голову над этой фразой. Интуиция подсказала, что это конкретный результат личного опыта и своих наработок, но думала — вдруг я не права и это какие цифры, которых я не знаю или не понимаю, но они для всех одинаковы.

Да, Людмила, все гораздо проще)) когда мы много валяем, мы уже лучше понимаем и поведение шерсти, и свои руки, и смелее прогнозируем результат))

Оцените статью
Скрапбукинг, вышивка, вязание и другие виды рукоделия