Мастер-класс Как рождается скульптура из камня

Краткое содержание:

Как рождается скульптура из камня

Материалы: камень, рашпиль, стамески, бормашинка, станки.

После первого мастер-класса по созданию фигурки кота для начинающих, было много вопросов на тему всегда ли я делаю именно так и в такой последовательности.

На этот раз покажу как обычно рождается скульптура у меня.
Скульптура «Котофей»

Берём камень, в данном случае ангидрит. Изначально только известно, что это будет кот.
Смотрим на него, ищем кота:)

Мастер-класс Ирины Богатиковой «Современное искусство в интерьере.Тренд, который нельзя пропустить»

набрасываем животное карандашом

Начинает проявляться форма

на получившейся заготовке снова рисуем

Дальше обработка шарошкой. На этой стадии на лапке откололся кусочек.
Я спилила скол, кот стал короче — камню виднее:)

Местами попадаются более твёрдые включения. Для них берём напильник

С помощью бормашинки определяем мордочку.

Выравниваем линии стамеской

Стоматологическими борами определяем зрачок

Удивительные скульптуры из камня на выставке «Последователи Фаберже» в Екатеринбурге

После шлифуем разными наждачками и покрываем горячим парафином

После шлифовки и парафинирования прорисовываем надфилем линии на морде

В данном случае копоть не подойдёт, т. к. надо затонировать не всю морду, а конкретные линии.
тонируем растертым в порошок углем.
Держаться тонировка будет и так, но я ещё закрепила специальным лаком для камня.
(Он в виде аэрозоля, поэтому с расстояния 20-25см получается ровно то, что нам нужно, т. е. тончайший слой)

Собственно зверь готов, а рисунок камня сделал скульптуру неповторимой:)

Как делают скульптуры из камня (16 фото)

Подробный фотоотчет о создании скульптуры из цельного куска камня.
Впечатляет! :udiv:

Скульптура в музее и на улице 3 класс Изо

Как вырубить из камня скульптуру

  • — дрель-болгарка;
  • — алмазные диски;
  • — сверла и зубила;
  • — ручная бормашинка;
  • — алмазные губки;
  • — камень.

Мастер-класс «Скульптор: секреты ремесла»

Старайтесь не выбирать для первой работы очень сложную форму, если такой вид работы для вас в новинку. Потренируйтесь, выполняя простые композиции или статуэтки из небольших кусков камня.

И размеры дисков, и зернистость шкурки выбирать надо в зависимости от разновидности камня, выбранного для работы. Сперва крупнозернистой шкуркой сдирают неровности, получившиеся при основной отделке, затем при помощи все более мелких шкурок поверхность скульптуры доводят до гладкого состояния.

Когда камень оживает: техника создания скульптуры от гипса к камню

Гипсовые составы и каменные глыбы – наиболее востребованный материал среди скульпторов на протяжении многих веков. Гипс пластичен и податлив. Работая с ним, можно создавать тонкие и изящные творения. Именно поэтому гипсовые изваяния всегда предшествуют их воплощению в камне. Гипсовая скульптура в итоге лежит в основе любого скульптурного творения, вне зависимости от материала, размеров и назначения.

Излюбленными каменными материалами великих скульпторов на протяжении всей истории были прочный обсидиан, черный и ярко-зеленый базальт, красный порфир, хрупкий алебастр, мягкий и податливый известняк, благородный мрамор. Благодаря предварительному созданию гипсовых прототипов, умелые руки скульпторов поистине оживляли каменные глыбы, превращая их в динамичные произведения искусства.

Имитация камня своими руками. Простой способ сделать скульптуру в домашних условиях.

Типы скульптуры

Виды скульптур из гипса и природного камня эксперты дифференцируют по таким группам:

  • округлая скульптура – включает различные статуи, бюсты, статуэтки. Они расположены в свободном пространстве, легко поддаются визуальной оценке со всех сторон;
  • рельеф – скульптура, расположенная на плоскости;
  • барельеф – фигура, создаваемая на плоскости, контуры которой выступают над основанием;
  • горельеф – скульптура на плоскости, контуры которой выступают над основанием более чем наполовину;
  • контррельеф – фигура, вогнутая в основу-плоскость.

В зависимости от назначения, изваяния группируют на:

Как создается скульптура?

  • монументальные фигуры – создаются в знак уважения или почтения исторических событий, подвигов, достижений;
  • декоративная скульптура – предназначена для украшения жилых домов, муниципальных зданий, сооружений общественной инфраструктуры, парков, скверов, ботанических садов и т.д.;
  • станковые фигуры используются в качестве выставочных экземпляров, иногда для оформления жилых интерьеров;
  • малая скульптура предназначена для украшения жилых помещений.

В зависимости от вида скульптурного изваяния выбирают техники его создания.

Как работает скульптор?

Как «оживить» скульптуру?

Во времена процветания эпохи греческой скульптуры популярным способом творения скульптур считался метод четырехгранника. Выполненные в такой технике статуи и фигуры наделялись прямой, абсолютно неподвижной позой без малейших поворотов и намеков на движение. Это заставило художников начать поиски способов «оживления» скульптуры, придания ей энергичности и динамики. С этого времени начинается эпоха пластического движения в скульптуре, которая актуальна для всех современных техник творения.

скульптура барса из бетона. для парка мастер класс

Движение для скульптуры – это ее определенное положение в пространстве, будоражащее воображение, побуждающее к действию. Скульптурная композиция не изображает объект природы, человека или животное, а создает его заново. Именно ансамбль контуров, вогнутостей и выпуклостей создает визуальный эффект совершения определенного движения в конкретный момент времени. Трехмерное изображение энергии и динамики изваяний заставляет не только созерцать, а переживать, повторять скульптурную моторику.

В процессе решения проблемы движения в скульптурном искусстве важно учитывать два главных момента:

  • наиболее правдоподобно и убедительно выглядит бессюжетное движение, в котором нет драматизма, эпичности, пафоса;
  • выполнять пластическую функцию должен каждый скульптурный элемент. Мелкие детали и части концепции не должны быть слишком броскими, привлекать внимание зрителя на себя, оставляя пластическую моторику скульптуры без должной оценки.

Для разных эпох развития искусства присущи индивидуальные виды пластического движения и способы его выражения. Например, скульптурная динамика ХІХ века заключалась в изображении импульсивного, незаконченного движения. Для имитации такого эффекта скульпторы применяли определенные техники:

  • Умалчивание – поверхность изваяния обрабатывается настолько мягко, что формируется визуальный эффект расплывчатости. Затуманенными кажутся не только скульптурные композиции, но и пространство, которое их окружает.
  • Дрема – скульптура остается заключенной в каменной глыбе, из которой ее высекали. Кажется, что статуя дремлет в ожидании свободы, исполнения мечты.
  • Пластический фрагмент – основная динамика заключена в одном скульптурном элементе. Яркий пример – «шагающие» статуи. Именно шаг концентрирует в себе всю экспрессию, динамизм, недвусмысленное восприятие процесса. Такая техника позволяет освободить пластическое движение от лишних фантазий и неуместных ассоциаций.

Техника создания скульптуры: от гипса к камню

Успешные мастера и скульпторы начинают свою работу всегда с создания гипсового прототипа. Такой способ пластической работы предполагает создание орнаментов и узоров на плоскости. Только после долгой и кропотливой работы с гипсовой смесью автор переходит к камню. Для начала скульптору необходимо почувствовать форму камня, его твердость, сопротивляемость обработке, научиться правильно использовать инструменты.

Завораживающие скульптуры из дихроичного стекла создает Джек Стормс (новости)

Для обработки камня в технике простых скульптурных форм необходимы шпунт, троянка и киянка. Шпунт используется для скалывания каменных частиц. Троянка применяется для срезывания каменных пластов. Киянка – молоток, удар которого приводит в действие шпунт и троянку. Размеры и технические характеристики инструментов определяются породой камня, его свойствами.

Техника пунктира

До начала работы с каменной глыбой мастера создают гипсовый аналог будущего творения. Фигуру из гипса покрывают пунктирными линиями, которые впоследствии переносятся на каменный материал. Для переноса пунктира используют самые простые инструменты: линейку, циркуль, отвес. Пунктирные линии также могут пересекаться, создавая так называемую пунктирную рамку.

Когда пунктирный чертеж перенесен на объект обработки, творец может приступать к отсеканию от глыбы лишних частей. Ненужный материал отсекается при помощи резца, долота, молотов различного размера. Использование такой техники создания скульптуры позволяет немного разгрузить мастера, поскольку отсекание лишнего материала по пунктирной линии можно доверить помощникам или ученикам.

Галилео. Искусственный камень

Техника «Три циркуля»

Технология перенесения габаритов тремя циркулями применяется для создания круглого вида скульптуры. Основными рабочими инструментами становятся 3 кронциркуля. Причем один из них должен иметь прямую ножку. При помощи кронциркулей на гипсовой модели для копирования расставляют маяки. Маяк – визуально заметная точка на наиболее выступающей поверхности. Как правило, две из них располагаются по бокам модели, а последняя – на темени.

Эта техника позволяет максимально приблизить размеры заготовки к планируемым габаритам изваяния. Когда размерные параметры модели соответствуют установленным габаритам, на каменной глыбе отмечают центр-маяк. Путем проведения линий через наиболее выступающие поверхности устанавливают остальные точки-маяки.

Следующий этап – оценка правильности проведения опиловки каменного материала. При помощи кронциркулей измеряют расстояния между точками-маяками на модели и каменном материале. Если перенесение габаритов выполнено правильно, то ножки циркулей сойдутся в одной точке. В противном случае материал требует дополнительной обработки и проведения более точных измерений.

Техника «Резьба по камню»

как сделать раствор арт бетон для скульптур мастер класс от Толика

Работа в данной технике начинается с создания эскиза будущей скульптуры. На этом этапе очень важно проработать детали будущего образа, чтобы придать изваянию нужные черты характера, эмоции, максимально точно реализовать задумку автора. Далее прорисованный эскиз получает материальное воплощение. Зачастую для этого используется обычный пластичный гипс. Создание объемной модели позволяет оценить, насколько точно перенесен замысел автора, скорректировать огрехи, внести сюжетные изменения.

На следующем этапе творец должен выбрать породу камня для будущей скульптуры. Вид камня зависит от многих факторов: цветовой гаммы, пластичности, твердости, фактурности, творческих предпочтений автора. Все это важно при выборе каменного материала, поскольку определяет художественную ценность и эффект от визуального восприятия скульптуры. Если мастер планирует использовать несколько видов камней, то выбрать конкретные материалы необходимо именно на этом этапе.

Следующий шаг – придание первичной формы каменному материалу. Для этого используют автоматическую пилу с крупными зубьями. Итогом работы является создание всех ключевых деталей скульптурного изваяния. Например, черты лица, контуры конкретного животного, четкая форма заданного объекта.

Самый сложный и кропотливый этап выполнения скульптуры в технике резьбы – проработка мельчайших деталей для придания правдоподобности. Например, прорисовка шерсти животного, морщин на лице, складочек на одежде и других трудоемких элементов. Этот этап требует максимальной сосредоточенности, терпеливости и усидчивости для достижения великолепного результата. Проработка мельчайших элементов выполняется с помощью специальной техники – бормашины с набором алмазных буров различной формы и размера.

Финальным шагом становится шлифовка скульптуры. Для придания зеркального блеска поверхности изваяния профессионалы используют шлифовальные станки и абразивную пасту. Этот процесс обеспечивает великолепный визуальный эффект, заставляя лучи света создавать поразительные миражи и очертания.

Скульптура из камня.Габион

Гипсовая скульптура и лепка – фундамент для создания любого скульптурного шедевра. Все работы великих мастеров, дошедшие до наших дней в мраморе и граните, первоначально были созданы авторами в гипсовом воплощении.

Скульптура из камня МГХПА

Как создаются скульптуры из камня

Интернет-видеоканал Roomple побывал в мастерской «Святогор» и снял фильм о том, как мастера-камнерезы создают произведения из камня.

В Лихтенштейне открылась выставка «Герои. История в шедеврах уральских камнерезов»

Экспозиция представлена в Национальном музее Лихтенштейна

Книга о камнерезном искусстве получила европейскую награду

Премию «Лучшая книга Лихтенштейна 2022» получила книга «Легенды и сказки в шедеврах уральских камнерезов»

Как создаются скульптуры из камня

Интернет-видеоканал Roomple побывал в мастерской «Святогор» и снял фильм о том, как мастера-камнерезы создают произведения из камня.

Открытие выставки в Вадуце 8 июля

6 июля 2022 — 8 июля в Национальном музее Лихтенштейна в Вадуце состоится торжественная церемония открытия выставки «Легенды и сказки в шедеврах уральских камнерезов»

Предисловие

Резьба по камню: от замысла к произведению

Fabergé Research Site об уральском камнерезном искусстве

Крупнейший мировой портал, посвященный наследию Фаберже, проанонсировал выход книги «Герои. История в шедеврах уральских камнерезов».

Выставка «Герои. История в шедеврах уральских камнерезов» откроется в Лихтенштейне

23 марта в Национальном музее Лихтенштейна откроется выставка камнерезного искусства, посвященная истории

Выставка в Лихтенштейне принимает гостей

9 июля 2022 — Познакомиться с экспозицией можно в Национальном музее Лихтенштейна до 18 октября 2022 года.

Мастер дела. Современная скульптура Влада Волосенко

Выставка в Лихтенштейне продлена до 25 октября

​Выставка «Легенды и сказки в шедеврах уральских камнерезов» в Национальном музее Лихтенштейна продлена до 25 октября 2022 года по многочисленным просьбам посетителей.

Работа с камнем и инструменты (уроки скульптуры и рисунка)

Легенды и сказки в шедеврах уральских камнерезов

Пять столетий объемной мозаики

Корни уральского камнерезного дела уходят в эпоху реформ Петра I. История этого художественного промысла на протяжении трехсот лет его существования оказалась тесно переплетена с западноевропейскими традициями обработки цветного камня.

Вышел из печати каталог выставки «Герои. История в шедеврах уральских камнерезов»

Книга подготовлена специально к выставке, которая открылась 23 марта в Национальном музее Лихтенштейна: все каменные скульптуры, представленные в экспозиции, читатель найдет и в каталоге.

Произведения из камня, вошедшие в экспозицию

26 августа 2022 — В разделе «Выставка» представлены все произведения камнерезного искусства, образующие экспозицию «Легенды и сказки в шедеврах уральских камнерезов».

Львы и грифоны: кубанский скульптор превратил свой дом в достопримечательность

Впервые в Швейцарии камнерезное искусство Урала

Праттельн (BL) – Впервые в Швейцарии будут выставлены творения великих мастеров Урала, выполненные из камня. Галерея Hermann Alexander Beyeler (Херманн Александер Байелер) в Праттельн (BL) представит выставку «Легенды и сказки в шедеврах уральских камнерезов» в период с 3 декабря 2022 г. по 1 апреля 2022г.

Красивое видео о работе скульптора.

Вышел из печати каталог выставки «Легенды и сказки в шедеврах уральских камнерезов»

6 июля 2022 — Приобрести издание на четырех языках можно будет в Национальном музее Лихтенштейна в Вадуце

Оцените статью
Скрапбукинг, вышивка, вязание и другие виды рукоделия