Мастер-класс Как создать натюрморт, или Живописцы! Фотокадр вам в помощь

Краткое содержание:

Как создать натюрморт, или Живописцы! Фотокадр вам в помощь

На примере этого натюрморта я хотела бы рассказать, как помогает мне фотографирование процесса написания картины масляными красками. Как фиксация рабочего момента позволяют увидеть неточности, недоработки и ошибки по время создания работы.

Для живописной работы нам понадобятся:

— холст, натянутый на подрамник размером 30 х 40 см;

— масляные краски серии «Мастер-Класс»;

— небольшие кусочки хлопковой ткани для вытирания кисточек;

— одноразовая бумажная палитра (альбом);

— телефон с фотокамерой.

Прошлым летом я собрала букет полевых цветов на опушке леса. Букет был огромный и прекрасный. Я насобирала его специально для написания картины. И конечно, сделала для него «фотосессию», чтобы запечатлеть его красоту со всех сторон.

Но в ближайшие дни «увековечить» его не было возможности, поэтому воспоминания о нем я спрятала в «надежное место» в уголках моей памяти, а фотографии — в ноутбук.

Удивительная вещь — личные фотографии! Ведь это не только фиксация реальности.

Странно, но именно при просмотре личных фотографий всплывают из памяти события и обстоятельства, при которых было сделано фото. То есть личные фотографии — это как катализатор, который достает из памяти такие вещи, о которых мы думали, что забыли! Все хранится в нашей памяти!

Композицию продумала заранее: букет будет закомпонован вместе с вазой, нельзя бездумно, механически переносить композицию «обрезанного» фотокадра на живописное полотно.

У живописи и у фотографирования — разные цели и разные приемы.

Как нарисовать пейзаж маслом. Живопись для начинающих.

Хотела сразу сказать. Фотографии я делала телефоном LG. Чем меньше пикселов, чем примитивнее фотокамера — тем лучше! Увидите, почему.

Сначала мы делаем общую компоновку цветового решения работы крупными цветовыми плоскостями. Без карандашного наброска, так как карандаш может впоследствии просвечивать сквозь краску, это некрасиво.

Краски — очень сильно разбавленные, жидкие, как акварельные. Чтобы даже струйки стекали вниз!

Встаю, отхожу подальше, смотрю, анализирую законченный этап, делаю фото. Вернее, даже не фото, а смотрю на работу как бы через рамку экрана.

Это позволяет абстрагироваться, смотреть на работу как на общую цельную вещь — не отвлекаясь на детали.

Особенно обобщает видение холста фотокамера с низким разрешением, без четких деталей.

Красивый натюрморт ВИНОГРАД И ВИНО № 2 ► Художник Ревякин

Пока нормально, готова к более детальной проработке.

Более мелкими пятнами начинаю прорабатывать пространство букета.

Опять отхожу, чтобы посмотреть издалека и через экран фотокамеры.

Я усилила дальний план букета более плотными мазками краски.

Сделала более фактурней и тень от вазы.

Отошла подальше, посмотрела фотокадр — стоп! Делаю не то!

Тень не может быть такой плотной, темной, как дальние планы букета! Она — я же вижу — как провал на холсте!

Срочно беру тряпочку и убираю эту темноту! Практически совсем убираю тень и высветляю букет!

Вроде бы все стало равномерно проработано — смотрю издалека.

И не удержалась — начала детализировать кружевной листик папоротника, хотя еще не проработала его форму и светотень.

Это было неправильно и привело к непоправимой ошибке — об этом позже.

Но все-таки, очень робко и несмело — решила детализировать первый план. Начала со зверобоя.

Опасная все-таки эта вещь — впадать в мелкие детали, когда непрописаны также равномерно плоскости стены и стола!

Ведь они должны быть также тщательно проработаны, как цветочки и листочки.

И вот я увидела, что ваза висит в невесомости, да еще в каком-то неопределенном тумане!

Срочно сказала себе: рано еще мельчить! Нужно равномерно разрабатывать весь холст!

Начала потихоньку вытягивать хрустальную вазу и другие соцветия. При этом делала более сложным фон стены и стола.

Тень побоялась еще трогать!

Ну вот ваза стала иметь какую-то определенность, правда еще не стояла плотно на столе.

Ну вот одновременно с граненым рисунком вазы я потихоньку «вытягивала из плоскости» и букет: все конкретнее обозначила соцветия иван-чая, зверобоя, появились тоненькие стебли травы и листики переднего плана.

Но лист папоротника оставался схематичным. И я решила дотянуть его до проработки букета.

И вот здесь я встала в ступор. Что бы я не делала — лист папоротника выглядет пришитой заплаткой!

Вот серия моих «неудач».

Ну чужеродный элемент.

Тогда я решила, что не буду его писать, не справилась.

И решительным движением тряпочки — просто стерла его с холста!

И на его месте изобразила нежный мышиный горошек!

Как гора с плеч!

Ну а теперь потихоньку начала усложнять фон и прорабатывать тень.

Более тщательно проработала вазу и бросила веточку с цветками справа, для противовеса тени.

Обратите внимание: вот эти нечеткие некачественные фото обобщают видение, не дают рассматривать холст в детальках, а показывают его как общее пространство!

А эти раскадровки процесса очень помогают потом в анализе собственных ошибок!

Натюрморт с воробьем. Живопись маслом. История создания.

Ну а это — снимок фотоаппаратом уже законченного натюрморта.

И вот встал вопрос.

Или остановится и оставить некоторые места незаконченными, непроработанными?

Или все больше детализировать листики, цветочки,блики стекла?

Я решила остановиться: пусть лучше будет в работе незавершенность, недосказанность, чем замученность и замусоленность ненужным псевдореализмом!

В общем, пишите, рисуйте, делайте серию кадров — и анализируйте свои трудности!

Идея натюрморта

Очень важно изначально продумать, о чем будет ваш натюрморт.

Даже если вы ставите постановку в чисто учебных целях, то каша из разномастных, не объединенных одним направлением предметов, будет смотреться странно и негармонично.

Подумайте, к какой тематике вы хотели бы отнести ваш натюрморт.

Примеры тематики натюрморта:

— предметы искусства
— охотничий натюрморт
— цветы и фрукты
— о смысле жизни
— завтрак
— национальный
— дачный
— учебный

Интересно, что в живописи старых мастеров было 2 типа натюрморта:
— «вещи человека» (личные, характеризующие человека, например «суета сует»)
— «вещи для человека» (например «цветы и фрукты», «битая дичь»)

Посмотрите на пример ниже.

Глядя на этот натюрморт, можно сказать, что он об изобилии, плодородии, щедрости земли, которая дает нам такое количество плодов.

Идея передается художником в виде множества фруктов, корзин и подчеркивается изображением рушника с вышитым на нем древом жизни.

Выделите основную идею натюрморта и придерживайтесь её, выбирая предметы и драпировки.

Подбор предметов натюрморта:

Итак, предметы в натюрморте должны быть связаны по смыслу. Но это не единственное условие для гармоничной композиции.

Основные ориентиры по подбору предметов для интересного натюрморта:
— Предметы подходят по смыслу
— Предметы имеют разные формы и пропорции
— Разнообразие предметов по размерам. Используйте крупные, средние и мелкие объекты для более интересного ритма.
— Цветовая гармония. Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету.
— Разнообразие текстур и фактур. Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга.

Помните о самом важном правиле:

предметы должны вам нравиться, вызывать эмоциональный отклик,

натюрморт должен всячески вдохновлять вас на его написание.

Теперь поговорим о композиции натюрморта и рассмотрим все основные аспекты.

композициЯ натюрморта

О чём стоит задуматься при расстановке предметов:

1. Определяемся с форматом: горизонтальный, вертикальный или квадрат?

2. Расположение предметов будет симметричное или асимметричное?

3. Будет ли использована какая-то композиционная схема: треугольник, круг, диагональ?

Давайте рассмотрим разные варианты данных пунктов.

Формат композиции натюрморта

Горизонтальный формат — наиболее распространен, т.к. подчеркивает плоскость стола и позволяет расставить большое количество предметов.

Он располагает к задумчивому движению, передает идею покоя, изобилия, неторопливого разглядывания, релакса.

Зачастую художники дополняют его вертикалью (боковая поверхность, ниспадающая драпировка) для проявления глубины пространства.

Вертикальный формат более подвижный и дает ощущение идеи роста.

Этот формат подойдет для изображения цветов, веток, высоких ваз.

Уроки Зинаиды Голубевой. Яблоки в волховской и урало-сибирской росписи

Вертикальный формат также несет более высокое одухотворенное начало.

Квадратный формат легко ловит и концентрирует восприятие зрителя.

Полный мастер-класс: Как рисовать портрет по фотографии. Урок живописи маслом.

В нём нет движения вширь или ввысь, появляется круговое движение и устремленность в центр. Он даёт ощущение стабильности.

Круглый или овальный форматы встречаются довольно редко, поскольку неудобны для оформления.

Однако они легко вписываются в квадрат и могут использоваться под паспарту.

Композиционные схемы постановки предметов:

1) Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют более мелкие объекты в основании треугольника.

2) Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.

3) Диагональ: дает подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. Подходит для передачи движения, хаоса, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.

Расположение предметов:

Симметрия: даёт ощущение стабильности и незыблемости.

Ассиметрия: более притягивает взгляд, поскольку появляется динамика и интерес, основная проблема при этом — создать равновесие композиции.

Мастер-класс «Осенний натюрморт»

Линии золотого сечения: правильные гармоничные пропорции, созданные самой природой. Объекты, расположенные в фокусных точках, на пересечении линий золотого сечения или, как альтернативы, третей непроизвольно притягивают взгляд зрителя.

Свободное расположение предметов — бесфоновый натюрморт, взгляд сверху, рассыпанные предметы, ощущение дыхания, света, свободы.

Плотное расположение предметов — стабильность, благородство, наполненность — близкое расположение предметов друг к другу.

Композиционный центр

Это главное место в картине, куда чаще всего направляется взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, проявляющий идею натюрморта.

Композиционный центр — место или объект, который в первую очередь притягивает взгляд зрителя.

Может проявляться различными способами (светлое на темном, создание иной формы, более сложной, контрастность, цвет).

Расставляя предметы, следите за их чередованием, повторяемостью — ритмом. Целесообразно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие.

Например, посмотрите на натюрморт слева.

Обратите внимание на то, как здесь встречаются различные подобные формы: половинка граната, долька граната, зерна граната.

Или как в натюрморте справа чередуются пятна розового. Они есть и в букете, и в бокалах, и на скатерти.

Именно такой повтор делает картину цельной.

Композиционный центр и ритм рождают пластику натюрморта —

Как нарисовать церковь, храм. Зимний пейзаж, живопись маслом.

движение глаза по картине.

Чего следует избегать при постановке предметов:

Примеры неудачного набора предметов:

1) все линии силуэтов прямые — выглядит скучно
2) все линии силуэтов со сгибами
3) все предметы горизонтальные — не хватает вертикалей

Нижний ряд:
3) одинаковая форма оснований у всех объектов
4) все объекты имеют ручки и сложные элементы
5) все основания равны по площади

ВАЖНОСТЬ ФОНА

Очень многое зависит от фона, он может давать необходимую пластику и единство цвета.

Неглубокое пространство, например, позволяет больше сосредоточиться на предметах:

Если же пространства вокруг предметов много, то оно может быть дополнено драпировками.

Драпировки добавляют натюрморту цельности, собирают разрозненные части за счет пластики складок.

Кроме того, яркий цвет драпировок вносит рефлексы на предметы, и это служит объединяющим живописным началом для натюрморта.

Изображение окон в натюрмортах появилось в 19 веке с течением импрессионизма. Окно дает композиции ощущение большего пространства, открытости, дыхания и света.

Фоном для натюрморта может послужить целый кусок комнаты, где видны мебель и даже персонажи, как здесь:

Колористическое единство

Очень важно следить за гармонией цветовых сочетаний в натюрморте. Для этого можно использовать определенную цветовую схему: сочетание нюансных оттенков, только холодных или только тёплых, или, наоборот, контрастных.

Кроме того, обязательно должен присутствовать ритм повторяющихся оттенков по всему натюрморту.

Важно, чтобы и фон, и предметы были созвучны — повторяющиеся цветовые пятна были разбросаны по всей картине.

В завершении процесса постановки натюрморта необходимо выставить свет.

Это очень важный этап, поскольку свет может коренным образом изменить вид натюрморта.

Свет поможет выделить главный объект, а также придать всей композиции цельность.

Свет может играть эмоциональную роль, являясь одним из главных действующих персонажей, задавая настроение.

Свет может быть и отдельным, очень важным, объектом композиции (например, свеча).

Итак, мы вкратце пробежались по теории композиции. Теперь её важно подкрепить практикой.

Давайте подытожим сказанное и создадим ваш натюрморт. Вот краткая инструкция для вас:

Инструкция ПО постановкЕ натюрморта:

Придумайте тему натюрморта.

Безусловно, можно поставить на стол все красивые предметы сразу, но гораздо логичнее будут выглядеть компоненты, объединенные одной историей, угадываемой личностью их хозяина или хотя бы стилистически.

Рассортируйте все составные части по форме.

Значение силуэта в живописи. Каллы. Живопись маслом

Желательно, чтобы она была разнообразна — найдите предметы широкие и узкие, высокие и низкие.

Проследите за тем, чтобы натюрморт не состоял из продуктов и вещей, которые не сочетаются по цвету.

Если вам сложно определить это на глаз, воспользуйтесь цветовым кругом. Впишите в него равносторонний треугольник. Его углы будут указывать на 3 основных цвета, хорошо сочетающихся друг с другом. В качестве дополнительных цветов можно взять оттенки, которые находятся по бокам от основных.

Присмотритесь к фактуре каждого участника натюрморта.

Интереснее будут смотреться предметы, сделанные из разных материалов. К тому же, это позволит вам развивать свои навыки рисования стекла, керамики, меди, дерева и т.д.

Подберите подходящий фон.

Можно разложить натюрморт на драпировке или непокрытой поверхности. Важно, чтобы по цвету она была нейтральной (если оттенки предметов насыщеннее) или сочеталась со всей композицией. В любом случае фон не должен забирать на себя львиную долю внимания зрителя.

Расставляя предметы на плоскости, старайтесь ориентироваться на законы композиции.

Не перегружать пространство и не оставлять незаполненным какую-то его часть.

Чувство гармонии есть практически у каждого человека: просто передвигайте предметы по столу, и в какой-то момент вы поймете, что пространство заполнено правильно.

Мастер-класс «Ландыши».

Выставьте свет над натюрмортом.

Он не должен быть слишком тусклым или наоборот делать некоторые фрагменты вашей композиции «засвеченными».

Если дневного света недостаточно, поставьте дополнительно настольную лампу так, чтобы центр композиции четко просматривался и не уходил в тень от других предметов.

Успехов вам в составлении натюрмортов!

Буду рада вашим комментариям и репостам!

ОБУЧАЮЩИЕ МАСТЕР-КЛАССЫ СЕРИИ «НАТЮРМОРТ»

Post Tags:
51 комментарий
Валентина Анатольевна

Спасибо большое. Очень важная и нужная статья.

Марина Трушникова

Валентина Анатольевна, благодарю за отклик!

Екатерина Крюкова

Валентина Анатольевна, полностью с вами согласна… ��
Понравилось, что в уроке есть пошаговая инструкция, и то как НЕ нужно ставить натюрморты.

Как нарисовать самовар, натюрморт с натуры ► Часть 3

Валентина Анатольевна

Спасибо большое за такую важную и нужную статью.

Марина, спасибо большое!
начал заниматься в изостудии и прочитал в статье несколько полезных советов. Воспользуюсь ими на практике в ближайшее время

Марина Трушникова

Практика здесь – самое важное!

Людмила

Большое спасибо. Вы очень щедрый и творческий человек. Ваша помощь помогает идти дальше, не останавливаться. Бывает что-то не получается, а что не сразу понимаешь. Открываю Ваши статьи, журналы – и всегда нахожу решения, получаю помощь. И эта статья безусловно нужна.

Марина Трушникова

Людмила, благодарю вас за столь теплый отклик и благодарное сердце! Мне важно, что мой труд оценен.

Марина, огромное спасибо! Всего полгода знакома с вашим сайтом, но ваши курсы, уроки, статьи… даже не представляю, как раньше без них обходилась. Особая благодарность за “перспективу” – это что-то невероятное! Титанический труд, великолепная подача материала и очаровательный преподаватель – нигде не встречала ничего подобного. Ещё раз спасибо, спасибо, спасибо!

Елена

Марина, большое спасибо за очень нужную и интересную статью.

Ольга

Спасибо за статью! Все четко и по делу! Как всегда. В разделе про неудачные варианты натюрмортов две опечатки, во-первых в нумерации рисунков, и в комментарии номер 3: “все предметы горизонтальные – не хватает горизонталей”, видимо. имелось ввиду – не хватает вертикалей?

Елена Соболева

Очень хорошая статья! Спасибо!

Ирина

Марина, огромная Вам благодарность за Ваше подвижничество, за то, что щедро делитесь своими знаниями, своими наработками, “секретами” своего мастерства.
Очень нравятся Ваши журналы и уроки. Всегда стараюсь применять на практике Ваши бесценные советы.
Раньше я считала жанр натюрморта скучным, но теперь понимаю, как важно уделить этой теме внимание. Ваши статьи и уроки – очень мощный обучающий материал.
Еще раз большое Вам спасибо.

Марина, как долго не могла понять и приступить к натюрморту не понимая какие задачи в них надо ставить, твоя статья все расставила на свои места и вдохновляет на его живописное решение.Спасибо тебе, что ты находишь на нас время собирая по крупицам всю не обходимую информацию и подаешь нам на тарелочке в шикарном оформлении, у меня нет выхода- Надо только совершенствоваться!

Татьяна

Марина, спасибо за очень полезную статью.

Марина, спасибо за статью! Всё чётко, ясно, упорядочено и без лишнего, поэтому правила легко запоминаются.

Марина, спасибо за статью. Очень интересно, к натюрморту относилась как-то холодно, считала что это не интересно и скучно. Прочитала статью руки зачесались, но голова пока тормозит, думаю они договорятся. Спасибо за Ваш труд.

Евгения

Марина , огромное Спасибо за Ваши обучающие статьи.Всегда с интересом читаю их, просматриваю журналы. Начала заниматься живописью совсем недавно. По вашим урокам писала ботинок, смотрела отчеты о прошедших пленерах и , конечно , мысленно была с Вами. В основном работаю масляными красками , но акварель очень . нравится. Спасибо Вам ! Душа всегда откликается на ваши публикации.

Мария

Марина, спасибо большое! Замечательная статья!

Ирина

Очень хорошая и полезная статья.Спасибо. Но мне немного не хватило информации о золотом сечении. Хотелось бы поподробнее.

Галина

Спасибо, Марина! Как всегда, интересно, наглядно, очень полезно!

Елена Ионкина

Мариночка, очень важная и глубокая статья. Спасибо! Будут ее изучать, так как от одного прочтения не достаточно.

Марина вы продолжаете удивлять и восхищать. очень полезная статья. грамонтно и четко разобраннан материал. просто восхищает.

Наталья

Марина, спасибо большое! Очень важная и своевременная тема для меня. Буду работать.

Оксана

Mарина, супер статья. Мне не хватало такого руководства по натюрмортам, это мой любимый жанр. Все изложено четко с наглядными примерами. Спасибо! И пользуясь возможностью, хочу поблагодарить за твою щедрость. Ты публикуешь безвозмездно столько бесценного материала, видео, статьи и тп. Мне очень повезло быть у тебя на курсе. ))

Аноним

Здравствуйте, МАРИНА! Очень признательна Вам за рассылку таких важных и полезных материалов. Просто, доступно, интересно – всё замечательно! СПАСИБО!

Лариса

ВСЁ ОТЛИЧНО! ВЫ замечательный педагог! Моё высказывание выше под именем “аноним”. (первый раз пишу комментарий и не заполонила правильно строки))))

Аноним

Спасибо, Марина! Полезная статья! Применю на практике.

Татьяна

Большое спасибо,Марина,за статью.Давно искала такой материал где бы было так просто и доходчиво все рассказано.Еще раз большое спасибо.

Ольга

Марина, большое спасибо за статью) я очень люблю натюрморты, пробую рисовать свои)) очень хочется научиться составлять гармоничные композиции, писать красивые картины) Спасибо тебе большое за помощь, за консультации)

Ирина

Марина, большое спасибо за содержательные и очень нужные рекомендации для начинающих любителей живописи! Вы щедрый и чуткий педагог, замечательный художник. С удовольствием занимаюсь по Вашим мастер-классам, хочется рисовать ещё и ещё ‍

Елена

Спасибо, Марина! Как грамотно разложено по полочкам! Сразу же хочется действовать! Очень актуальная статья!

Виктория

Марина, Вы волшебница! С огромным удовольствием читаю Ваши статьи, вдохновляюсь и радуюсь! Все материалы подаются мягко и доходчиво! Спасибо!

Светлана

Марина,спасибо! Очень полезная,нужная информация и инструкция. И главное она всегда доступна на твоем сайте. Спасибо.

Живопись маслом. Мастер-Класс для начинающих Домик в деревне

Марина, спасибо за этот материал. Пока читала, вспомнила свои неудачные композиции – теперь я поняла как их исправить. В одном случае выбрала вазочку и молочник, одной высоты, на фоне атласной ткани со складками – потому что хотела научиться рисовать складки блестящей ткани и игру света на блестящих металлических поверхностях. Теперь поняла, что изначально само построение натюрморта никак не помогало, а наоборот разрушало мою задумку.

В другом случае я хотела обыграть различные оттенки зеленого – керамический кувшин, стеклянная груша и кастрюлька с крышкой. Теперь поняла, что неправильно расположила по высоте и вообще, стало яснее и понятнее. Конечно, технических навыков все равно пока не хватает…

Спасибо большое, Марина!

Елена

Отличная статья! Столько много интересного и важного для себя открыла. Марина, огромное спасибо Вам за ваш труд. Я только начинаю делать какие-то попытки в живописи и ничего об этом не знаю. Просто всю жизнь хотелось рисовать и только сейчас приступила к этому волшебству. Без Вашего руководства, без Вашей щедрой передачи знаний было бы это очень трудно. С Вами есть надежда …

10 советов по съемке натюрмортов

Еще на заре фотографического искусства съемка натюрмортов была одной из самой популярных, благодаря статичности объекта съемки. Даже сегодня, с развитием техники, популярность и актуальность натюрмортов не исчезла.

Если говорить о профессиональной съемки натюрмортов, то это еще и очень выгодное дело, так как такие фотографии используются во всевозможных журналах, каталогах и веб-сайтах. В работе с натюрмортами есть много преимуществ, которые часто недооцениваются. Сегодня мы расскажем вам некоторые основные правила о съемке натюрмортов и, возможно, этот жанр заинтересует вас.

Приступаем к работе

Вопреки распространенному мнению, вам не нужна студия или какое-нибудь место, для того что бы начать фотографировать натюрморты. Вы можете начать с простого использования пространства дома, вам на помощь может прийти свет из окна и простой фон.

Фотографируя натюрморт, для создания кадра вам потребуется учесть гораздо меньше деталей, чем при работе с пейзажами или при съемке моделей. Готовясь к съемке, и думая о будущей фотографии, у вас есть гораздо больше возможностей регулировать положение предметов.

Выбор объекта

Что вы фотографируете, полностью зависит от вас. Если оглянуться вокруг, можно найти множество интересных и увлекательных вещей, которые достойны кадра. Не следуйте стереотипам и не снимайте исключительно цветы и фрукты, возможных объектов съемки гораздо больше. Нестандартность мышления, приветствуется даже в самом стандартном жанре.

Обращайте внимание на вещи вокруг себя, старайтесь найти образы и сюжеты для натюрморта в обычных бытовых вещах. Смотри на тот, или иной потенциальный объект съемки под разными углами и с разных сторон. Фотографируя, старайтесь избегать отражающих поверхностей, таких как стекло и металл, такие поверхности могут искажать свет и портить кадр.

Освещение

Освещение для съемки натюрморта не обязательно должно быть дорогим. Если вы не можете себе позволить приобретение студийного осветительного оборудования, то сможете обойтись и подручными приборами. Помните, у вас есть полный контроль над съемкой, так что если вы хотите, найти помещение, в котором можете полностью избавиться от естественного света с помощью жалюзи или штор, вы сможете создавать оригинальные кадры с самостоятельно установленным искусственным светом. Если такой возможности у вас нет, создайте привлекательные фотографии с помощью натурального света.

Использовать стандартные лампы можно очень продуктивно, если знать как с ними работать. Обязательно попробуйте подсветить объект с разных сторон, вариант с прямым освещением не всегда удачен, а иногда, просто скучен. Если у вас есть яркий и красивый источник света из окна попробуйте фотографировать и с ними. Иногда приходится использовать отражатель, особенно при съемке с естественным светом. Если у вас нет отражателя, вы так же можете создать его своими силами, например, из фольги и картона.

Штатив и углы съемки

В зависимости от освещения, вам может понадобиться использовать штатив. Использование штатива плодотворно влияет на съемку натюрмортов, с их помощью вы можете наблюдать за сюжетом. Так же, он поможет вам использовать длинные выдержки, и при этом создавать красивые кадры.

Постарайтесь сделать так, что бы штатив ни ограничивал вас. Меняйте углы и точку зрения, не ленитесь лишний раз переставить, или перенастроить камеру и по-новому устанавливать её на штатив. Иначе, вы получите целую серию однотипных, даже скучных, кадров с небольшими изменениями сюжета.

Определяемся с выбором фона

Наличие красивого и удачного фона – это уже половина успеха натюрморта. Лучше всего, когда фон при съемке будет простым, красивым, таким, чтобы не отвлекал от предметов натюрморта. В качестве фона неплохо подойдут однотонно окрашенные стены или большой лист белой или цветной бумаги с простым узором, или вообще без него.

Уроки Надежды Ильиной по голландскому натюрморту — Урок 2.Анализ композиции. Рисуем этюд с грушей

Подумайте о том, как фон контрастирует с предметом. Если вы не хотите снимать на фоне простого фона, то подумайте какой бы оттенок хорошо и гармонично смотрелся с вашим кадром и смог бы дополнить образ натюрморта. Для небольших объектов, вам не понадобится фон, как таковой, но вместо этого потребуется поверхность для размещения предметов. Тут, в качестве фона, хорошо будет смотреться черный бархат, или просто сплошная черная поверхность, которая хорошо поглощает свет.

Композиция натюрморта

Композиционный элемент вашей фотографии это важнейший компонент удачного снимка. Создавая композицию фотографии, учтите правило третей, подумайте, как их можно применить в вашем кадре, чтоб создать сильную композицию.

Что бы создать интересную и запоминающуюся фотографию очень важно мыслить нестандартно. Куда падает взгляд при просмотре кадра? Как вы используете пустое пространство в кадре? Как преподнести предмет зрителю, что бы он смотрелся максимально привлекательно и выигрышно? Ответив на эти вопросы, вы сможете создать хорошую композицию и удачно сфотографировать натюрморт.

Атмосфера и настроение

Как бы смешно это сейчас не звучало, но поверьте, на качество создаваемых фотографий влияет атмосфера и ваше настроение. Причем это правило работает не только при съемке натюрмортов. Когда вы расслаблены, сосредоточены и получаете удовольствие от процесса съемки, можете быть практически уверенны в успешности своих попыток. Фотографируя натюрморт, важно никуда не спешить.

В отличие от уличной и репортажной съемки, где состав кадра все время меняется и нужно вовремя успеть сделать кадр, натюрморт статичен. На создание одной фотографии натюрморта у вас может уйти столько времени, сколько вы пожелаете. Именно поэтому, следует уделять внимание мелочам и готовится к кадру столько, сколько потребуется. Установите освещение, объекты съемки и присмотритесь, что получается, если нужно, внесите коррективы и приступайте к фотосъемке.

При съемке натюрмортов, у вас не будет никаких оправданий нечетких и смазанных кадров. У вас есть неограниченное количество времени для того, что бы сфокусироваться. Для предметной фотосъемки вам отлично подойдет макро объектив, если такого вида оптики у вас нет, то можете просто попробовать снимать в макро режиме. В данном случае это может быть самый оптимальный вариант.

Вдохновение в классике

Создавая собственные натюрморты, думая об освещении, композиции и идеи, не забудьте обратиться за помощью и вдохновением к классикам жанра. Живописные натюрморты создаются уже на протяжении сотен лет. Возможно, вы найдете ответы на многие из своих вопросов в картинах художников Возрождения или современных фотографов.

Изучение картин поможет вам думать о форме, оттенках и цветах. Изучение различных решений приведет к созданию собственных неповторимых образов в фотографиях.

Пришло время фотографировать!

Найдите подходящий день, когда вы точно знаете, что не будете отвлекаться и торопиться. Объедините все, полученные ранее, советы и приступайте к работе.

Подготовьте требуемые компоненты натюрморта, зарядите и настройте фотокамеру, позаботьтесь об освещении и творите. Можно попытаться фотографировать с максимальной диафрагмой f/1.8, если у вас есть светосильный объектив, он поможет в достижении художественного размытия фона.

Запомните, что натюрморт – это не только композиция из овощей, фруктов и цветов, это может быть что угодно. Найдите предмет, который вдохновит вас, и фотографируйте его. Возможно, в фотосъемке вам пригодится фотобокс.

Съемка натюрмортов в качестве источника доходов

Существует большой спрос на предметную фотографию и снимки натюрмортов, особенно сейчас, когда существует огромное количество всевозможных журналов, бизнес-изданий и интернет-сайтов. Фотографируя, не стесняйтесь выкладывать свои фотографии в Интернет, можете даже попробовать зарегистрироваться на биржах фотографий и продвигать свои работы там. Интернет, на сегодняшний день, стал самым эффективным способом поиска потенциальных клиентов и зрителей.

Как нарисовать натюрморт карандашом, акварелью — поэтапные мастер-классы для начинающих

Умение изобразить натюрморт является важной частью обучения основам живописи. Существует несколько несложных художественных приемов, освоение которых поможет справиться с этой задачей.

  1. Подготовка композиции
  2. Как нарисовать натюрморт поэтапно
  3. Натюрморт простым карандашом
  4. Натюрморт акварелью
  5. Фото идеи и примеры для рисования натюрморта

Подготовка композиции

Для того, чтобы научиться рисовать натюрморт, необходимо уметь грамотно подобрать и разместить предметы, которые послужат в качестве натуры.

Справиться с этой задачей помогут несколько простых правил.

  • Предметы для композиции должны быть объединены по тематике.
  • Важно уметь правильно их разместить.

Расположение предметов

При создании композиции необходимо определиться со схемой расположения, базисом и форматом рисунка.

Формат изображения может быть горизонтальный, круглый или вертикальный, соответственно и композиция формируется по этому принципу.

Горизонтальный помогает вместить большее количество объектов для изображения, но для создания гармоничного рисунка требует драпировки на заднем фоне. Основной акцент необходимо сделать в самом центре композиции.

Круглый формат не очень востребован, поскольку является не самым удобным вариантом.

Вертикальный формат предполагает небольшое количество предметов на рисунке. Примером такого размещения послужат высокие вазы с цветами.

Разместить элементы композиции можно несколькими способами.

Пишем картину маслом «Натюрморт в стиле малых голландцев» Надежда Ильина

При треугольном размещении вершину предполагаемой фигуры образует самый высокий объект, предметы меньшей высоты образуют основание.условного треугольника.

Предметы, которые послужат натурой для натюрморта, можно расставить по кругу или по диагонали.

Главный секрет в том, чтобы не выстраивать их в ряд, в этом случае рисунок выйдет скучным.

Предметы могут немного перекрывать друг друга, между ними допускаются промежутки.

Важно не перегружать композицию лишними объектами, для этого не следует использовать более трех размеров.

Еще одним слагаемым успеха послужит грамотно выставленное освещение, это поможет правильно расставить акценты на рисунке.

Соотношение цветов

Еще одним важным правилом создания натюрморта опытные художники считают правило трех цветов, которые должны лечь в основу рисунка. Надо выбрать два-три основных цвета и смело использовать их оттенки.

Картина, на которой изображен пестрый букет цветов, в любом случае имеет два доминирующих цвета. Можно сделать акцент на белых ромашках или красных маках, избегая излишней пестроты, утомляющей глаз.

Выделить главную деталь

Искусство создания натюрморта начинается с умения правильно разместить объекты в композиции. Начинать работу с натуры или по памяти необходимо с определения главного элемента, на котором задержится внимание зрителя.

Если в созданной композиции такого объекта нет, то над ней надо поработать дополнительно.

Этот главный объект должен выделять размером, цветом или формой. Один из цветов в букете или фрукт в композиции должен заметно выделяться.

Это правило относится не только к живописи, но и к художественной вышивке, фотосъемке, и даже созданию интерьерных композиций.

Как нарисовать натюрморт поэтапно

Простой натюрморт с тыквами поможет нарисовать пошаговая инструкция для начинающих художников.

Для работы надо запастись:

  • альбомным листом,
  • простым карандашом, ластиком и точилкой,
  • кисточками,
  • гуашью 12 цветов,
  • водой в небольшой емкости.

Порядок выполнения работы.

  1. Первой линией отметить край стола, на котором размещена композиция.
  2. После этого наметить очертания обеих тыкв.
  3. Нарисовать у овощей плодоножки, обозначить бороздки на поверхности тыковок.
  4. Ниже контуров тыкв изобразить пару луковиц и красный перец.
  5. Работу красками следует начать с заполнения фона. Фон можно оформить светло-голубым цветом.
  6. Крупную тыкву раскрасить оранжевым цветом, предварительно разметив на ней желтые бороздки. Раскрашивая тыкву, следует позаботиться о плавных переходах цвета: мазки не должны быть однородными по оттенку.
  7. Мелкую тыковку можно окрасить в желтый цвет и дополнить оранжевыми сегментирующими полосками.
  8. Блики света изображают при помощи легких мазков белой краски.
  9. Плодоножки овощей оформляют зеленым цветом, применяя разные оттенки для создания глубины рисунка.
  10. Луковки будут светло-желтыми с легким коричневым оттенком, перчики следует окрасить в красный цвет.
  11. Поверхность стола и тени на ней, падающие от объектов, раскрашивают разными оттенками коричневого цвета.

Натюрморт простым карандашом

Научиться искусству рисования можно, начав с карандашных эскизов. Для первого урока можно взять в качестве объекта вазу, разместив ее на фоне драпировки.

Для работы надо приготовить:

  • альбомный лист,
  • простые карандаши,
  • точилку и ластик.

Порядок выполнения работы.

  1. Первым делом на лист наносят линию горизонта и контуры предмета. Рекомендуется проследить, чтобы изображение разместилось в центре листа. Немного пространства надо оставить сверху, будет видно, что предметы находятся на плоской поверхности.
  2. Перенося визуальное изображение на бумагу, важно соблюсти пропорции. Сделать это просто при помощи карандаша, измерив им размеры элементов композиции.
  3. Очертания предметов всегда имеют в своей основе простую геометрическую форму. Низ вазы представляет собой эллипс. Важно правильно перенести форму предметов и соблюсти все пропорции.
  4. Уточнив пропорции, вспомогательные линии можно убрать, прорисовать четко контуры предметов. Ярче выделить центр композиции.
  5. Объем натюрморту придают при помощи штриховки. Большие пятна можно заранее обозначить контуром, тени и блики света необходимо выделить очень тщательно. Много внимания потребуют складки драпировки.

Выделение теней при помощи штриховки простым карандашом представляет собой несложный навык, развить который просто при помощи практики. Для этого рекомендуется несколько занятий посвятить именно рисованию складок материи. Навыки штриховки пригодятся и для изображения любых элементов натюрморта.

Натюрморт акварелью

Формируя композицию для акварельного наброска, важно помнить о правилах соотношения цветов. В акварельных работах особое внимание уделяется цветовым пятнам. Поэтому следует детально продумать композицию.

Для работы надо приготовить:

Как нарисовать кувшин или вазу, натюрморт маслом.

  • бумагу для акварели,
  • карандаш,
  • кисточки,
  • краски,
  • емкость для воды.

Порядок выполнения работы.

  • На листе отмечают линию горизонта и контуры предметов, из которых состоит композиция (фрукты или овощи в вазе, посуду и так далее).
  • Соблюдая пропорции, прорисовывают мелкие детали.
  • Работу с акварелью начинают с оформления наиболее крупных цветовых пятен. Например, большой кувшин, крупный фрукт, фон эскиза.
  • Затем переходят к рисованию мелких элементов.
  • Оттенками надо постараться передать игру света и тени на рисунке.
  • Выделить центр композиции.

Успех во многом зависит от грамотно подобранной натуры. Создавая композицию для натюрморта, важно учесть цветовую гамму и правильно расставить акценты.

В процессе создания эскиза важно постоянно контролировать пропорции и их соотношение на зарисовке. Хороший акварельный набросок может получиться и у новичка при удачно подобранной натуре.

Соблюдая основные правила создания композиции и размещения освещения, можно создать отличный натюрморт, не имея таланта художника и большого опыта в написании картин.

Как нарисовать натюрморт: советы начинающим

Рада приветствовать вас, мои дорогие любители живописи, в дружной творческой компании! Хочу сразу заметить, что если вы не находите нужного ответа на свои вопросы в моей статье , пишите об этом в комментариях. Я с удовольствием подскажу вам те нюансы, в которых разбираюсь сама и практикую в своей работе.

В предыдущей статье мы с вами поговорили о разновидностях натюрморта. А теперь я хотела бы рассказать вам о его смысле и важности. Вот зачем вообще учиться писать натюрморты?
Потому что в жизни мы часто можем не замечать формы, цвета какого-либо предмета и его связи с окружающим пространством.

Рисунок натюрморта перед началом масляной живописи

И совсем неслучайно обучение живописи, например, в художественных школах, построено на основе натюрморта. Потому что такая работа помогает научиться компоновать предметы, изучить перспективу и правила цветоведения.

В зависимости от того, на каком фоне находится композиция, натюрморты бывают:

  • На фоне природы, в пейзаже или например, в открытом окне, арке с видом на природный ландшафт
  • В интерьере (на столе, подоконнике, даже на полу, на стуле, масса вариантов…)

Согласитесь, что натюрморт считается классическим и традиционным жанром живописи. Но, как ни странно, и в этом жанре постоянно меняется мода и одни направления сменяются другими. От чего это зависит? Прежде всего, от стиля живописи, от мастерства и мышления художника. Проще говоря, у каждого художника свой натюрморт!

На заметку: как правило, не бывает художников, пишущих одни натюрморты. А вот Поль Сезанн отличился в этом жанре! Он написал их несколько десятков, причем почти все они с яблоками и персиками.

Винсент Ван Гог тоже внес свою оригинальную тему в натюрморты. Вы, конечно, знаете, что натюрмортов у Ван Гога множество: с подсолнухами, розами, ирисами и прочими прекрасными цветами. И только Ван Гог смог найти красоту в обычных стоптанных башмаках, написав несколько характерных своеобразных натюрмортов на эту тему.

Слева фрукты Поль Сезана, справа башмаки Ван Гога

А еще натюрморты различаются по стилю живописи. Как это определить?

Стили натюрморта: основные отличия

  • Классические натюрморты – это картины, написанные по всем канонам и требованиям живописи в многослойной технике.
  • Реалистичные, в стиле гиперреализм , как правило, используют тонкие лессировки для такого фото-эффекта. Натюрморты в стиле гипер-реализм – это когда прописан каждый лепесточек, капельки воды на листьях, маленькие насекомые… И все это настолько реальное, что хочется смахнуть капельки росы с лепестков!

В принципе, классический и гипер-реалистический имеют общую технику, многослойную, только гиперреализм тщательно проработан тонкими лессировками, как фотография в процессе проявления в фото -лаборатории.

Слева классический,справа гипер-реалистический

  • Натюрморт в стиле кубизм ( фото 1) отличается лаконичностью и строгостью форм. Изображения предметов плоские, без тени и перспективы. Надо заметить, что ломаные формы имеют свою прелесть в картинах с натюрмортами
  • Абстрактный стиль тоже имеет место в искусстве. Например, картина Каземира Малевича в новом, для того времени стиле (фото 2) Сегодня бы сказали, что натюрморт написан скорее в стилизованном стиле, но в начале 20 века он назывался просто абстракцией. Кстати, вот еще один натюрморт — абстракция в современном понимании (фото 3).

Скажу, что стили можно совмещать в одной картине, от этого она получается даже интересней, сложнее

  • У художников-импрессионистов это чаще всего цветочный натюрморт, в технике Алла прима, эмоциональный, несущий радость и чувство единения с природой. Цветочный натюрморт, пожалуй, самый распространенный и любимый художниками и почитателями живописи. И конечно же, очень востребованный, ведь так приятно украсить комнату живописным букетиком цветов! (фото 1)
  • Натюрморт в стиле экспрессионизм тоже интересное художественное самовыражение художника (фото 2 и 3)

На заметку: импрессионизм переводится впечатление, а экспрессионизм- самовыражение. Чаще всего мотивы с пейзажами облюбовали импрессионисты, ведь именно от живой природы мы получаем особое впечатление. Самое интересное, что может не быть четко выраженной стилистики в картине. Например, на фото 4 натюрморт написан в стиле экспрессионизм, как считает художник картины, но также стиль можно отнести и к импрессионизму… В принципе, впечатление и выражение тесно связаны, отсюда и родственная «художественная оболочка»

  • Поп-арт натюрморт – это яркие цвета, элементы коллажа и фотопечати. Самый известный и неповторимый художник стиля поп-арт Энди Уорхол. На фото внизу два примера натюрмортов в этом стиле, но совершено с разной динамикой исполнения. Стиль поп арт можно отнести к декоративному стилю, для украшения комнат в доме.
  • Стилизованный натюрморт представляет собой тоже декоративное обобщение изображаемых предметов. Стилизованные натюрморты несут декоративную цель, поэтому в них максимально выразительно показаны цвет и форма предметов. Самое интересное, что стилизованный натюрморт развивает образное мышление художника, помогает самовыражаться и написать свою, индивидуальную картину. На мой взгляд, стиль экспрессионизм в каком то роде тоже считается стилизованным стилем. А как считаете вы?

Мне нравится писать как классические натюрморты, так и стилизованные, так сказать, в экспрессионизме. На фото внизу, я держу две картины со стилизованными натюрмортами, посмотрите, какие они разные!

В настоящее время именно декоративные стилизованные натюрморты очень востребованы для украшения и дополнения интерьера жилых помещений. А иногда весь дизайн комнаты оформляется именно под такую картину, которая становится акцентом помещения.

Для размышления: А к какому жанру можно отнести живопись итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо? Это все-таки портрет или натюрморт? Искусствоведы считают эти картины курьезными или причудливыми. А вы как думаете?

Как нарисовать натюрморт: несколько правил

Конечно же, правила – это довольно условная вещь, но начинающему художнику всегда легче приступить к работе, зная основы.

  • Наиболее интересен натюрморт, в котором предметы как бы «перекрывают» друг друга, но есть и такие, которые находятся на расстоянии. Поэтому, если вы создаете постановку предметов для натюрморта сами, двигайте их, переставляйте, ищите оптимальный вариант. Ищите гармонию!

Также важно помнить о ракурсе рисунка, то есть, натюрморта может быть на уровне ваших глаз по линии горизонта или как будто вы смотрите немного сверху. Скажу что каждый ракурс будет по-своему интересен , главное пробовать и не бояться! Сделайте наброском композиции на бумаге, а потом полужирным карандашом скопируйте рисунок на холст, сильно не надавливайте карандаш, чтобы не развести «черную грязь» от карандаша на холсте.

Можно конечно писать красками сразу, без предварительного рисунка, но я бы посоветовала для начала набить руку на рисунке и композиции, а потом переходить и к краскам. В любом случае, попробовать писать маслом без предварительного рисунка, вы всегда успеете!

Можно использовать разные фишечки, для цветочного натюрморта, например, осыпавшиеся лепестки цветов или упавшие травинки… Это придает глубину, очарование и естественность натюрморту.

Бесплатный мастер-класс по графике «Старинная дверь»

  • Главный герой натюрморта. Да, я не ошиблась, у натюрморта тоже могут быть герои. Вполне естественно, что герой композиции находится в центре, он привлекает взгляд и выделяется цветом или формой. И даже если вы рисуете просто букет цветов, то существует композиционный центр – цветок или живописный цветочный бутон, который привлекает взгляд зрителя.

Как вы думаете, в моей картине на фото внизу, кто главный герой натюрморта? Напишите ваше мнение в комментариях.

  • Правило двух цветов. Чтобы картина выглядела гармоничной, рекомендуется выбрать два или три основных цвета для живописи. А остальные оттенки будут производными от них. Важно помнить, что один цвет должен быть доминирующим, он создает настроение и заполняет основную часть пространства.

Добавлю, что в зависимости от того, какую тональную гамму вы выберите, и получится в итоге ваша картина. Смотрите, как может выглядеть один и тот же натюрморт в зависимости от гаммы картины: теплая или холодная. Читайте также Гармония цвета: создаем настроение картины красками

Еще хочу заметить, что готовых рецептов, как написать красивый натюрморт тоже не существует. Это как у повара, у каждого свой рецепт соуса, с секретными ингредиентами и добавками. Поэтому лучше ориентироваться на творческую интуицию и художественный вкус!

К тому же, помимо стиля написания натюрморта, существует манера написания картины. В последнее время очень популярны быстрые техники, или алла прима. Это когда картина пишется, как говорится, за один сеанс, подробнее об этом читайте в статье Особенности техники алла прима и что нужно знать начинающему художнику

Также есть и картины с предварительным подмалевком, который подсушивается перед новым сеансом, многослойные, лессировочные техники. В одной из статей я описала основные техники письма маслом, читайте об этом в отдельной статье.

Как нарисовать натюрморт: поиск темы.

1. Можно вдохновиться натюрмортами великих художников. Заметьте, я не призываю вас к полному копированию шедевра! Да и наверняка у вас получится свое творение, даже если вы будете писать по известному мотиву! Кстати, по мотивам других картин учатся писать и в художественных заведениях.

Чем хорош этот вариант? Тем, что мастер продумал композицию, колористику и все остальное. Так что вам остается только учиться и дополнить свои нотки!

Васильки. Живопись маслом. Видеоурок.

2. Воспользоваться мастер-классом опытного художника. Очень здорово, что интернет дает нам такую возможность! Мы можем учиться у именитых мастеров тонкостям работы из любой точки мира. А еще это очень удобно: можно останавливать видео, просматривать несколько раз, уточняя детали. О преимуществах уроков в видео-формате читайте здесь

3. Составить свой натюрморт из обычных предметов, цветов или фруктов. В качестве дополнения или фона можно использовать салфетки и драпировки.

Видео- анонс: как написать стилизованный натюрморт с цветами масляными красками. Видео урок будет особенно интересен тем, кто хочет научиться писать цветы без предварительного рисунка в быстрой технике. Из мастер класса вы узнаете не только как быстро написать цветочный натюрморт, но и познакомитесь с удивительной техникой золочения на холсте!

Сохраните себе статью в закладках , чтобы она не затерялась среди миллионов статей в интернете! При необходимости, вы можете заглянуть сюда в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Оцените статью
Скрапбукинг, вышивка, вязание и другие виды рукоделия