Мастер-класс Как сплести венок для иконы. Храмовая флористика

Краткое содержание:

Как сплести венок для иконы. Храмовая флористика

Хочу поделиться своими наработками в храмовой флористике, которой я занимаюсь около полутора лет. Может кому-то и пригодятся мои советы?! Будем украшать икону живыми цветами к празднику. Исходим из скромных возможностей, используем подручные материалы и действуем по принципу : «Голь на выдумки хитра» . Праздник торжественный, но в то же время траурный, поэтому венок выдерживается в бело-сиреневых тонах.

  • Каркас из проволоки по размеру иконы;
  • зеленая лента (любая);
  • флористическая проволока;
  • очень острый макетный нож;
  • секатор;
  • ножницы;
  • зелёные нитки;
  • скотч.

Цветы берем те, которые смогут долго продержаться без воды. Накануне, за сутки, ставим растительный материал в воду и даем хорошо напитаться.

1. Я выбрала следующие растения: гипсофилу, кустовую хризантему, гвоздики, рускус (зеленые листики), гиперикум (зеленые ягодки).

Каркас для венка был сплетен местным, «церковным мастером на все руки».

2. Оборачиваем зеленой лентой нашу основу. Если вдруг будет проглядывать каркас из под цветов, то его будет не заметно. Так же для придания плотности и прочности обматываем основу флористической проволокой. Концы ленты закрепляем скотчем.

3. Хризантемы разбираем на цветочки, полураскрывшиеся бутоны и совсем закрытые бутоны. Веточки рускуса разрезаем на несколько частей, так, что бы верхняя часть заканчивалась не голым стеблем, а листочком. Гиперикум так же разбираем на веточки.

4. Начинаем собирать симметричные букетики. Что бы цветы не распадались, туго обматываем их зеленой ниткой. Подравниваем концы до одного уровня.

Таких букетико нужно накрутить много :).

5. Что бы цветы не подвяли, готовые букетики помещаем в воду. Проще всего использовать для этого тазик :).

6. Букетики готовы. Приступаем к сборке праздничного венка.

Флористика, мастер-класс

7. Начинаем плести сверху от центра, размещая два букетика лицом к лицу.

8. Букетики крепим внахлест. Каждый закрепляем нитками и скотчем.

9. Цветы крепим плотно друг к другу, что бы не было пропусков.

Мастер класс: Как сделать композицию на гроб из цветов /How to make a funeral arrangement of flowers

10. Постепенно двигаемся вниз. Работаем одновременно с двух сторон и следим за симметричностью. Когда доходим до конца, то закрываем голые стебли двумя букетиками, прикрепляя их вверх ногами.

Для меня задача еще состояла в том, что бы венок получился гибким и легким. Ведь икона украшалась только к середине службы. Это нужно было сделать легко и быстро, с возможностью немного подправить украшение по контуру иконы.

Цветы без воды простояли ровно неделю. Да, они немного подвяли, но этого было практически не заметно.

Как сплести венок для иконы. Храмовая флористика

Храмовая флористика. Главный секрет

В нашей стране за время советской власти отдельные традиции, связанные с церковной жизнью, были утеряны, другие теплились под спудом. Что касается украшения храмов цветами, сейчас, казалось бы, неоткуда черпать знания, кроме как от людей, которые сами недавно пришли к вере. Тем не менее, за последние двадцать лет появились такие мастера, как Галина Кондратьева, которые имеют множество учеников в разных городах России.

Каждый флорист имеет свой почерк, свою любимую технику, в которой исполняет композиции. Для храмового флориста помимо навыка важным является быть воцерковленным православным христианином.

Люди, которые приходят в храм, чтобы украшать его цветами, должны понимать, быть может, чувствовать нутром, что к этому делу приступать нужно со страхом Божиим. Работа флориста творческая, можно сказать, что это вид искусства. Работа церковного флориста в какой-то степени сродни труду художника-иконописца.

Основа церковного искусства – символы. Чтобы понимать символику, которая присутствует в храме, или события, в честь которого создается украшение, мы обращаемся к двум источникам: Священному Писанию и Преданию Церкви. Тот, кто любит читать, многое извлечет из книг. Другой же, кто, быть может, не склонен к чтению, также найдет свою пользу, приходя в храм, рассматривая его убранство и слушая службы.

Священное Писание дает множество образов, которые так или иначе связаны с растениями. Одна из паремий чина Великого освящения воды заканчивается стихом:

«Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое» (Ис.55:12). Что по слову толкователей являет собой образ преображения – прежде всего, человека, но также и природы.

Сами растения также могут быть в известной мере предметом богословствования. Святой праведный Иоанн Кронштадтский оставил такое наставление:

«Рассматривайте, братие, премудрое устройство растений и познавайте в них Бога: растения есть почти у всех вас во всякое время, и зимою и летом» (О Боге – Творце мира).

Святитель Василий Великий в Шестодневе подтверждает важную для нас вещь: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Свт. Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

То есть в цветах, растениях мы и сейчас видим райское благолепие. Так же и благолепие храма Божия, о чем упоминает святой Симеон Солунский, «означает красоту рая, потому что божественный храм изображает рай, или лучше сказать, представляет райские небесные дары…».

Теперь понятно, что труд церковного флориста – это не просто набор знаний о том, как правильно скомпоновать растения или умело сделать какой-нибудь каркас. Да, это важно. Флорист, храмовый он или светский, обязан оттачивать свои навыки и интересоваться тенденциями в этом искусстве. Главное, однако, не в этом.

Чтобы правильно вписать цвет, форму и фактуру украшения в убранство храма с учетом символики события, праздника или памяти, никак не обойтись без знаний из Священного Писания и Предания. Это означает, что храмовый флорист должен постоянно учиться, становиться, по сути, богословом. Это главный профессиональный «секрет храмового флориста.

Елена Басырова, автор курса «Храмовая флористика в радость»

Секреты изысканного искусства

Люди, которые проходят обучение флористике, становятся настоящими профессионалами. Они искренне любят это искусство, постоянно совершенствуются, посещают международные выставки и мастер-классы. На базовом курсе можно получить основные знаниям по этому виду искусства, а затем улучшить свои навыки в выбранном направлении по специальным программам.

В ходе курсов обучающийся постигнет:

  • правила среза живых цветов, методы обработки срезов;
  • особенности материалов, способы оформления флористических композиций;
  • правила построения букетов с учетом пропорций и объемов;
  • основы по сочетанию различных оттенков, влияние цветовой гаммы на психику человека;
  • условия хранения, способы восстановления срезанных цветов;
  • приемы компоновки искусственных растений, применение сухоцветов;
  • особенности церковной флористики и букетов для различных мероприятий;
  • способы украшения банкетных залов;
  • принципы использования цветов в вазонах, кашпо.

Каждое из этих направлений рассматривается подробно, со всеми нюансами, поэтому такие занятия будут интересными, полезными даже специалистам, обладающим базовыми знаниями и навыками. Индивидуальное обучение флористике поможет повысить профессиональный уровень, улучшить свой бизнес.

Курсы заинтересуют всех, кто не безразличен к миру цветов, кто любит творить что-либо своими руками, кому нравится учиться постоянно новому, кто мечтает сделать флористику своей профессией, открыть цветочную студию.

Как красиво украсить икону живыми цветами

Школа рукоделия запись закреплена
Школа храмовой флористики «ХрамФлора»

Основы Храмовой флористики

Где бы ни находился православный храм — в большом городе или маленьком селе — верующие найдут немало способов украсить цветами Дом Божий, как это делали столетиями на Руси. Каждый из нас, кто занимается таким Богоугодном делом, как украшение Храма цветами должны помнить, что Храмовая флористика имеет ряд своих особенностей.

Сейчас Храмовая флористика очень развивается, появляются различные школы, курсы, но, к сожалению, не у всех есть возможность обучаться.

Пасхальное яйцо. Мастер-класс

В данное статье, хотелось бы поделиться своими знаниями и рассказать об основных нюансах Храмовой флористики.

1. Благословение настоятеля храма, который украшаете или принимаете участие на оформление цветами. То есть любое оформление, как и любое дело начинается с молитвы и благословения.

2. Для украшения церкви используются только живые цветы, иногда — засушенные, но не искусственные. Для подпитки растений служат специальные губки — «оазисы».

3. Цветы с сильным дурманящим запахом — черемуха, жасмин, сирень, некоторые сорта лилий и др. стараемся использовать в небольших количествам, либо, если это лилия, то покупаем тот сорт, что не имеет запаха — это азиатские лилии и лонгифлорум. Т.к. резкий запах может вызвать аллергическую реакцию или головные боли у кого-то из прихожан, или у тех, кто служит в храме.

4. При оформлении храма мы не должны забывать, что Храм — это место присутствия Бога и молитвы, а украшение цветами носит совсем иной, подчиненный характер. Цветочное оформление помогает создать ощущение праздника, подчеркнуть значимость отмечаемого Церковью события, но ни в коем случае не должно отвлекать нас от службы и молитвы.

Это в католических храмах принято пышное флористическое оформление, В протестантских церквях Англии или Германии нередко проводятся выставки цветов, праздники урожая, что определяет и приемы цветочного убранства. У нас цветы в храме это дополнение к празднику.

5. Традиции храма. Если вас пригласили на оформление какого- то храма, то перед тем как составлять проект, заказывать цветы, необходимо уточнить у Настоятеля храма или старосты, есть ли какие-то свои традиции или особенности при оформлении данного храма цветами. Это очень важно. Например, в Храме Иоанна Воина на Якиманке г. Москва — традиция на престольный праздник использовать в оформлении гладиолусы. Бывает так, что Настоятель не воспринимает никакие цветы, кроме цветов белого цвета. И в этом храме принято все праздники, включая, Пасху, украшать только белыми цветами. Хотя Пасха — основной цвет красный.

6. В церковь стараются не вносить ничего, что напоминает об орудиях пыток Христа, поэтому в оформлении храма избегают колючих растений. Украшая храм, лучше выбирать достаточно простые формы — не стоит, например, делать сложные работы на каркасах или композиции, далеко уходящие от классических пропорций. Даже самые лучшие образцы западноевропейского цветочного дизайна в русской церкви не уместны, поскольку не соответствуют ее духу и архитектурному стилю. В оформлении храмов обычно используются классические круглые или вертикальные формы.

7. Очень ВАЖНОЕ значение имеют при оформлении Православных праздников Цветовые нюансы:

При оформлении православного храма к Праздникам цветами особое внимание уделяем их цветовой гамме, так как облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного.

Остатки рая на земле. Кто и как украшает цветами храмы

Что это такое — церковная флористика? Есть ли какие-то правила украшения храмов цветами и кто их определяет — богословы, священники, флористы? Эти вопросы мы задали профессиональному флористу Галине Кондратьевой. Она лауреат национальной премии «Цветок успеха» — за масштабные проекты по праздничному оформлению православных храмов (Храм Христа Спасителя, Сретенский монастырь, Данилов монастырь), автор уникальной книги «Храмовая флористика», преподаватель церковной флористики.

Главное — не мешать молитве

Мы познакомились с Галиной Петровной во время ее работы. Со своими ученицами она украшала московский храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева.

На полу — ведра с цветами. Рабочее место — длинные столы, застеленные клеенкой. На них инструменты: кусачки, отвертки, ножи, проволока. Галина на стремянке доделывает гирлянду. Последние гортензии замыкают цветочную композицию из восьми гирлянд на хоросе — круглом светильнике. Такие же пышные нежно-розовые и белые гортензии, белые хризантемы, розы, ветки рускуса и красные ягоды декоративного зверобоя — вокруг икон внизу. Хочется потрогать — живые ли? Да, все живые!

— А как Вы относитесь к искусственным цветам в храме? — спрашиваю мастера.

видео «Мастер-класс — венок на голову из живых цветов своими руками»

— Считается, что это — лукавство, подмена. А вот сухоцветы, например, лунарию, использую в работе.

— Сегодня праздник мучениц, а у вас такая нежная гамма. Почему?

— Конечно, цвет мучеников — красный. Но мученицы Вера, Надежда, Любовь — девочки. И храм — на территории детской больницы, сюда придут дети. Отсюда и нежность. Но красный у нас все-таки есть. Это гиперикум. Видите, ягоды как точечки, они символизируют капельки крови.

— А еще говорят, что нельзя украшать храм ядовитыми цветами, такими, например, как ранункулюсы.

Рождество храмовая флористика. ロシア教会

— Я как-то поделилась с одним из батюшек, что флористы боятся использовать колючие и ядовитые растения для украшения храма. На что батюшка ответил с улыбкой: «А пусть они их не едят!» Нежелательно использовать в работе цветы с резким и сильным запахом: они могут вызывать головную боль и аллергическую реакцию. И самое главное — цветы не должны мешать молиться!

Цветы привели к Богу

Встреча Галины с будущим духовным наставником и новый поворот в профессии случились так. В 2002 году журналу «Цветы», где она работает и сегодня, потребовалось отснять флористическое убранство храмов. Так, выполняя задание редакции, Галина оказалась в Даниловом монастыре. Там она познакомилась с иеромонахом Зосимой (впоследствии — епископом Якутским и Ленским, ныне почившим), который вскоре благословил ее украсить на Крещение Троицкий собор монастыря.

— Цветы привели меня к Богу, — признается Галина Кондратьева.

У каждого праздника свое лицо

То, как украшали храмы до революции, специалисты изучают по фотографическим и документальным материалам. Известны слова святого Иоанна Кронштадтского «Цветы — остатки рая на земле». В русской литературе, например, у Ивана Шмелева, встречаем немало рассказов о том, как на Руси люди сами несли в церковь на праздник живые цветы и зелень.

В православных храмах цветами в первую очередь украшают аналойную икону, а также особо почитаемые храмовые иконы, выносной крест, плащаницу, подсвечники, паникадило и хорос (церковные светильники), иногда — орлец (круглый коврик для архиерея).

— Но ведь церковных канонов об украшении храмов нет, на что же ориентируются флористы? — спрашиваю Галину Петровну.

— Первое — цвет облачения священников. Это азы церковной флористики. Также растения должны гармонировать с основным цветом праздника. Богородичные праздники — голубой цвет, Рождество Христово — белый, Воскресение Христово — красный и белый, Троица — зеленый. Правда, бывает, что мы отступаем от этого правила, когда интерьер и освещенность храма диктуют другое. Однажды мы украшали храм к празднику преподобного Серафима Саровского. Если чествуется преподобный — служат в зеленых облачениях. Но храм — небольшой, светлый, и ничего, кроме желтого цвета, не хотелось туда ставить. Так и сделали, получилось хорошо. Кроме того, у каждого праздника есть свой образ. Флористы стараются подобрать соответствующие этому образу цветы. Для богородичных праздников, например, это лилия.

— А кто определяет, как и чем украшать храм: священники или флористы?

— Вместе. Флористы ничего не делают без благословения настоятеля. Но всегда радостно, когда творческим идеям флористов священники идут навстречу. Как, например, в Сретенском монастыре. С владыкой Тихоном украшение храма получается как совместное творчество. В 2008 году мы с ним решились сделать из цветов огромную рождественскую звезду на хоросе и паникадиле. С тех пор она — символ Рождества в этом монастыре.

Как научиться храмовой флористике

Люди, украшающие храмы, активно общаются на интернет-форумах. При храме святителя Николая в Измайлове работает молодежная площадка для желающих научиться украшать храмы. А еще секреты мастерства можно узнать из книги «Храмовая флористика».

Беседовала Зоя Барышева

«Крестовский мост» № 9 (2022)

Поделиться:

  • Click to share on Facebook (Opens in new window)
  • Поделитесь в Twitter (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Одноклассники (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в ВКонтакте (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Мой Мир (Opens in new window)
  • Click to share on Google+ (Opens in new window)

Украшение цветами храма на Пасху

Православные прихожане, посетив храм или собор во время престольных или особых церковных праздников, обращают внимание на внутреннее убранство.Но многие из людей замечают, что украшение цветами храма на Пасху или Рождество, Вербное Воскресенье или Покров, Троицу или Благовещение Пресвятой Богородицы имеют различия.
Отличия в декоре зависят от основного цвета праздника и внутреннего интерьера церкви. Для Богородичных праздников главный цвет – голубой, для Рождества Христова – белый, для Вербного воскресенья и Троицы – зеленый, для Пасхи – белый и красный.

Правила украшения храма на Пасху

В отличие от богатого и роскошного убранства католических храмов, в православных церквях допускают цветочные украшения, но в менее пышном исполнении. При этом украшать разрешается далеко не все предметы в храме.

Строгих норм украшения не существует, но существуют некоторые ограничения и требования к оформлению дома Божьего. Поэтому на сегодняшний день негласные правила по украшению выглядят следующим образом:

  1. Цветочного оформления должно быть в меру, поскольку чересчур богатый интерьер будет отвлекать от молитв;
  2. Не желательно декорировать цветами большое количество икон в храме, а украшать лучше особенно чтимые иконы, икону к Празднику, иконы у Царских врат;
  3. При составлении композиции цветы не должны заслонять иконы и другие церковные атрибуты;
  4. Желательно использовать в композиции не более трех видов цветов;
  5. Не стоит выбирать для украшения сильно-пахнущие растения, чтобы не вызвать у прихожан плохого самочувствия;
  6. Растения не должны быть ядовитыми или опасными для людей;
  7. В праздничной пасхальной палитре в большей степени должны использоваться белые, красные, желтые и оранжевые оттенки;
  8. При украшении икон симметричными композициями нужно использовать зеркальное соответствие как по длине и высоте, так и по цвету и размеру цветов;
  9. По форме работы нужно выполнять круглыми, прямоугольными или треугольными;
  10. Композиция должна выглядеть гармоничной в целом.

Следуя этим правилам можно приступить к флористическому оформлению храма.

Но стоит отметить, что праздник Пасхи допускает небольшое отклонение от указанных правил и позволяет оформлять храмы и соборы чуть более пышно, чем в другие крупные праздники.

Это связано с тем, что праздник выступает символом возрождения, воскрешения, он выражает самые светлые людские чувства и говорит о вечной жизни и спасении для всех людей.

На Пасху наиболее часто украшают Плащаницу, Царские врата, элементы иконостаса, раки с мощами, особо почитаемые иконы, вход в храм и арки, некоторые церковные атрибуты, решение об оформлении которых принимает отец-настоятель.

Цветы в храме: традиции оформления

Каждый храм – не просто архитектурное сооружение, а собрание видимых вещественных предметов, обозначающих мир невидимый и таинственный. В архитектуре православного храма и его убранстве нет ни одного случайного штриха: материал, орнаменты, сюжеты росписей, богослужебные предметы и облачение – всё исполнено глубокого смысла. Поэтому цветочное оформление должно органично вписываться в интерьер храма, не доминируя, а лишь подчеркивая глубокий смысл богослужения.

Для цветочного убранства в храме выбирают самые значимые и важные места. Царские врата, расположенные в центре иконостаса, оформляются цветочной гирляндой, композицией по двум сторонам. Украшается икона праздника, установленная на специальном возвышении – аналое. При этом важно, чтобы цветы гармонировали с окладом и иконой. Украшают престольную икону – святого или праздника, в честь которых освящен храм. Принято убирать цветами чтимые чудотворные иконы, раки с мощами святого, плащаницу, выносной крест и свечу. Существует много способов украшения, меняются только формы и приемы цветочного оформления, которые создают красивые элементы. Цветы и зелень подчеркивают духовный смысл праздничного события.

При выборе растений в храме используются любые цветы, подчеркивающие красоту икон. Предпочтение отдается растениям, которые упоминаются в Библии или похожи на стилизованные цветы на иконах, в росписи, орнаментах храма.

Цветы должны гармонировать с основным цветом отмечаемого праздника, соответствовать облачениям священнослужителей. Воскресные дни, праздники апостолов, пророков, святителей отмечается в ризах золотого цвета. В праздники Богородицы – облачения голубые, в дни памяти мучеников – красные, преподобных и юродивых – зеленые. День Святой Троицы, Духов день, Вход Господень в Иерусалим также празднуются в зеленых облачениях, Вознесение и Преображение – в белых. В дни чествования Креста Господня цвет риз фиолетовый, в Великий пост – фиолетовый, черный.

Каждый православный праздник имеет свои традиции цветочного оформления. Рождество – праздник чистоты рождения, его цвет белый. Храм убирается еловыми ветвями, деревцами ели. Хвойные вечнозеленые растения – символ бессмертия, вечной жизни. В оформлении используются растения белого цвета – лилии, хризантема, гипсофила с добавлением зелени.

Белый цвет – символ чистоты, поэтому он выбирается в качестве основного фона и на Крещение Господне. Всё убранство храма должно напоминать об очищении, обновлении, возрождении. В Страстную Пятницу плащаницу Спасителя также убирают белоснежными цветами, напоминающими о белизне ткани, в которую был завернут Христос при погребении, символизирующими духовный свет и чистоту. Белые цветы украшают храм и икону праздника на Преображение Господне.

На Вербное воскресение храмы украшаются веточками пушистой вербы, заменяющей в средней полосе ветви финиковой пальмы. После Крестопоклонной недели в украшениях преобладают цветы красных оттенков – розы, гвоздики. Красные цветы – знак приближающихся Страстей Христовых. На Благовещение в оформлении используются белые лилии как символ этого праздника. Их ставят и к праздничной иконе Архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Белые лилии как символ чистоты и непорочности украшают и плащаницу на Успение Богородицы. На Богородичные праздники, помимо белых, используют растения голубых и синих оттенков. Плащаницы оформляются гирляндами из цветов.

Светлое Воскресение Христово – важнейший из праздников. Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, которое наполняет сердца христиан в этот день. Одним из символов Пасхи является яйцо. Из гвоздик, лепестков роз делаются композиции в виде яйца.

Троица – один из самых красивых праздников, по оформлению это праздник зелени – символа жизни. В народе троицкую неделю называют «зелеными святками». Праздник соединяет в себе и искреннюю радость и веселье, и глубокий молитвенный настрой. Зелень, цветы символизируют весну духовную. Благоухание цветов знаменует собой благоухание духовных даров, подающихся душам верующих Господом Животворящим. Зелень – душа, которая расцветает от того, что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. В тот день, когда ученики собрались, чтобы принять Святого Духа, их горница была украшена зеленью. В память этого и мы в этот день украшаем наши храмы зелеными веточками.

Украшения составляются из разнообразных цветов, в том числе и полевых. Пол в храме устилается скошенной травой. Традиционным элементом оформления в этот день считаются ветви березы: на Троицу все храмы утопают в молодой зелени березок. Полевые цветы и луговые травы наполняют всё своим благоуханием.

Когда входишь в храм и видишь цветы, на душе становится празднично! И мы вспоминаем слова св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Цветы – остатки рая на земле». Они напоминают нам о Божественной щедрости и Премудрости. Человек исполняется любви и благодарности к Создателю всего сущего, восклицая вместе с псалмопевцем Давидом: «Дивна дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еси!»

P.S. Хочется поблагодарить наших замечательных прихожан: благодаря их пожертвованиям на цветы появляется больше возможностей для украшения храма.

Подготовила Ирина Муслимова

Плащаница

Плащаница – это особенная святыня в православии. Она представляет собой холст, на который нанесено изображение Иисуса Христа, лежащего во гробу. Вокруг этого плато совершаются важные религиозные обряды как до наступления Великого Воскресения Христова, так и после него.

Плащаница устанавливается на постамент после выноса из алтаря во время Великой Субботы. Это возвышение располагается в центре храма, поэтому декорирование цветами не просто красиво подчеркивает религиозный рисунок, но и позволяет и совершать богослужения рядом, и молиться прихожанам.

В оформлении плащаницы цветами на Пасху традиционно используют белые растения. Дополняют их цветами розовой, красной или бордовой гаммы. Флористы располагают растения другой гаммы достаточно редко, на таком расстоянии, чтобы лишь создавать небольшие акценты, но не нарушать основной цвет.

Во флористике при составлении композиций используют цветочный прямоугольный орнамент, который чаще создают из амариллисов, гвоздик, гербер, лилий, роз и хризантем, чем из калл и тюльпанов. Разбавляют цветочный декор зеленью или ягодами, например, гипсофилой или гиперикумом. Красные ягодки последнего символизируют капли крови Христа.

Украшение плащаницы цветами на Пасху допускает и дополнительные декорации рядом с Плащаницей в виде ваз, корзин и цветочных постаментов. Вазы и постаменты подбирают белого цвета и наполняют их высокими цветами, такими как гладиолусы, ранункулюс, розы и хризантемы с остроконечной зеленью.

Декорирование плащаницы также зависит от пожеланий священнослужителей. Так некоторые священники просят создавать цветочные композиции с таким количеством цветов, которое будет символизировать 33 года, прожитых Иисусом Христом. Какие виды украшения создают, смотрите в галерее ниже.

Украшение плащаницы живыми цветами на Пасху, фото и картинки:

Царские врата

Центральным элементом иконостаса выступают Царские Врата. Именно на них обращается взор любого человека, входящего в храм.

Царские врата представляют собой двери, ведущие в алтарь, и символизируют вход в Царствие Божие. Именно поэтому их принято украшать на различные праздники цветами.

Украшение церкви на Пасху предполагает больше использование живых растений, но возможно и добавление искусственных элементов, например, в виде декоративных листьев, плюща.

Мастер-класс «Украшение храма к Покрову Пресвятой Богородицы» 11.10.2020 г.

В зависимости от архитектурной формы Царские врата можно украсить как небольшими цветочными букетами, так и арочными длинными композициями. Также врата могут быть украшены по бокам стоячими композициями в вазах или пасхальными яйцами на подставке.

Украшение может быть выполнено и в виде длинной цветочной гирлянды, которая будет возвышаться не только над вратами, но и над иконами, расположенными рядом.

Наряжают вход в алтарь композициями из георгин, гвоздик, лилий, роз, тагетисов и хризантем, дополненных такой зеленью как гипсофила, папоротник, рускус и салал. Украшением могут служить и другие цветы с зеленью. Варианты декора представлены в галерее.

Оформление царских врат цветами на фото:

Иконостас

Не только Царские врата, но и Иконостас в целом можно украсить цветами. При оформлении последнего отталкиваются от храмовой архитектуры.

Декорировать иконостас можно с помощью букетов в вазах, отдельных цветочных композиций, а также гирлянд, которые отличаются по техникам плетений.

Выполнить сложные гирлянды начинающему флористу нелегко, но профессионалы могут создавать настоящие цветочные шедевры. Самое главное для флористов создать ритмическую структуру с чередованием элементов, с заданным направлением листьев и цветов вверх и в сторону от центра.

По техникам различают следующие цветочные гирлянды:

  1. Традиционная композиция – это плотное черепичное плетение коротко нарезанных цветов на основу с помощью проволоки;
  2. Ампельная композиция – цветы помещают в пробирки с жидкостью и тейпируют на плетях из ампельных растений или длинных ветках;
  3. Вытянутая рыхлая композиция – выполняется на губках-оазисах, переплетенных между собой и закрепленных на сетке или раме;
  4. Букетная композиция – небольшие букетики помещаются в пластиковые или металлические емкости жидкости, затем их крепят на раму. Сложность заключается в декорировании емкости, чтобы ее было не видно;
  5. Композиция со смешением техник – цветы помещаются в губку-оазис или пробирку, а затем вплетаются на основу зеленью.

Иконы и раки с мощами

Иконы и особо чтимые гробницы с мощами – это предметы, которым уделяет много внимания храмовая флористика. Пасха – это великое событие для православного мира, во время которого принято украшать цветами эти церковные святыни.

Мастер-класс «Украшение Креста»

На Пасху в первую очередь украшают икону к празднику, которая носит название Воскресение Христово. Помимо данной святыни украшают и иконы иконостаса, а также особо значимые храмовые иконы, перечень которых у каждой церкви свой.

Как же оформляют иконы? Их принято украшать в большинстве случаев с помощью цветочных рамок в форме буквы П или квадрата, реже в форме овала или полуовала, для иконостаса украшение выполняют в виде арочной формы или гирлянды.

Для создания цветочных форм берут цветы с крупными бутонами, такие как георгины, розы, ромашки, хризантемы и дополняют их крупной и мелкой зеленью, фруктами, маленькими цветочками или ягодами.

Рисунок можно выполнить и из одноименных цветов в виде двух линий, например из гвоздик, с буквенным орнаментом ХВ, обозначающим сокращенные слова «Христос Воскресе».

Кроме икон на Великий праздник декорируют раки с мощами святых. Их драпировка зависит от внешней формы гробницы и возможности крепления для цветов.

Цветочные композиции могут быть совершенно разных форм. Это и прямые в виде линий или прямоугольников, и изогнутые в виде извилистой дорожки, и букеты в вазах, и гирлянды в виде лиан, обвивающих полностью основу ковчега и купол над ней.

Цветы могут также висеть в виде садов Семирамиды, спускаясь сверху купола вниз и создавая необычную картину. Для создания висячей композиции лучше всего подходят лизиантусы, орхидеи и некоторые виды ампельных растений.

Флористика в Церкви и Соборах, Свеча

Помимо икон и рак с мощами святых украшают и различные церковные атрибуты, что дополняет атмосферу Великого праздника.

Для чего мы украшаем иконы?

Церковная жизнь разнообразна. Есть невидимая составляющая этой жизни. Она протекает внутри сердца человека, ее называют духовной. Насколько она духовна, можно увидеть по поступкам, которые являются видимым ее проявлением. Иногда человеку хочется ощутимо выразить восторг духовного состояния. А как это сделать, особенно в дни больших религиозных праздников? Богослужебные тексты распеваются праздничными распевами. В дни особых торжеств — Пасхи, двунадесятых, престольных праздников — во многих храмах украшают иконы. Вот о последнем и поговорим.

Знак благоговения

Само понятие «украсить» означает придать чему-либо красивый вид, сделать более нарядным. И людям свойственно украшать, то есть делать более привлекательным вид, например, помещений или предметов. Украсить зал к празднику гирляндами, нарядить новогоднюю елку… Но вот в отношении икон это следовало бы совершать с осторожностью. Во-первых, если сам образ исполнен вдохновенного мастерства иконописца, не будет ли с нашей стороны самонадеянностью добавлять украшение, приукрашивать и без того прекрасную икону? Во-вторых, зная о существующих традициях, нужно понимать, что в них усматривается, скорее, благоговение, нежели попытка украшения. Это можно сказать в отношении обрамления икон рушниками.

Сами по себе красивые, вышитые с любовью полотенца уже были произведением искусства и, покрывая иконы такими вышитыми тканями, верующие создавали для икон своеобразные киоты. Киот (от греч. kibotos — ящик) в православной традиции — застекленный ящик или шкафчик для икон (божница). Известно, что в знак благодарения многие люди специально заказывали для икон золотые, серебряные и украшенные самоцветами киоты. Здесь также присутствует мотив благодарности и почтения через образ к Первообразу.

В чем неправда

Об одной форме украшения икон следует сказать особо: при внешней безобидности она таит в себе неправду. А по отношению к предметам церковного, религиозного назначения неправды не должно быть.

И в православных храмах, и в домах верующих приходилось видеть иконы, украшенные искусственными цветами. Сегодня искусственные цветы, изготовленные при использовании новых технологий и современных материалов, почти невозможно отличить от настоящих. Порой даже воскликнешь в изумлении: «Надо же! Как живые!»

Вот тут-то и скрывается неправда. Неживое выдается за живое. Искусственные «цветы» заставляют нас думать, что они именно цветы. И такие удобные цветы, что достаточно их один раз приобрести, и на весь гарантийный срок мы обес­печены иллюзией красоты. И доходит, как это часто бывает, до абсурда, когда за обилием такого рода украшений не видно самого образа. Нет, не то чтобы его совсем не было видно, а его не видишь в силу того, что глаз невольно отвлекается на так называемые цветы и сама икона как бы теряется в них.

УКРАШЕНИЕ ИКОНЫ

Икона — это неотъемлемая часть православного литургического служения. Ее размещение сообразуется с издавна принятыми в Православной Церкви правилами. В первом томе «Настольной книги священнослужителя» особо указывается на этот момент и говорится, что следует избегать украшений икон искусственными цветами, оскорбляющими честь святыни. «Они предосудительны в церковном обиходе — не потому, что они малоценны, но потому, что заключают в себе ложь», — говорил Святейший Патриарх Алексий I (Симанский).

«Живые цветы можно ставить или класть у икон, но в умеренном количестве», — добавляет «Настольная книга священнослужителя».

Случай на приходе

Вспоминается давняя уже история с мес­та, где мне довелось нести послушание. Назначение мое в это село случилось после Пасхи. Когда я впервые вошел в храм, то был неприятно удивлен изобилием «цветочных» гирлянд почти на всех иконах храма. На мое замечание никто не обратил внимания, более того, люди с восторгом рассказывали, как много усилий и денежных средств было потрачено на то, чтобы украсить храм к Светлому Христову Воскресению. Приняв это к сведению, я не стал сходу «наводить порядок». Пусть, думаю, попривыкнут к новому батюшке, а там видно будет.

Украшение Креста на оазисе

Но не так все было просто. Несколько раз прибегал я к уговорам и объяснениям, тыкая пальцем в книгу перед лицом самых несговорчивых. Даже к правящему архиерею, владыке Николаю (Кутепову) поехал за советом — что делать? Не слушают: «Нашелся умник. Десять батюшек до тебя служили — всем нравилось…»

Ответ архиерея был жестким: «А для чего тебя туда поставили? Я, что ли, настоятель или ты? Если я, то я и разберусь, а если ты — ты и разбирайся. Молись и проси Господа о помощи». Приехал я домой, открыл «Настольную книгу священнослужителя» и стал читать. И тут как пронзило: «Сердце пастыря, когда он молится, …должно быть отдано молитве горячо и искренне доброжелательствовать тем, о ком возносится молитва. И чем большему числу людей испрашивает он благ у Господа, и чем выше эти блага, тем сильнее противодействует ему враг спасения. Бороться с искушениями пастырь должен терпеливым пребыванием в молитве, побеждая силою Божией бесплотного врага».

«Видно стало» все 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского. В момент, когда священнослужитель причащается в алтаре, стало слышно, как в храме начался переполох. Пришлось приложить усилие, чтобы спокойно совершить и закончить причащение и только потом выйти из алтаря для выяснения причины шума. А случилось вот что.

Лето, свечи от высокой температуры мягкие. По недогляду одной из стоящих за подсвечниками бабушки свеча у иконы святителя Николая Мирликийского согнулась. Пламя коснулось гирлянды из искусственных цветов, и все в одно мгновение вспыхнуло. Как гасили, я не видел, но слышал — быстро, без криков — только «охи». Скинули, затоптали, залили водой. Выйдя из алтаря, я не успел открыть рот, как бабушки в один голос: «Все, батюшка, убираем!»

К вечеру, когда все «украшения» были удалены, мы стояли у Казанской иконы Божией Матери. Закатное солнце через открытую входную дверь своими лучами проникало в полумрак храма и высвечивало престольный образ. «Икона-то как играет, словно радуется», — вздохнула одна из женщин. «А то!» — поддержала другая. А я подумал, вернее, вспомнил, что где-то читал: мертвое Живому не приносится.

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Церковные атрибуты

В каждом храме находится множество церковных атрибутов, которые или служат необходимым предметом церковного интерьера, или применяются во время богослужений. Но некоторая храмовая утварь украшается во время праздников.

Украшение храма на Пасху предусматривает добавление цветочных композиций на следующие атрибуты:

  1. Аналой – особый деревянный столик-подставка, на который устанавливается икона, крест или кладется церковная книга. Аналой принято украшать рядом стоящими композициями, например, треугольными. Дополнить аналой с двух сторон могут и пасхальные яйца из цветов;
  2. Выносные свечи оформляют снизу небольшими цветочными букетиками, в состав которых входят несколько крупных цветов, к примеру – герберы или розы, дополненные мелкими соцветиями или различной зеленью;
  3. Крест, один из важных предметов в православии, кладут на постамент и окружают цветами, создавая крестоообразную или овальную форму с помощью губки-оазиса. Чтобы выделить крест лучше выбирать крупные цветы и обрамлять их большими листьями зелени. Например, хорошее сочетание – это гвоздики с листьями аспарагуса или розы с листьями папоротника;
  4. Подсвечники оформляют вьющимися растениями с добавлением крупных бутонов цветов, обрамляют лентами и нитями бусин. Украшение может состоять также из маленьких букетиков с мелкими соцветиями, также дополненных декором в виде лент, тесьмы, бусин и небольших пасхальных яиц;
  5. Паникадило – это главная люстра в храме, которую часто украшают во время Пасхи. Люстра имеет круглую многоярусную форму, но в основном цветами украшают нижний ярус. Для этого создается цветочный венок, например из хризантем и зелени, и подвешивается снизу паникадила. Украсить люстру могут и подвесные композиции в виде небольших букетов или цветочных шаров.

Флористика храма

Также церковный зал можно украсить различными подвесными элементами в виде пасхальных яиц, цветочных гирлянд на стенах и других композиций.

Существуют различные мастер-классы по оформлению храмовой утвари в церкви, одни из них более простые, другие более сложные, но мы рассмотрим урок: как изготовить крупное пасхальное яйцо – символ Великого праздника.

Как сплести венок для иконы. Храмовая флористика

Хочу поделиться своими наработками в храмовой флористике, которой я занимаюсь около полутора лет. Может кому-то и пригодятся мои советы?! Будем украшать икону живыми цветами к празднику. Исходим из скромных возможностей, используем подручные материалы и действуем по принципу : «Голь на выдумки хитра» . Праздник торжественный, но в то же время траурный, поэтому венок выдерживается в бело-сиреневых тонах.

Как сделать венок на голову из живых цветов | Мастер класс по флористике | DIY Floral Vine

  • Каркас из проволоки по размеру иконы;
  • зеленая лента (любая);
  • флористическая проволока;
  • очень острый макетный нож;
  • секатор;
  • ножницы;
  • зелёные нитки;
  • скотч.

Цветы берем те, которые смогут долго продержаться без воды. Накануне, за сутки, ставим растительный материал в воду и даем хорошо напитаться.

1. Я выбрала следующие растения: гипсофилу, кустовую хризантему, гвоздики, рускус (зеленые листики), гиперикум (зеленые ягодки).

Каркас для венка был сплетен местным, «церковным мастером на все руки».

2. Оборачиваем зеленой лентой нашу основу. Если вдруг будет проглядывать каркас из под цветов, то его будет не заметно. Так же для придания плотности и прочности обматываем основу флористической проволокой. Концы ленты закрепляем скотчем.

3. Хризантемы разбираем на цветочки, полураскрывшиеся бутоны и совсем закрытые бутоны. Веточки рускуса разрезаем на несколько частей, так, что бы верхняя часть заканчивалась не голым стеблем, а листочком. Гиперикум так же разбираем на веточки.

4. Начинаем собирать симметричные букетики. Что бы цветы не распадались, туго обматываем их зеленой ниткой. Подравниваем концы до одного уровня.

Таких букетико нужно накрутить много :).

5. Что бы цветы не подвяли, готовые букетики помещаем в воду. Проще всего использовать для этого тазик :).

6. Букетики готовы. Приступаем к сборке праздничного венка.

7. Начинаем плести сверху от центра, размещая два букетика лицом к лицу.

Храмовая флористика Украшение иконы к рождеству Девы Марии 20 сент 2019

8. Букетики крепим внахлест. Каждый закрепляем нитками и скотчем.

9. Цветы крепим плотно друг к другу, что бы не было пропусков.

10. Постепенно двигаемся вниз. Работаем одновременно с двух сторон и следим за симметричностью. Когда доходим до конца, то закрываем голые стебли двумя букетиками, прикрепляя их вверх ногами.

Для меня задача еще состояла в том, что бы венок получился гибким и легким. Ведь икона украшалась только к середине службы. Это нужно было сделать легко и быстро, с возможностью немного подправить украшение по контуру иконы.

Цветы без воды простояли ровно неделю. Да, они немного подвяли, но этого было практически не заметно.

Флористика в храмах — обучение

Хорошо подойдут обложить плащаницу.

Как красиво украсить цветами плащаницу:
Губки ( фото сверху, лучше брать тонкие и длинные и к ним подложку) намочить ( сначала положив вокруг плащаницы и поняв, сколько нужно). Мочить лучше в тазу, как губка утонет, значит она готова к работе.
Можно сделать на рамке, рамка и фото ниже, на рамке проще, так как оазисы крепятся друг к другу непрерывно

Цветы ( хризантемы, розы, гипсофилу, зелень для закрытия «голых» мест — лучше салал, он типа нашей березы, отличная зелень забивалка голых мест) нужно обрезать, чтобы оставались стебли от бутона — 10-12 см.
И пихать все это со всех сторон в губку, как цветы напихаете и покажется, что достаточно, в оставшиеся дырки пихайте зелень, она прекрасно их закроет. Можно еще и гипсофилу купить.

Видео, как примерно делать, можно посмотреть здесь http://www.youtube.com/watch?v=K3IQwun7FzI

В конце украшения, у Вас должно получиться вот так

Из таких же губок делают и композиции на иконы, только сначала делают легкую рамку, к ней на хомуты крепят разрезанные вдоль напополам оазисы ( можно завернуть их в тонкую пищевую пленку, чтобы не стекала вода, а можно просто поставить и она стечет:

Гирлянда. Гирлянда — это то, что на фото ниже.

Чтобы ее сделать, нужно купить вот такие губки-оазисы — паровозики

И по той же техноголии засовывать в них цветы.

А такую гирлянду делают из тех же оазисов, как и на плащаницу и ставят их близко друг к другу:

В общем, сложного ничего нет, пробуйте, все получится))

Венок для зевса своими руками

Как сплести венок для иконы. Храмовая флористика

Цветы берем те, которые смогут долго продержаться без воды. Накануне, за сутки, ставим растительный материал в воду и даем хорошо напитаться.

1. Я выбрала следующие растения: гипсофилу, кустовую хризантему, гвоздики, рускус (зеленые листики), гиперикум (зеленые ягодки).

Каркас для венка был сплетен местным, «церковным мастером на все руки».

2. Оборачиваем зеленой лентой нашу основу. Если вдруг будет проглядывать каркас из под цветов, то его будет не заметно. Так же для придания плотности и прочности обматываем основу флористической проволокой. Концы ленты закрепляем скотчем.

3. Хризантемы разбираем на цветочки, полураскрывшиеся бутоны и совсем закрытые бутоны. Веточки рускуса разрезаем на несколько частей, так, что бы верхняя часть заканчивалась не голым стеблем, а листочком. Гиперикум так же разбираем на веточки.

4. Начинаем собирать симметричные букетики. Что бы цветы не распадались, туго обматываем их зеленой ниткой. Подравниваем концы до одного уровня.

Таких букетико нужно накрутить много :).

5. Что бы цветы не подвяли, готовые букетики помещаем в воду. Проще всего использовать для этого тазик :).

6. Букетики готовы. Приступаем к сборке праздничного венка.

7. Начинаем плести сверху от центра, размещая два букетика лицом к лицу.

8. Букетики крепим внахлест. Каждый закрепляем нитками и скотчем.

9. Цветы крепим плотно друг к другу, что бы не было пропусков.

Для меня задача еще состояла в том, что бы венок получился гибким и легким. Ведь икона украшалась только к середине службы. Это нужно было сделать легко и быстро, с возможностью немного подправить украшение по контуру иконы.

Цветы без воды простояли ровно неделю. Да, они немного подвяли, но этого было практически не заметно.

Мастерим греческий венок за 15 минут

В завершении греческой темы хочу показать, как очень просто сделать вот такой милый греческий венок, который может одеть как маленькая, так и взрослая леди, например, на свадьбу или какое-то торжество.

Венок я буду делать на основе обычного ободка с использованием тутовой бумаги Dokmai. У этой тутовой бумаги есть два очень главных преимущества:

1. Бумага Dokmai очень легко моделируется и запросто принимает любую форму.

2. Бумага Dokmai при этом довольно плотная, поэтому легко держит заданную форму.

Также нам понадобится акриловая золотая краска-спрей.

Бумагу, как видите, я взяла коричневую, так как на неё золотая краска ложится идеально, и если где-то бумага не очень хорошо прокрасится, то этого будет незаметно.

Итак, бумагу и ободок красим акриловым спреем и уже потом вырезаем заготовки.

Кстати, после окрашивания акриловой краской, бумага Dokmai становится непромокаемой, поэтому можно не бояться попасть в веночке под дождь.

Итак, нам понадобится вырезать 12 листочков, 3 цветочка с шестью острыми лепестками и 3 цветочка с шестью круглыми лепестками.

Теперь придаём форму нашим листочкам.

Для этого мы сначала складываем листочек вдоль пополам, лицевой стороной внутрь, и хорошо приглаживаем сгиб.

Теперь разворачиваем листочек и выгибаем боковые края наружу.

Проделываем это со всеми листочками.

В результате должно получиться вот так:

Теперь переходим к цветочкам. Нам понадобится мягкая подушечка или обычное полотенце сложенное в несколько раз, а также что-нибудь с округлым кончиком (я пользуюсь обратной стороной обычной кисточки).

Кладем цветочек с круглыми лепестками лицом вверх на полотенце и круглым инструментом надавливаем в центр, чтобы получилась вороночка.

Далее берём лепестки с острыми краями. Их мы будем формировать по-другому: нужно будет провести линию вдоль каждого лепестка от центра к краю.

Семинар по храмовой флористике прошел в Минске

Вот, что должно получиться в результате:

Далее необходимо у каждого цветочка отвернуть лепестки. Я для этого пользуюсь всё той же кисточкой.

Острые лепесточки мы отгибаем наружу, а круглые — внутрь.

Вот необходимый результат:

Мы всё подготовили и теперь переходим к сборке. Для этого я буду пользоваться клеевым пистолетом.

Приклеиваем цветочек с круглыми лепестками на цветок с острыми лепестками так, чтобы лепестки одно цветочка были между лепестками другого. Сверху приклеиваем бусинку или камушек. Кстати, клей в клеевом пистолете не очень любит воду, поэтому бусинки я рекомендую приклеивать водостойким клеем.

Приклеиваем наши цветочки на ободок, выдерживая симметрию.

Теперь самое сложное — симметрично приклеить листочки. Для этого лучше клеить по одному листочку с каждой стороны, всё время проверяя симметрию.

Приклееваем с каждой стороны по шесть листочков.

Вуа-ля! Наш веночек-ободочек готов! На самом деле, я дольше писала этот текст, чем делала венок ��

Вот так он выглядит на моей дочке.

Как же за 15 минут-то? Время работы: 1 час?

мы с удовольствием почитаем ваши мастер классы, но когда вы начнете их писать обноружите что минимальное время 1 час.

интересная идея, спасибо.

Очень похоже. Хорошо придумано.

Благодарю за тёплые слова. Рада, что идея пришлась по вкусу

Спасибо! Отличная идея для театрального кружка, когда надо много и быстро! ))

наверное у вас руки быстрые и точные)) а у нас, читающих )) руки не оттудова)) согласна что час при серьезных навыкх такого рода работы!! и это прям вот минимуму.

ну если у челочека рука набита, я к примеру болшую аппликацию из страз при срочном заказе могу сделать за 2 часа это очень сложную. а простую и за 10 минут и 20 минут, а не срочно могу делать неделю. а комуто месяц придется потратить.

Согласна с Диной! Была у нее на живом МК! С тутовой бумагой как раз можно ускорять этот процесс! Но даже при этом, у всех скорость была разная!

Отличный МК,СПАСИБО!Попробую обязательно

Как сделать греческий венок на голову

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В Греции с давних пор победителям вручали венки из ветвей священных деревьев, считавшиеся дорогим и ценным подарком. Атлетов, победителей состязаний, чествовали венком из оливы, музыкантов и поэтов награждали лавровым венком, знаком особого покровительства Аполлона. Правители и выдающиеся полководцы удостаивались венка из ветвей дуба, священного дерево Зевса. Женщины и девушки из аристократических семей украшали головы изящными венками из мирта, дерева богини любви Афродиты. Плющ и виноград – связаны с культом Диониса.

Но впоследствии для царственных особ, а также для свершения религиозных обрядов, стали изготавливать венки из листового золота. О праве носить такой венок издавался особый декрет, а вручали его во время больших праздников.

В результате побед и завоеваний Александра Македонского золота в Греции стало предостаточно, и вскоре роскошные венки из этого металла стали доступны многим богатым представителям знати. Золотые венки, подчеркивающие статус и социальное положение их владельцев, передавались из поколения в поколение. Иногда их передавали в храмы в качестве подношения богам.

Наступил Золотой век Греции, когда технологии изготовления украшений вышли на новый уровень. Мастерство древнегреческих ювелиров достигло невероятных высот, техника их работы отличалась удивительным изяществом.

Мастерам удавалось весьма искусно имитировать ветки настоящих растений, при этом они воспроизводили не только форму листьев, но даже рисунки их прожилок. Обычно венки делали, соединяя две ветви геракловым узором. Каждый листочек прикреплялся к черешку с помощью тонкой проволочки. Помимо листьев, для украшения венков часто использовали ягоды и цветы, также сделанные из золота. Наиболее распространены были золотые лавровые венки.

Но встречались и другие — миртовые, оливковые, плющевые, дубовые и виноградные венки удивительно тонкой работы.

Как сделать лавровый венок?

Лавровый венок ещё со времен цезарей был признаком огромной славы, победы и мира. Лаврами украшали самых известных людей, победителей, людей, которые достигали успехов в искусстве, жрецов и прочих. Сегодня, мы научимся делать лавровый венок своими руками, чтобы и Вы могли хотя бы на секундочку представить себя кем-то великим и могучим, или же просто сделать себе достойный наряд на карнавал или костюмированную вечеринку.

Как сделать лавровый венок своими руками?

Лавровый венок на голову мы будем делать из креповой бумаги золотистого цвета, а так же украсим его ягодками, из обычных черных шариков. Так же необходимо будет проволока, ножницы, нить и клей ПВА. Давайте начнем изготовления!

1. Для начала нам нужно получить тоненькую полоску креповой бумаги, причем очень длинную. Её можно получить, если взять ножницы и обрезать край рулона. Что мы и делаем.

2. Теперь берем проволоку, она должна быть не очень мягкой, а хорошо держать форму венка. Обкручиваем её отрезанной тоненькой полоской креповой бумаги.

Помимо основной формы венка, нам потребуется ещё небольшого размера кусков проволоки, для приготовления листочков, так, что их так же можно подготовить на этом этапе.

3. Будем делать листочки. Для этого нарезаем бумагу небольшими квадратиками, берем клей ПВА и короткие куски проволоки. Проволоку ложем на бумагу, не посередине, а ближе к краю и смазываем бумагу клеем. Сразу же сгибаем её в два раза и ожидаем пока клей высохнет. Как только клей высохнет, вырезаем из бумаги листочек.

4. Так же проволока потребуется и для будущих ягодок. Сделаем несколько таких заготовок для нашего венка.

5. Итого для венка у нас должно получиться примерно 30 листьев и 10-15 ягод.

6. Основу для венка из проволоки, которая уже давно обмотала бумагой, смазываем клеем, чтобы бумага хорошо держалась.

7. Начнем собирать нашу конструкцию. Берем 2-3 листочка и 1 ягодку и привязываем нитью к основной проволоке.

8. Место соединения следует вновь обмотать красивой бумагой и смазать клеем.

9. Продолжаем крепить наши листья и ягодки, а затем обматывать места соединения.

Вот что у нас должно получиться:

Мы получили, что и хотели, красивый венок! Он выглядит очень шикарно и богато!

Нравится наш сайт? Расскажи друзьям!

Последнее видео на нашем канале

Мастер-класс

каждый из нас – Мастер

Лавровый венок из бумаги

Относительно простой способ за один день не спеша соорудить карнавальный костюм — сделать костюм в античном стиле.

Союз онлайн: Сказано-сделано. Мастер-класс по храмовой флористике

Отрежьте от рулона креповой бумаги золотого цвета тонкие полоски для оборачивания проволоки и полосу шириной 5-6 сантиметров для листочков.

Оберните тонкую проволоку полосками золотой бумаги. Начало и конец полоски закрепите клеем ПВА, и обернутую проволоку тоже смажьте ПВА.

Нарежьте бумагу на квадратики. Смажьте половину квадратика клеем ПВА, положите проволочку и накройте другой половинкой. Это надо делать быстро, т.к. бумага размокает от клея. Когда заготовки высохнут(сохнут они достаточно быстро), вырежьте листочки.

Ножку ягодки можно дополнительно обмотать полоской креповой бумаги.

У меня в венке получилось 32 листочка и 14 ягодок.

Это основа венка из стальной проволоки, обмотанной полоской креповой бумаги и смазанной клеем ПВА.

Мастер класс по церковной флористике

Ушки для регулировки размера, их делать не обязательно.

Начинаем собирать венок. По два-три листочка крепко привязывайте к основе в двух местах.

Оберните место соединения полоской бумаги и смажьте клеем ПВА.

Как сплести венок для иконы. Храмовая флористика

Традиция украшения икон своими руками, прежде всего — это цветами, насчитывает не одно столетие. Цветочное оформление иконы всегда органично вписывается во внутреннее убранство храма, его интерьер, и, особенно, в сам Праздник Церковного календаря. Цветы, обрамляющие икону, напоминают о совершенной красоте Горнего мира, Небесного Иерусалима. И, конечно, это свидетельство человеческой любви, полноты сердечной благодарности, знак благоговейного, трепетного отношения к событию церковной истории. Из цветов собирают цветочную композицию. Строгих правил в их создании нет. Но есть определенные предпочтения, связанные с особенностью того или иного православного праздника, с его символикой. Замечательно, когда для украшения иконы используют растения, которые упоминаются в Библии: белоснежные лилии, пальмовые ветви, маленькие плоды, например, граната.

Галерея (кликабельно):

Украсить икону к празднику. Храмовая флористика.

Как украшать икону своими руками на Пасху

Для Праздника Праздников – Святой Пасхи, главный цвет – красный. В церковных песнопениях так и звучит: «Пасха Красная!». Красный цвет – цвет искупительной крови нашего Спасителя Господа Иисуса Христа, победившего смерть. Это цвет божественной любви и ликования. В храме все «одевается» в красные тона – завеса алтаря, облачения священников, предметы убранства храма, праздничная одежда прихожан. И, конечно, иконы обрамляются красными, алыми цветами. Это могут быть прекрасные алые лилии, конечно, розы, красные маки, которые сейчас можно встретить круглый год. В красную цветочную композицию можно включить белые цветы – розы, хризантемы, которые символизируют тихий покой, наступивший в минуты перед чудом Воскресения. Рядом с праздничной иконой часто устанавливают большую вазу с букетом самых разнообразных прекрасных цветов, гармонично собранных воедино, как свидетельство всеобщей радости. В своем доме мы так же украшаем наши домашние иконостасы живыми цветами. И на Пасху можно собрать живую мини – композицию вокруг иконы Воскресения Христова. Привлечь к этому занятию деток, которые соберут самый лучший нежный «веночек» из живых цветов вокруг иконы. Можно поставить на полочку и небольшую вазочку с живыми цветами. Наш дом, семья – это малая церковь.

И вместе с тем икона – предмет искусства, сотворенный, всё-таки человеком. Заняв, наконец, свое законное место в нашей жизни, в наших душах, они возвращаются на свои места в жилище, веками ими занимаемые ранее. Типографская ли это работа, или вынутый из сундука древний, намоленный шедевр монастырского письма, суть иконы неизменна – это предмет не только поклонения, но и любования, и, если уж совсем утилитарно, украшения своего окружения, жилища.

С древних времен иконы украшались всеми посильными средствами и способами. Не жалели верующие золота и серебра на дорогие «одеяния» икон, облачали их в жемчуг, драгоценные камни, покрывали оклады затейливой резьбой. Даже в непростые периоды, когда вера всеми силами истиралась из народа, когда не было никакого «злата – серебра», все равно, даже в самых бедных семьях, находились вырезки из журналов, дешевые образки, которые вставляли в самодельные рамки с окладами из фольги и бумажных цветов.

Времена меняются, и они диктуют нам другое отношение к разным вещам. Допустим, изготовление вышитой иконы доступно едва ли не каждой женщине, а любой человек может купить образок в переходе метро, или заказать мастеру, например мерную икону, которая делается в рост новорожденного ребенка, как оберег и реликвия на всю будущую жизнь. Теперь незачем выстругивать досочки для изготовления рамочки, а можно заказать полноценное оформление иконы – с окладом и киотом – в пределах своих возможностей и потребностей.

Мы оформляем иконы постоянно – с первых дней работы практически каждый день в мастерской находится на оформлении некоторое количество образов. К каждой иконе делается, в соответствии пожеланию заказчика оклад, киот, или просто рамка. Наш коллектив одинаково почтительно относится к этим вещам, как к предметам высшей, эмоциональной ценности. Причем необязательно речь идет о христианских духовных ценностях — мы работаем с уважением и с индуистскими культовыми объектами ( например, изображения Кришны), и мусульманскими предметами поклонения ( вышитые суры Корана) – мы не делаем различий как в профессиональном смысле, так и в плане духовном. Для всего мы найдем достойное оформление, и гарантируем должное уважение при оформлении и выполнении заказа.

Как украсить икону на Благовещение

Благовещение – Благая Весть Пречистой Деве Марии о рождении у Нее Спасителя мира Христа. Весть эту принес Богородице Архангел Гавриил, держа в руках прекрасную лилию, символ совершенной чистоты и непорочности. Поэтому в этот праздничный день православные храмы источают тонкий аромат лилий, которыми он наполнен. На аналое – икона праздника Благовещения, которую также украшают благоухающими лилиями, в память о том евангельском повествовании. В знак почитания Богоматери, в композицию часто включают синие или фиолетовые цветы хризантем, ирисов, тюльпанов, ибо в церковной традиции синий цвет считают цветом Богородицы. Конечно, икону располагают на синем или фиолетовом аналойном покрывале.
Дома, бесспорно, также отдают честь Первообразу – Деве Марии, украшая ее икону Благовещения цветами. Можно специально вышить к этому празднику рушник – льняное полотенце с рисунком, напоминающим сюжет праздника или просто вышитыми цветами, как это делали наши бабушки и прабабушки, и украсить им, как бы обвернуть, икону. Домашний иконостас, с любовью составленный и красиво убранный, притягивает к себе своим теплом веры и наполняет все наше жилище неземным уютом.

LiveInternetLiveInternet

К нам в дом попала очень старая икона. Никакой антикварной ценности она собой не представляла абсолютно. За исключением того, что на неё молилась всю свою жизнь моя бабушка. Передо мной лежал обычный ящичек с наклеенной ч/б фотографией ужасного качества, ещё и раскрашенной. Она была щедро обложена фольгой и искусственными цветами. Была бы это другая вещ – её бы выбросили без сожаления. Но иконы не выбрасывают. В таком виде не повесишь, пылиться не положишь. Как по мне – очень щепетильное дело. В общем, я задумала ей дать новую жизнь. Опускаю свои метания в стиле «быть или не быть» и имею ли я на это право. Вот, что было и что получилось.

P.S.Теперь, как и положено, и в моём доме, и в дневнике живёт икона. Пусть она даст удачу вам, моим гостям. Тепла вам, любви, веры в лучшее и творческих успехов!

Первым делом я вскрыла конструкцию и удалила все украшения. Нужно было оценить, что меня там ожидает.

Древесина оказалась очень старой, потрескавшейся и изъеденной жучками. Парадокс, но я обрадовалась. получилось, что ей и не надо никаких дополнительных украшений. Это уже была готовая картина, осталось её оформить. Первым делом я прошлась по всей поверхности наждачной бумагой, потом обработала грунтовкой на водной основе. И взялась за саму фотографию.

Исправить её оказалось невозможно. С большим трудом удалось немного заглушить кислотные цвета раскраски и добавить старого золота на отделку одежды. У меня не оказалось двухшагового кракелюра. Поэтому я сделала его из одношагового. Идея не моя, большое спасибо автору. Для этого покрыла фото 6-ю слоями обычного акрилового лака, с просушкой каждого слоя, а 7-й слой положила одношаговый кракелюр. В случае если бы мне нужны были более крупные трещинки – нужно было бы увеличить количество слоёв лака, перед тем, как ложить кракелюр. Трещинки затёрла художественной масляной краской коричневого цвета. Таким образом, сгладилась ситуация с фото.

Затем я взяла художественную коричневую краску (на масляной основе), хорошо развела её маслом и покрыла всю икону. Получили холст, а дальше – художественная роспись))

Неразбавленной краской я подрисовала все натуральные изъяны дерева. При помощи зелёной и белой краски седлала акценты на натуральных трещинах, по углам иконы положила и размыла тонкий слой золота, чтобы получить ощущение ооочень старой, потёртой временем иконы.

Покрасила золотом ободок иконы, после высыхания затёрла наждачкой.

Требовалось органично прикрыть края фотографии. Из фигурного деревянного штапика была сделана рамочка. Я покрасила её коричневой краской.

Затем золотой. И затёрла золото тряпочкой. Когда слой краски высох – я опять обработала золото разбавленной коричневой масляной краской, протёрла её мягкой тряпочкой, чтобы заглушить золото и сравнять рамочку по возрасту с иконой.

Оформление икон, вышитых бисером, в рамки

Каждый оформитель знает, как правильно провести заключительный этап формирования иконы из бисера. Соединенный с ликом и руками святого оклад, нужно правильно вставить в раму. Этот этап работы необычайно важен и не так прост, как может показаться несведущему человеку. В некотором роде его можно охарактеризовать как точную науку. Ошибиться здесь никак нельзя, иначе вся работа много потеряет в красоте и изяществе.

Для правильного оформления икон в рамки, прежде всего измеряют размеры готовой работы. Так сказать от бисера до бисера, не учитывая размеров канвы. Получаем две цифры, одна из которых высота, а вторая ширина полотна. Обязательно зафиксируем эти размеры. При заказе рамки, их нужно указывать с большой точностью. Последний ряд бисера икон не должен иметь зазора с краем рамки.

Не должно быть никакой, даже самой узкой полоски, между ними. Надо также внимательно следить за тем, чтобы бисер не попал под край рамки снизу. Такие недостатки испортят все впечатление от вышивки. Именно в этом заключается главная сложность оформления икон, вышитых бисером в рамки.

На что нужно обратить внимание при выборе рамы для иконы:

1. Багет должен гармонировать в первую очередь с самим образом – неважно, вышит он или написан красками, а уже потом его можно вписывать в интерьер;

2. Багет, в узоре которого будут определённые повторы, отсылки к изображению на иконе (например, повтор узора облачения святых) всегда смотрится очень гармонично, впрочем, это не обязательное условие;

3. Цвет обрамления также должен гармонизировать с изображением, подчёркивать и выделять его;

4. Оформление иконы – это именно тот случай, когда тяжелый багет, покрытый затейливым узором и золотой краской, более чем уместен, он придаст образу особую торжественность и не будет казаться чрезмерным.

Изготовление оклада для иконы. Часть 1

Сегодня я расскажу вам процесс изготовления басмы на конкретном примере большого и серьёзного заказа, который только что выполнил, но только первую его часть — как делается басма.

Берём слиток серебра

Ну и, разумеется, саму икону, которую мне предоставил сам заказчик. Видимо, это его старинная семейная икона. Размер 50х40 см.

Рубим толстый банковский слиток серебра, переплавляем его на более тонкие пластины.

Затем катаем до толщины 0,12 мм. Поверьте моему опыту, это наиболее оптимальная толщина для такого рода работы, уже всё перепробовано тысячу раз. Кстати, из меди тоже самое можно сделать, а вот с латунью сложней, она существенно жёстче. Но я и из неё делал, бывало… Только не катал её, так как вальцы жалко, брал готовую.

И вот тут начинается самое интересное. Берём готовую матрицу с рельефным орнаментом. Спросите где её взять? А тут есть несколько способов ее изготовления, но все они непростые и недешёвые. Кто реально будет заинтересован в такой технологии и решит сам этим заняться, пишите в личку, расскажу.

Затем берём обычный молоток, обёрнутый резиной, и настукиваем, получая на фольге тот же самый орнамент. Да, вид инструмента не презентабельный, зато великолепно работает! Тут ещё нужно подобраться определённую жёсткость резины, потому что обычная резиновая киянка не подходит.

Настукиваем несколько таких пластин, раскладываем их на икону, чтобы проверить всё ли хватает, чтобы с запасом.

Затем подрезаем по ширине, подгоняя стыки по орнаменту, фиксируя каждый стык, каждый уголок одним гвоздиком, чтобы елозило.

Потом вытаскиваем все гвозди, разбираем и оксидируем. Можно было, конечно, и позолотить, но это было желание заказчика.

Оксидирование я делаю не серной печенью, как все ювелиры, а так называемым «красным оксидом» на основе щёлочи, который покупаю непосредственно у производителя. Кому нужен будет, также пишите в личку, всё расскажу. Отличие серной печени от «красного оксида» состоит в том, что серная печень работает только в тёплом или горячем состоянии, а «красный оксид» в холодном. Правда, «красный оксид» проедает руки и с ним нужно быть осторожным.

«Украшение иконы с помощью орнамента»

Далее крацуем в мокром состоянии, чтобы придать блеск

Затем сушим всё и полностью монтируем на икону, забивая все гвозди, сколько нужно, чтобы басма не болталась. Гвозди использую только латунные и, в зависимости от задачи, посеребрённые или позолоченные

Уже после монтировки высветляю выступающий орнамент для лучшей его читаемости обычным канцелярским ластиком. Делать это нужно осторожно, чтобы не задеть саму икону.

На этом фото высветлена левая половина басмы. Не знаю насколько видна эта разница на самом фото, но вживую она разительна.

И вот конечный результат первого самого простого этапа.

Чуть не забыл! Хорошо, что ещё есть возможность редактирования. Нужно полученный результат намазать вот таким или подобным бесцветным мебельным воском, чтобы серебро не темнело

Думал всю остальную работу выложить во втором мастер-классе, но понял, что она будет раз в 5 больше даже в самом сокращённом варианте, так что тоже его, наверное, разобью на несколько частей. Впрочем, посмотрю как дело пойдёт по оформлению. Может, сокращу.

Процесс изготовления икон, вышитых бисером

Такую икону, где оклад вышивают бисером, изготовить может любая вышивальщица. Для основы можете взять любую репродукцию иконы, которая вам понравилась или необходима.

  1. Выбор репродукции;
  2. Перенос изображения на ткань (льняной холст или бязь);
  3. Закрепление ткани на пяльцах;
  4. Вышивание поверхности икон, за исключением лика и рук, способом «полная зашивка», при котором достигается полное закрытие канвы бисером;
  5. Вырезание отверстий в области рук и лица иконы;
  6. Соединение вышитого оклада с основой репродукции или картины;
  7. Обшивка края работы каймой для его укрепления, и с целью последующего оформления в раму.

Старинные, современные, самодельные иконы…

Иконы могут попасть в дом разными путями. Это может быть старинный образ, доставшийся по наследству от бабушки, или купленный в антикварном магазине,

а может – современная, яркая и нарядная икона, подаренная близким человеком к празднику. Всё чаще иконы вышивают самостоятельно — бисером или нитями мулине,

в магазинах рукоделия нередко можно встретить готовые наборы для такой вышивки. И если готовая икона обычно уже в окладе (исключением могут быть старинные образа,

оклад которых был испорчен или утерян), то вышитые иконы нуждаются в оформлении в раму, иначе труд мастерицы уже очень скоро поблекнет и покроется пылью.

Советы по оформлению вышитых бисером икон

Можно вставить работу в заранее купленную готовую фоторамку. Сложность заключается в подборе подходящего Вам размера и внешнего вида. При этом хотелось бы отметить, что фоторамки очень упрощают и удешевляют визуально работу.

Рекомендуем подобрать к иконе рейки цвета золота, тогда великолепие работы будет подчеркнуто благородным. Ведь не зря с давних времен так повелось, что иконы обрамляли в позолоту, это было признаком богатства и роскоши.

Как украсить крест и икону цветами.

Не рекомендуется вставлять в работу из бисера стекло так как она может «потеряться» от солнечных лучей или включенной на потолке лампочки. Но если вы решились на это, то необходимо вставить стекло которое не дает бликов.

Мы с вами разобрались с тем, какими способами оформляется в рамку вышитая бисером икона. Теперь вы сами можете для себя выбрать тот вид оформления, который пришелся по душе и понравился больше всего. Дерзайте, творите, успеха и всех благ.

Оформление подложки

Это своего рода подкладка для иконы. Ее вырезают из плотного картона или древесноволокнистой плитки. Размер слегка больше, чем готовой иконы (на размер паза рамки). То есть, подложка должна плотно входить в пазы рамки. С обратной стороны подложки в два слоя наклеивают листы поролона (5 мм), разных по размеру. Меньший лист клеится первым, непосредственно на подложку. Сверху приклеивают второй побольше. Но оба они меньше по раз меру, чем сам лист подложки. Рамку заказывают по размеру готовой вышивки, а подложку вырезают уже по размерам пазов рамки.

Оцените статью
Скрапбукинг, вышивка, вязание и другие виды рукоделия