Мастер-класс Как сделать бусины в русском стиле для колье «A la russe»

Краткое содержание:

Как сделать бусины в русском стиле для колье «A la russe»

Мой небольшой мастер-класс по декорированию бусин для колье «a la russe».

Материалы, которые нам понадобятся:

— деревянные бусины круглые — 15 мм и рондели — 10 мм;

— мулине красного и белого цвета;

— ткань хлопок с орнаментом;

— акриловые краски: красные и белые, акриловый покрывной лак;

— игла с большим ушком;

— кисточки синтетические круглые №2-3;

Бусины декорированные — тканые.

Делаем основу для плетения.

Обратите внимание, нитей основы должно быть нечетное количество. У меня 13 полос.

Завязывает узелком начало и конец.

Переводим нить в обратную сторону через отверстие в бусине — прячем узелок.

Начинаем плетение. Проводим рабочую нить под одной нитью из основы.

Далее проводим под третьей нитью основы — как корзинку плетем.

Второй ряд — рабочая нить проходит под теми нитями основы, над которыми была в первом ряду.

Половина бусины оплетена.

Завязываем узелком начало и конец нити.

Прячим узелок и нити в отверстие бусины, закрепляя внутри за нити. Обрезаем нитки.

Кукла принцесса Disney «Золушка» крючком. Урок 69. Часть 1. Мастер класс

Для следующих бусин нам потребуется:

Отрезаем кусочек ткани с запасом 12-15 мм.

Таким образом, чтобы другие края заходили больше чем до середины отверстия — у меня получился отрез 50х35 мм.

Промазывааем край клеем — около 4 мм, загибаем и приклееваем.

Промазываем клеем середину бусины.

Приклеиваем на середину отреза.

Мажем край клеем. Приклеиваем.

У получившейся трубы мажем клеем внутренний край.

Заворачиваем края в отверстие.

Делаем тоже самое с другой стороны.

Третий вид бусин с расписным рисунком

Описывать, как делать рисунок, я не буду. Он может быть любым, под орнамент на ткани.

Напишу, как я расчерчиваю бусины для моего орнамента.

Круг около отверстия. Я для фото делала контрастную наметку. Лучше делать ее тонкой линией, еле заметную.

И серединка для листика.

Вот примерно как-то так.

Покрываем бусины лаком. Удобнее делать это на палочке или обратной стороне кисточки. И на ней же сушить.

Я покрыла тонким слоем лака и оставила сохнуть на 12 часов, чтобы не прилипали ворсинки с соседних бусин.

Последние бусины-рондели красим белым акрилом.

Сильно не закрашиваю рисунок дерева, чтобы бусины не выглядели пластиково-акриловыми.

Набираем бусины на длинную нить мулине. Фиксируем набор двойны узелком с обейх сторон. Кончики заплетаем в косичку и закрепляем узелками.

Assembling an A La Russe Necklace

On their (women) necks, (multiple rows of necklaces) monisto of gold and silver are hanging, as when a man owns ten thousand dirhams, he presents his wife one monisto (a row), and if he owns twenty thousands, he presents two necklaces, and thus, each ten thousand adds (one) monisto to his wife, and some of them have a lot of (rows) monisto.

The Journey of Ibn Fadlan to the Volga. Translation and commentary edited by I.Y. Krachkovsky — Moscow; Leningrad: The Academy of Sciences of the USSR, 1939

You see that the monisto is a form of necklace existing in Russia since the ancient times and earlier. The fashion for such a piece of jewellery is constant: there are various options of necklaces in collections of Bottega Veneta, Dolce & Gabbana, Emilio Pucci. They are widely presented in the cruise collection Chanel 2022.

To keep up with fashionable traditions, we need:

1. Tools: pliers, wire cutters.

2. Memory-wire 96 cm and fishing line/jewelry cable about 1.5-2 m.

3. A toggle clasp.

5. Connecting rings.

7. Gemstone beads. We chose those highly appreciated in Ancient Rus: turquoise, coral, agate, — only wealthy people could afford them. Optionally, amazonite beads. Colours: orange (fire), blue (sky) and white (sun).

8. Czech glass beads.

9. Connector findings for 3 and 2 threads.

10. Row separators for 3 threads.

11. Metal elements of conical shape for two threads.

12. Protectors of the line or cable.

13. Pendants in the shape of coins with Slavic symbols of the sun and flowers.

STEP 1.

Traditionally start with a sketch. I made three rows:

1. Choker of three rows.

2. Coin necklaces, covering the cleavage.

3. A string of beads (90 cm).

STEP 2.

Cut three equal pieces of the memory wire, approximately 32 cm each. But make them different at 5 mm from each other. It is almost unnoticed before you try it on the neck.

Gently bend loops at the ends of the wire and fix on the connector as shown in the photo.

STEP 3.

String 9 cm of beads this way:

It’s time to make the central part of the choker. Have a look: here is an unequal number of beads. This takes the anatomical features of the girl’s neck into account.

Repeat the row of the beads and fix the ends of the choker:

Attach the clasp toggle to the connector:

STEP 4.

Make the middle part of a necklace, the most voluminous.

Fastened another connector to the choker with connecting rings, now on two threads. Here we used the fishing line (or a jewellery cable, whatever you like).

Remember to use protectors to make sure that the fishing line (cable) is not damaged over time rubbing against the metal findings.

Take a metal element for two threads. Notice, it is conical, expanding at the bottom. This is very important, otherwise, the row won’t lay on chest right. If there are no such elements, you can try to use straight ones, but beads of the bottom row must be larger than of the upper one.

To reduce the angle in the top row, use large round beads.

STEP 5.

Metal elements of Row 2 are used to fix coins and orange beads:

Actually, the classic monisto necklace is ready! But we decided to modernize it and add a bit of boho.

STEP 6.

Fasten the fishing line to the last loop of Row 2. The length of the thread — 70 cm. Don’t forget about protectors. And thread some coins.

Here is a luxury bright piece of jewellery a la Russe. You can wear it with bright ethnic cocktail dresses, sundresses, boho clothes and light blouses.

We hope, you’ve enjoyed the DIY 🙂

Best wishes,
Black Cat

Бижутерия в русском стиле своими руками

Как сделать бусины в русском стиле для колье «A la russe»

Мой небольшой мастер-класс по декорированию бусин для колье «a la russe».

Материалы, которые нам понадобятся:

— деревянные бусины круглые — 15 мм и рондели — 10 мм;

— мулине красного и белого цвета;

— ткань хлопок с орнаментом;

— акриловые краски: красные и белые, акриловый покрывной лак;

— игла с большим ушком;

— кисточки синтетические круглые №2-3;

Бусины декорированные — тканые.

Делаем основу для плетения.

Обратите внимание, нитей основы должно быть нечетное количество. У меня 13 полос.

Завязывает узелком начало и конец.

Переводим нить в обратную сторону через отверстие в бусине — прячем узелок.

Начинаем плетение. Проводим рабочую нить под одной нитью из основы.

Далее проводим под третьей нитью основы — как корзинку плетем.

Второй ряд — рабочая нить проходит под теми нитями основы, над которыми была в первом ряду.

Половина бусины оплетена.

Завязываем узелком начало и конец нити.

Прячим узелок и нити в отверстие бусины, закрепляя внутри за нити. Обрезаем нитки.

Для следующих бусин нам потребуется:

Отрезаем кусочек ткани с запасом 12-15 мм.

Таким образом, чтобы другие края заходили больше чем до середины отверстия — у меня получился отрез 50х35 мм.

Промазывааем край клеем — около 4 мм, загибаем и приклееваем.

Промазываем клеем середину бусины.

Приклеиваем на середину отреза.

Мажем край клеем. Приклеиваем.

У получившейся трубы мажем клеем внутренний край.

Заворачиваем края в отверстие.

Делаем тоже самое с другой стороны.

Третий вид бусин с расписным рисунком

Описывать, как делать рисунок, я не буду. Он может быть любым, под орнамент на ткани.

Напишу, как я расчерчиваю бусины для моего орнамента.

Круг около отверстия. Я для фото делала контрастную наметку. Лучше делать ее тонкой линией, еле заметную.

И серединка для листика.

Вот примерно как-то так.

Покрываем бусины лаком. Удобнее делать это на палочке или обратной стороне кисточки. И на ней же сушить.

Я покрыла тонким слоем лака и оставила сохнуть на 12 часов, чтобы не прилипали ворсинки с соседних бусин.

Последние бусины-рондели красим белым акрилом.

Сильно не закрашиваю рисунок дерева, чтобы бусины не выглядели пластиково-акриловыми.

Набираем бусины на длинную нить мулине. Фиксируем набор двойны узелком с обейх сторон. Кончики заплетаем в косичку и закрепляем узелками.

Создаем крупную сутажную брошь в русском стиле

Русский стиль очаровывает своей яркостью. К растительным орнаментам декоративно-прикладной росписи у меня особая любовь: когда-то с удовольствием этим занималась, правда на любительском уровне �� Матрешки, доски, шкатулки, футляры для бутылок и так далее. Запах дерева и гуаши, и хорошая компания — очень приятная ностальгия. А сейчас давайте попробуем создать сутажное украшение в русском стиле. У меня получился микс хохломы и липецких узоров.

Для работы нам понадобятся:

— кристаллы в цапах Preciosa 4 мм и Navette 15х7 цвет Crystal AB;

— подвеска Swarovski Pear-shaped Pendant 22 мм;

— бисер Toho 15/0, Preciosa 10/0;

Как исправить ошибку набора бисера. Уроки вязания с бисером.

— бусины Рис золотой;

Некоторые особенности техники я описывала в прошлом мастер-классе >>

Начнем с эскиза. Детально продумаваем композицию, делаем пропорциональный набросок в реальную величину будущего изделия. К эскизу «примеряем» кристаллы.

Брезент будет нашей основой (можно использовать и другой плотный материал), на кусочки брезента приклеиваем, а затем пришиваем кристаллы-лодочки (Navette). Разрезаем сутаж на отрезки примерно в 20 см. В одной линии у меня будет 3 шнура золотой-красный-золотой. Для бутонов нужно 3 красных отрезка и 6 золотых.

Обшиваем кристалл сутажем, шнур соединяем, сшиваем.

Пришиваем рис, как показано на фото, сначала с одной стороны, затем с другой. «Хвостик» соединяем, сшиваем и оставляем пока так ��

Бисером Toho проходимся между рисом. В стежке 5 бусинок.

Повторяем процесс с остальными кристаллами.

Отрежем еще 1 отрезок красного и 2 золотого около 15-17 см. Складываем пополам, прошиваем 2 см, разделяем и пришиваем с каждой стороны бутона. Концы шнура с обеих линий загибаем, пришиваем, обрезаем.

Для левого бутона нужны отрезки по 20 см. 2 красных, 4 золотых. Пришивать начинаем сверху.

Пришиваем и загибаем верх.

Пришиваем вторую линию сутажа.

Соединяем линии, вшиваем маленький кристалл, прошиваем стебель вниз 3 см.

Загибаем линии сутажа, прошиваем вверх, загибаем завиток, закрепляем, обрезаем, опаливаем.

Вырезаем изнанку из кожи.

Уплотняем изделие вот так (многие мастера используют для этой цели картон, я остаюсь верна брезенту). Просто приклеиваем ��

Заполняем пустые места чешским бисером.

Пришиваем изнанку как в этом мастер-классе Вариант 2

Последний этап. Пришиваем булавку. Продеваем иголку с новой нитью с лица вышивки. Узелок спрячется в отверстия между бутонами.

Игла выходит через отверстие булавки. Пришиваем булавку несколькими стежками.

Дальше пришиваем булавку поперечными стежками с 4-мя бусинками Toho. Технически теперь булавка сидит очень плотно, не сдвинешь, и визуально смотрится симпатично.

Сквозь время. Русские народные украшения

Однажды мне на глаза попалась замечательная статься об истории русского национального костюма. Как человек очень любящий такие истории, я с упоением прочла статью и насладилась прекрасными картинками к ней. На одной из картинок взгляд зацепился за красивые, массивные серьги, которые завершали образ модницы своего века. И вдруг я подумала: «А как давно на Руси появились украшения? Значили ли они что-нибудь? Как менялись со временем?». Любопытсво так захватило, что пришлось сдаться на его милость. Давайте же пройдем вместе по потоку времени и полюбуемся на работы мастеров давно минувших, но не забытых лет.

Самые первые ювелирные украшения появились за несколько десятков тысячелетий до нашей эры, когда древние предки современного человека, еще практически не умея обрабатывать материалы, использовали подаренные природой камешки и ракушки, перья и семена. Археологи считают, что сначала ювелирные изделия не несли в себе функции украшения, их целью было — защитить своего хозяина от опасностей на охоте и в бою, привлечь удачу и заслужить расположение богов. Помимо этого ювелирные украшения определенного типа указывали на особый статус своего владельца. Самым популярным видов первых украшений были подвески, бусы и браслеты — то есть все, что можно было собрать из подручных материалов, нанизав отдельные элементы на гибкую лозу или жилы животных.

На Руси первым ювелирным украшением ребенка были нитки бус-оберегов или же подвески-талисманы, которые защищали малышей от злых духов. Примерно к 7 годам дети получали свое второе ювелирное изделие – серьги. Девочки носили серьги в каждом ухе, мальчикам же полагалась одна серьга. Кольца из золота или серебра носили только именитые граждане, простолюдины же довольствовались простенькими колечками из меди и латуни.

Височные подвески (славян) X — начало XII в.

Самым популярным по всей стране украшением являлись серьги. Серьги были чрезвычайно разнообразны. Это и цельнолитые массивные „голубцы» с жемчугом, сканью и эмалью, появившиеся впервые еще в XVII веке, и ажурные металлические со вставками стекла и шумящими круглыми подвесками, и всевозможные „двойчатки» и „тройчатки» с металлическими гравированными бусинами, кусочками сердолика, стекла, мелким жемчугом. Очень интересны самодельные серьги южных губерний из гусиного пуха, перьев, бусин, разноцветных шерстяных нитей, бисера. На севере же самыми популярными были серьги из низаного перламутра и жемчуга, „бабочки», плоские, в виде розетки, грушевидные и другие.

Серьги 17 век Серебро, литье. Российский этнографический музей Санкт-Петербург, Россия

Серьги тройчатки и одинцы

Пясы – примерно с XIV в., представляют собой массивные подвески на кольце-швензе с колокольчиками по нижнему краю. Кольцо-швенза либо крепилась к лентам головного убора, либо крепилась к уху. Позже их делали из бисера.

Колты (колтуши, колтки) — литые подвески из золота или серебра на лентах у височной части головного убора, заменяющие серьги, служили и оберегами. Состоит из двух выпуклых щитков, спаянных друг с другом, имеющие наверху дужку для подвешивания. Бывают округлой или звёздчатой формы. Округлые украшались изображениями птиц-сиринов, древа жизни, цветами, позже христианскими мотивами.

Другим часто встречающимся видом украшений являлись шейные и нагрудные: „языки», „грудки», ожерелья, жерелки, мониста, гайтаны, цепочки.

Однодворки носили крупные „янтари» или стеклянные бусы, охватывающие шею в несколько рядов. Для северных районов России характерны либо ожерелья типа ошейника или воротника, плотно облегавшие шею и представлявшие собой широкие, снизанные из перламутра, жемчуга и белого бисера сетки, либо полосы холста, расшитые этими же материалами, дополненными вставками цветного стекла, лентами.

Большой популярностью пользовались бусы из янтаря и всевозможные виды металлических цепей как объемных, кольчатых, так и плоских, со звеньями из гладкой рубчатой или филигранной проволоки.Наиболее распространёнными были стеклянные бусы. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. Знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней).

А теперь несколько картин «модниц» лет давно минувших. Лично у меня просто дух захватывает, глядя на это великолепие. А у Вас?

Я надеюсь, Вам понравилось наше маленькое и красивое путешествие во времени. Спасибо за внимание!

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Журналы (0)
  • Искусство (0)
  • Книги (0)
  • Полезное (0)
  • Путешествия (0)
  • Рукоделие (1)
  • вязание спицами (1)
  • Творчество (0)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Создание бусин для колье в РУССКОМ стиле — МАСТЕР-КЛАСС!

http://www.livemaster.ru/topic/1489315-kak-sdelat-. om-stile-dlya-kole-a-la-russe?

Материалы, которые нам понадобятся:

— деревянные бусины круглые — 15 мм и рондели — 10 мм;

— мулине красного и белого цвета;

— ткань хлопок с орнаментом;

— акриловые краски: красные и белые, акриловый покрывной лак;

— игла с большим ушком;

— кисточки синтетические круглые №2-3;

Бусины декорированные — тканые.

Делаем основу для плетения.

Обратите внимание, нитей основы должно быть нечетное количество. У меня 13 полос.

Завязывает узелком начало и конец.

Переводим нить в обратную сторону через отверстие в бусине — прячем узелок.

Начинаем плетение. Проводим рабочую нить под одной нитью из основы.

Далее проводим под третьей нитью основы — как корзинку плетем.

Второй ряд — рабочая нить проходит под теми нитями основы, над которыми была в первом ряду.

Половина бусины оплетена.

Завязываем узелком начало и конец нити.

Прячим узелок и нити в отверстие бусины, закрепляя внутри за нити. Обрезаем нитки.

Для следующих бусин нам потребуется:

Отрезаем кусочек ткани с запасом 12-15 мм.

Таким образом, чтобы другие края заходили больше чем до середины отверстия — у меня получился отрез 50х35 мм.

Промазывааем край клеем — около 4 мм, загибаем и приклееваем.

Промазываем клеем середину бусины.

Приклеиваем на середину отреза.

Мажем край клеем. Приклеиваем.

У получившейся трубы мажем клеем внутренний край.

Заворачиваем края в отверстие.

Делаем тоже самое с другой стороны.

Третий вид бусин с расписным рисунком

Описывать, как делать рисунок, я не буду. Он может быть любым, под орнамент на ткани.

Напишу, как я расчерчиваю бусины для моего орнамента.

Круг около отверстия. Я для фото делала контрастную наметку. Лучше делать ее тонкой линией, еле заметную.

Ёлочный шар из бисера. Часть 1. Новогодний МК.

И серединка для листика.

Вот примерно как-то так.

Покрываем бусины лаком. Удобнее делать это на палочке или обратной стороне кисточки. И на ней же сушить.

Я покрыла тонким слоем лака и оставила сохнуть на 12 часов, чтобы не прилипали ворсинки с соседних бусин.

Последние бусины-рондели красим белым акрилом.

Сильно не закрашиваю рисунок дерева, чтобы бусины не выглядели пластиково-акриловыми.

Набираем бусины на длинную нить мулине. Фиксируем набор двойны узелком с обейх сторон. Кончики заплетаем в косичку и закрепляем узелками.

Бусы в русском народном стиле

Сквозь время. Русские народные украшения

Однажды мне на глаза попалась замечательная статься об истории русского национального костюма. Как человек очень любящий такие истории, я с упоением прочла статью и насладилась прекрасными картинками к ней. На одной из картинок взгляд зацепился за красивые, массивные серьги, которые завершали образ модницы своего века. И вдруг я подумала: «А как давно на Руси появились украшения? Значили ли они что-нибудь? Как менялись со временем?». Любопытсво так захватило, что пришлось сдаться на его милость. Давайте же пройдем вместе по потоку времени и полюбуемся на работы мастеров давно минувших, но не забытых лет.

Самые первые ювелирные украшения появились за несколько десятков тысячелетий до нашей эры, когда древние предки современного человека, еще практически не умея обрабатывать материалы, использовали подаренные природой камешки и ракушки, перья и семена. Археологи считают, что сначала ювелирные изделия не несли в себе функции украшения, их целью было — защитить своего хозяина от опасностей на охоте и в бою, привлечь удачу и заслужить расположение богов. Помимо этого ювелирные украшения определенного типа указывали на особый статус своего владельца. Самым популярным видов первых украшений были подвески, бусы и браслеты — то есть все, что можно было собрать из подручных материалов, нанизав отдельные элементы на гибкую лозу или жилы животных.

На Руси первым ювелирным украшением ребенка были нитки бус-оберегов или же подвески-талисманы, которые защищали малышей от злых духов. Примерно к 7 годам дети получали свое второе ювелирное изделие – серьги. Девочки носили серьги в каждом ухе, мальчикам же полагалась одна серьга. Кольца из золота или серебра носили только именитые граждане, простолюдины же довольствовались простенькими колечками из меди и латуни.

Височные подвески (славян) X — начало XII в.

Самым популярным по всей стране украшением являлись серьги. Серьги были чрезвычайно разнообразны. Это и цельнолитые массивные „голубцы» с жемчугом, сканью и эмалью, появившиеся впервые еще в XVII веке, и ажурные металлические со вставками стекла и шумящими круглыми подвесками, и всевозможные „двойчатки» и „тройчатки» с металлическими гравированными бусинами, кусочками сердолика, стекла, мелким жемчугом. Очень интересны самодельные серьги южных губерний из гусиного пуха, перьев, бусин, разноцветных шерстяных нитей, бисера. На севере же самыми популярными были серьги из низаного перламутра и жемчуга, „бабочки», плоские, в виде розетки, грушевидные и другие.

Серьги 17 век Серебро, литье. Российский этнографический музей Санкт-Петербург, Россия

Серьги тройчатки и одинцы

Пясы – примерно с XIV в., представляют собой массивные подвески на кольце-швензе с колокольчиками по нижнему краю. Кольцо-швенза либо крепилась к лентам головного убора, либо крепилась к уху. Позже их делали из бисера.

Колты (колтуши, колтки) — литые подвески из золота или серебра на лентах у височной части головного убора, заменяющие серьги, служили и оберегами. Состоит из двух выпуклых щитков, спаянных друг с другом, имеющие наверху дужку для подвешивания. Бывают округлой или звёздчатой формы. Округлые украшались изображениями птиц-сиринов, древа жизни, цветами, позже христианскими мотивами.

Другим часто встречающимся видом украшений являлись шейные и нагрудные: „языки», „грудки», ожерелья, жерелки, мониста, гайтаны, цепочки.

Однодворки носили крупные „янтари» или стеклянные бусы, охватывающие шею в несколько рядов. Для северных районов России характерны либо ожерелья типа ошейника или воротника, плотно облегавшие шею и представлявшие собой широкие, снизанные из перламутра, жемчуга и белого бисера сетки, либо полосы холста, расшитые этими же материалами, дополненными вставками цветного стекла, лентами.

Большой популярностью пользовались бусы из янтаря и всевозможные виды металлических цепей как объемных, кольчатых, так и плоских, со звеньями из гладкой рубчатой или филигранной проволоки.Наиболее распространёнными были стеклянные бусы. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. Знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней).

А теперь несколько картин «модниц» лет давно минувших. Лично у меня просто дух захватывает, глядя на это великолепие. А у Вас?

Я надеюсь, Вам понравилось наше маленькое и красивое путешествие во времени. Спасибо за внимание!

Бусы — украшение женского славянского костюма

Душу и жизнь человека в глубокой древности охраняли металлы и драгоценные камни. Славянские языческие мифы роднят золото и серебро с солнечным светом и молниями Перуна. Этим драгоценным металлам приписывали способность отгонять нечистую силу и приносить здоровье, долголетие, красоту.

Всё, что мы называем теперь украшениями, в древности имело религиозный, магический смысл, да и сегодня утратило его не вполне. Украшение в древности надевалось не только и не столько «для красоты» (хотя и для этого тоже), сколько в качестве амулета, священного талисмана, по-русски «оберега», от слова «беречь», «оберегать». Такими оберегами во всех культурах мира принято «защищать» особо слабые, незащищённые участки тела — горло, виски, запястья и так далее.

При этом древнеславянский женский наряд включал в себя (как, впрочем, и наряд теперешних женщин) гораздо больше украшений, нежели мужской. С древнейших, поистине пещерных времён женщина была объектом едва ли не религиозного поклонения со стороны мужчины.

Характерные различия культур разных народов, племён, семейств, живущих на различных территориях, прослеживаются и в их украшениях. Среди излюбленных украшений Древней Руси всегда бытовали бусы, особенности которых разнились в зависимости от конкретной территории проживания, конкретного племени.

Слово «бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века, до тех пор, по всей видимости, славяне называли эту разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла». Археологи часто так и пишут в своих работах: «. найдено ожерелье из бус».

В самом деле, нитка зачастую очень крупных (около 1,5 см в диаметре) бус, однотипных или разных, современному человеку напомнит скорее именно ожерелье, а не те бусы, что носят теперь. Бусы должны были отгонять силы зла, а душу, наоборот, удерживать в теле.

В древности бусы являлись любимым украшением женщин из северных славянских племён, у южных они были не так распространены. Были они в основном стеклянными и до IX—X веков большей частью привозными, так как собственное стеклоделие у славян только налаживалось и не могло удовлетворить массовый спрос. В древнем торговом городе Ладоге в слое VIII века найдены кусочки шлака, что образуется при варке стекла, а также недоделанные, бракованные бусины. Это обнадёжило исследователей, они начали искать остатки мастерской местного стеклодела «стеклу кузнеца».

Здесь, помимо остальных украшений, представлены бусы из сердолика и хрусталя.

Учёные спорят: одни требуют неопровержимых доказательств, другие говорят, что все необходимые доказательства уже найдены. Время появления собственного стеклоделия в Ладоге, таким образом, предстоит уточнить. Но вот то, что именно через эти места везли из-за Балтийского моря в Северную Русь импортные стеклянные бусы и продавали, быть может, даже на вес, — это факт установленный. Известно также, что ещё в пору написания первых летописей в Ладоге делались «археологические находки»: река, подмывая берег, во множестве выносила на свет «стеклянные глазки» неведомого происхождения. Одни бусины попали на волховские берега из Средней Азии, другие с Северного Кавказа, третьи — из Сирии, четвёртые — вовсе с Африканского континента, из египетских мастерских. Самое интересное, что везли их сюда не восточным путём, через Русь, а, наоборот, по водным магистралям Западной Европы — через земли западных (Словакия, Моравия, Чехия) и балтийских славян, владевших выходами в море.

В глубокую старину на территории нынешней России, как и во всем мире, для изготовления бусин использовали камень, металл и так далее. Стеклянные бусины появились на Руси уже в домонгольский период. Славяне в I тыс.н.э. вообще были знакомы со стеклом только по украшениям: бусам и подвескам.

Бусинки древнерусского производства отличались от привозных цветовой гаммой. Они были коричневые, фиолетовые, синие, бирюзовые, желтые. Как правило, это бусы среднего размера, из прозрачного стекла, без декора. Исключение составляют золоченые бусы.

Первые на территории Руси стекольные мастерские появились в ХI веке в Киеве. В них производили сосуды, смальту для мозаик, бусы. Образцы изделий были иноземными, да и обучали русских людей ремеслу заморские мастера. В то время сильно сказывалось влияние Ближнего Востока, Византии. Но скоро произведения русских мастеров приобрели особые самобытные черты. По некоторым свидетельствам, их работы не уступали по качеству венецианскому стеклу. Позднее бусы стали делать в Новгороде, Полоцке, Рязани и других городах.

Древняя Русь — царство стеклянных бус: доля их среди найденных в раскопках превышает 2/3. Оставшуюся треть составляют все остальные виды бус: янтарные, из сердолика, хрусталя, аметиста. Кроме того, встречаются бусы из кости, глины, бронзы, серебра, золота. Совсем редко в раскопках того периода находят жемчуг, хотя из документов известно, что уже в ХI веке одежду украшали жемчужной вышивкой.

Учёные делят древние бусы на огромное количество видов, групп и подгрупп. Некоторые бусы мастера делали из отрезков стеклянных палочек, имевших несколько слоев — всего чаще жёлтый, белый, красный. «Стеклу кузнец» раскалял палочку до мягкого состояния, отделял щипцами кусочек и прокалывал его острой иглой по слоям или поперёк. В других случаях основу крупной бусины приготавливали из стекла всевозможных смешанных оттенков (иногда таким образом в дело шли переплавленные остатки бракованных бус).

Затем, если требовалось, на основу «наматывали» тонкий слой стекла чистого, красивого цвета: жёлтого, синего, красного, зелёного, фиолетового, белого, какого угодно (освоив приготовление стекла, славяне очень скоро выучились окрашивать его, используя минералы, залежи которых находились на их территории). А дальше в бока пышащей жаром бусины вплавляли всё новые кусочки многослойных прутков, но на сей раз таких, у которых цветные слои чередовались концентрическими кругами, наподобие древесных колец.

Получавшиеся узоры археологи называют «глазками»: действительно, к примеру, красное пятнышко, окружённое белым, зелёным и жёлтым ободками, напоминает глазок.

Существовали также позолоченные и посеребрённые бусы. Техника серебрения и золочения стеклянных изделий, в том числе бус, была освоена мастерами египетского города Александрии ещё до нашей эры. Спустя века ниточка традиции дотянулась и до Северной Европы.

Славянские «стеклу кузнецы» специальными приёмами на стеклянную основу бусины наносили тончайшие лепестки серебряной или золотой фольги, а чтобы покрытие не стиралось, сверху его защищали новым слоем стекла.

После VI века нашей эры, когда производство бус стало массовым и носить их начала вся Европа, ремесленники стали экономить драгоценное золото и покрывали все подряд бусины более дешёвым серебром, а чтобы придать им вид «золотых» обливали сверху прозрачным светло-коричневым стеклом.

До конца IX века среди ладожских находок встречаются настоящие позолоченные бусины, но очень скоро начинают в огромном количестве попадаться откровенные подделки: вместо фольги стали употреблять стекло, окрашенное в «золотой» цвет солями серебра.

А ещё славяне очень любили бисер. Изготавливали его самых разных цветов: жёлтый (ярко-жёлтый и лимонный), зелёный, бирюзовый, васильковый, сероголубой, молочно-белый, розовый, красный. Арабские путешественники упоминают, что зелёные бусы (бисер) считались у славян весьма престижными и были признаком богатства. Попадается археологам и «позолоченный» бисер. Учёные пишут, что делали бисер из стеклянных трубочек диаметром 5-7 мм: сперва намечали бисерины щипцами, потом отделяли острым лезвием. Затем помещали в горшок, перемешивали с золой или мелким песком и вновь нагревали. У части бисерин (у трёх-четырёх на каждую сотню) при этом заплывали отверстия, предназначенные для нити, но зато остальные делались гладкими и блестящими.

По материалам IX века выявлены устойчивые комплексы украшений различных племенных групп. Славянки кривичи носили ожерелья из золочёных и посеребрённых стеклянных бус, новгородские славяне — многогранные хрустальные и стеклянные, а также серебряные. Вятичи носили бусы из розоватых бипирамидальных и белых шарообразных хрустальных или стеклянных бусин, их диаметр составлял 10-15 мм. Самые большие были до 2 см. В Прибалтике носили бусы из янтаря и из ракушек каури.

Характернейшим дреговичским украшением можно считать ажурные цилиндрические бусы, украшенные крупной зернью (так называемые бусы минского типа).

После монголо-татарского нашествия, прервавшего развитие ремесла на Руси, стеклоделие возрождается сначала на территории современной Украины, а затем и России. Петр 1, в стремлении сблизить Россию с Европой не только внедрял европейские порядки одежду еду и прочее но и поставил под наблюдение иностранцев русских мастеров художественных промыслов.

Ввоз бисера в Россию постоянно увеличивался, больше становилось и привозных образцов. Изделия из бисера того периода составляют гордость русского прикладного искусства, несмотря на то, что и материал, и образцы были иностранными. Даже в 1753-1768 годах, в период работы Ломоносовской фабрики в Усть-Рудице, производимые на ней бисер и стеклярус составляли лишь небольшую часть используемого в России. В отличии от других европейских стран, в России изделия из бисера почти не предназначались для торговли. Рукоделие было домашним занятием. На продажу изделия производили в монастырях да изредка крепостные в небольших мастерских.

Поскольку корни происхождения украшений кроются в их магическом предназначении, то для расшифровки смысла их формы, цвета, орнамента требуется более полно представлять культурный и религиозный мир славянского племени. Однако на сегодняшний день таких знаний мало для выдвижения и подтверждения научных гипотез. Поэтому точного и общепринятого объяснения этноопределяющих различий славянских украшений в современной науке пока нет.

Надеюсь, прочтение было легким и познавательным, хоть и длительным! Благодарю всех за интерес!

Как сделать бусины в русском стиле для колье «A la russe»

Мой небольшой мастер-класс по декорированию бусин для колье «a la russe».

Материалы, которые нам понадобятся:

— деревянные бусины круглые — 15 мм и рондели — 10 мм;

— мулине красного и белого цвета;

— ткань хлопок с орнаментом;

— акриловые краски: красные и белые, акриловый покрывной лак;

— игла с большим ушком;

— кисточки синтетические круглые №2-3;

Бусины декорированные — тканые.

Делаем основу для плетения.

Обратите внимание, нитей основы должно быть нечетное количество. У меня 13 полос.

Завязывает узелком начало и конец.

Переводим нить в обратную сторону через отверстие в бусине — прячем узелок.

Начинаем плетение. Проводим рабочую нить под одной нитью из основы.

Далее проводим под третьей нитью основы — как корзинку плетем.

Второй ряд — рабочая нить проходит под теми нитями основы, над которыми была в первом ряду.

Половина бусины оплетена.

Завязываем узелком начало и конец нити.

Прячим узелок и нити в отверстие бусины, закрепляя внутри за нити. Обрезаем нитки.

Для следующих бусин нам потребуется:

Отрезаем кусочек ткани с запасом 12-15 мм.

Таким образом, чтобы другие края заходили больше чем до середины отверстия — у меня получился отрез 50х35 мм.

Промазывааем край клеем — около 4 мм, загибаем и приклееваем.

Промазываем клеем середину бусины.

Приклеиваем на середину отреза.

Мажем край клеем. Приклеиваем.

У получившейся трубы мажем клеем внутренний край.

Заворачиваем края в отверстие.

Делаем тоже самое с другой стороны.

Третий вид бусин с расписным рисунком

Описывать, как делать рисунок, я не буду. Он может быть любым, под орнамент на ткани.

Напишу, как я расчерчиваю бусины для моего орнамента.

Круг около отверстия. Я для фото делала контрастную наметку. Лучше делать ее тонкой линией, еле заметную.

И серединка для листика.

Вот примерно как-то так.

Покрываем бусины лаком. Удобнее делать это на палочке или обратной стороне кисточки. И на ней же сушить.

Я покрыла тонким слоем лака и оставила сохнуть на 12 часов, чтобы не прилипали ворсинки с соседних бусин.

Последние бусины-рондели красим белым акрилом.

Сильно не закрашиваю рисунок дерева, чтобы бусины не выглядели пластиково-акриловыми.

Набираем бусины на длинную нить мулине. Фиксируем набор двойны узелком с обейх сторон. Кончики заплетаем в косичку и закрепляем узелками.

Украшения в русской традиционной культуре

Украшения в русской традиционной культуре

Стремление человека украшать свой костюм известно издавна. У разных народов, в том числе и у русских, детали одежды декорировали во всевозможных текстильных техниках: ткачестве, вышивке, плетении, шитье и других. Как правило, орнамент, независимо от технологических приемов его выполнения, располагали на одежде в определенных местах: по краю ворота, рукавов, подола. Украшения, представлявшие собой съемное убранство в костюмном комплексе, дополняли и усиливали роль декоративного элемента в тех же самых местах, что позволяет говорить об общности значения декора на одежде и украшений. Это особенно очевидно, когда украшение является составной частью одежды, примером чего могут служить накладные манжеты, воротники. В русской традиции украшения составляли обязательную принадлежность костюма. По месту расположения на человеке они в наряде XIX-начала XX века подразделялись на головные, шейные, нагрудные, наплечные, наспинные, накосные, поясные, наручные.

Из головных украшений наиболее распространенными были ушные (серьги, пушки), височные (кудёрки, детали головного убора – поднизи или рясна), а также съемные детали головного убора (цветы, кружки).

Головные украшения: детали головного убора — рясна

В категорию шейных входили различные по месту расположения украшения: шейные (бусы и ожерелья, частично спускающиеся на грудь), шейно-нагрудные (широкие воротники), шейно-наспинные (шейное украшение с наспинными деталями).

Шейное украшение: бусы

Нагрудное украшение: гайтан

Серьги и ожерелье. Россия. Конец 18 — начало 19 вв.
Льняная нить, перламутр, стеклянные бусы, жемчуг, медь; плетение

Ожерелье. Россия. Вторая половина 19 в. Серьги. Россия. Вторая половина 19 в.

Наплечные украшения чаще включали парные детали («крылышки», наплечники), иногда соединенные с нагрудной частью, а в редких случаях представляли собой единый предмет, например в виде наспинно-наплечной полосы ткани (подоплечка).

Наспинные украшения могли быть самостоятельными и тогда крепились с помощью завязок или пуговиц к шее, шейному украшению или переднику (ленты, размётки, гаруса, подпружка). Нередко они составляли одно целое с шейным или нагрудным украшением. К разряду накосных украшений относятся косники (плоские косники треугольной, круглой или иной формы, кистеобразные, в виде небольших лопастей и др.), ленты.

Поясные украшения либо были самостоятельными и крепились к поясу спереди или сзади (карман-лакомник, лопасть на ленте, две лопасти), либо составляли декоративную часть пояса в виде одной или двух ниспадающих по бедрам или сзади лопастей («косы», назадник и др.).

В группу наручных украшений входили кольца, браслеты, накладные манжеты (поручи, подзаперстья) и оборки (нарушники, брыжи).

Основу украшений чаще всего составляли холст собственного производства, льняная или шерстяная нить, конский волос; для жесткости частей украшений иногда употребляли детали из стержня гусиного пера, дерева: луба, бересты, прутьев. Материал, придававший украшениям декоративные свойства, большей частью покупали. Это бисер, стеклярус, бусины, перламутр, фольга, стекло, касты, блестки. Востребованной была басонная продукция: золотная нить, канитель, бахрома и тесьма из золотной нити, позумент. В середине – второй половине XIX века для отделки украшений стали активно использовать разнообразные пуговицы, а также шелковые ленты, дутые бусы, тесьму. В качестве фоновых тканей чаще всего применяли фабричные: хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые. Изредка для создания украшений использовали подручные природные материалы: солому, ракушки, семена плодов, перо птицы. В местностях, где традиционный костюм бытовал долго, до середины XX века, для подновления наряда и украшений использовали современные материалы: капроновые ленты и кружево, тесьму из искусственных тканей, детали из пластмассы и т.п.

Костюм женский праздничный. Верхнее Поволжье. 19 в. Костюм женский праздничный. Тверская губерния Вторая половина 19 в. Костюм женский. Воронежская губерния. Конец 19 — начало 20 вв.

В заметки использовались материалы Мадлевской Е. Л.

Оцените статью
Скрапбукинг, вышивка, вязание и другие виды рукоделия