Мастер-класс Как выбрать кисть для акварели

Как выбрать кисти для рисования акварелью

Какие купить кисти для акварели? Рассказываю о видах кистей для рисования акварельными красками. Как выбрать самые лучшие кисточки для начинающих художников.

  1. Виды кистей для рисования акварелью
  2. Какие бывают кисти по типу ворса
  3. Какие бывают кисти по типу формы
  4. Как выбрать кисточки для акварели
  5. Рейтинг ТОП-6 кисточек для рисования
  6. Заключение

Виды кистей для рисования акварелью

Акварель, в отличие от других красок, например, масла или акрила, очень нежная и тонкая краска со своей особой текстурой. С помощью акварельных красок можно создать удивительные переходы цвета, конечно же, не без помощи мягких и нежных кисточек.

И действительно, эта краска требует для себя других кисточек, более мягких оп текстуре, созданных из натурального ворса. Обычно, для занятий акварелью, художники берут кисточку из ворса белки или колонка. Но на самом деле, ассортимент кистей для этой краски намного больше, и каждый вид и тип кистей имеет свое преимущество.

В этой статье я хочу подробно остановиться на каждой кисточке для рисования акварельными красками, чтобы, прочитав ее до конца, вы смогли сформировать свое мнение о мире кисточек и без труда выбрать именно те, которые помогут вам создать свои первые акварельные шедевры!

Какие бывают кисти по типу ворса

Белка

Наиболее популярный вид кисти для рисования акварелью делают из ворса белки. Этот материал очень хорошо держит воду, что очень важно, ведь акварель – это краска, которая непосредственно взаимодействует с водой и от ее количества будет зависеть и сам рисунок.

К тому же ворс белки очень мягкий, что тоже крайне важно, так как кисточка не должна царапать бумагу. Еще, благодаря особой мягкости, вы можете такой кисточкой рисовать не только по белой бумаге, но и по первому слою краски, например.

При выборе следите за тем, чтобы кончик кисточки был острым и тонким. Это позволит вам прорисовывать более мелкие детали, рисовать более тонко и элегантно, если можно, так сказать.

Колонок

Более выносливая и долговечная кисточка, в отличие от белки, это кисть из ворса колонка. Ее ворс уже не такой мягкий, и стоит она дороже. Воду также эта кисточка набирает чуть меньше, чем белка. Этой кисточкой чаще прорисовывают маленькие детали в рисунке, потому что это очень удобно делать более упругим ворсом.

Кисточки из ворса колонка хорошо подходят для начинающих художников. Если вы только недавно начали рисовать акварелью, и хотите привнести новый цвет в свой рисунок, колонковая кисточка вам в этом поможет. Также, если вы не собираетесь писать лессировками (метод наложения мазков один на другой), а хотите сделать быстрый рисунок или даже набросок, кисточка из колонка прекрасно с этим справится.

Пони

Хорошие кисти для акварели, для больших объемов работ, делают из ворса пони. У нее не будет такого тонкого кончика как у белки, или колонка, но это и не нужно, ведь у нее другой функционал – ей очень удобно делать заливку краской, то есть брать один цвет и заполнять им всю бумагу или большую часть рисунка.

Кисточка из пони еще более плотная и тоже хорошо держит воду. Такие кисти всегда есть в магазинах и стоят они довольно недорого, в отличие от первых двух вариантов. Ворс, к слову, у кисточки пони тоже довольно мягкий и гладкий, и при намокании собирается в коническую форму.

Коза

Ворс у кисточки из козы упругий и гладкий. Воду держит эта кисточка хорошо, ровно, как и отдает, а вот с краской будет немного похуже. Также, как и кисть пони, кисть из ворса козы лучше использовать для заливки. Она не собирается в конус и для более тонких и мелких работ лучше подойдет другая кисточка. Кисть из ворса козы больше подойдет для создания фактуры в рисунке.

Соболь

Довольно дорогой материал для кисточки, во многом напоминающий вор колонка. Такими кистями рисуют профессиональные художники, которые приобретают их себе в коллекцию, отработав многие техники на других кисточках. А рисуя соболем же часто получают эстетическое удовольствие.

Синтетика

Иногда можно услышать такое мнение, что для акварели подходят кисти только из натурального ворса. Это не совсем верно, ведь синтетические кисти сейчас делают очень хорошего качества, а их формы и размеры дают богатый простор для творчества!

Упругие и хорошо собранные синтетические кисточки – настоящая находка для любителей порисовать! Они бывают самых маленьких размеров, что иногда очень сложно сделать с кисточкой из натурального ворса, которые часто «вылезают», теряя ворсинки, или пушатся.

Также на таких кисточках может быть написано «нейлон» — это тоже синтетическая кисть, берите, не прогадаете. В целом, такими кисточками можно совершать и заливки, и прописывать мелкие детали.

Синтетика не будет вбирать в себя много воды, поэтому ей также можно легко работать по влажной поверхности.

Какие бывают кисти по типу формы

Теперь, когда мы с вами разобрались в основном составе ворса кистей, которые используют художники-акварелисты, давайте поговорим о том, какой формы бывают кисточки. Ведь каждый ворс может иметь разную форму, от которой будет зависеть ваш рисунок, техника и даже то, как быстро вы научитесь. Ведь удобная по форме кисточка тоже играет большую роль!

Плоская форма

Кисточка плоской формы идеально подходит для нанесения краски на большие участки бумаги, для заливки основного рисунка цветом. Ей также удобно создавать градиенты и растяжки. Буквально один мазок, и вот у вас уже половина цвета на листе!

У плоской кисти прямой край, что делает ее достаточно универсальной – ведь ей можно рисовать как всей плоскостью, так и ребром кончика, проводя тонкие линии. Из-за своих прямых краев, мазки такой кисточкой тоже получаются довольно прямыми и резкими. Иногда их смягчают, чтобы придать рисунку более плавные черты.

Скошенная форма

Это разновидность плоской формы кисточки. Ее отличие – это скошенный, как бы срезанный край ворса, благодаря которому художники могу создавать красивые четкие линии.

Круглая форма

Для многих художников, кисточка с ворсом круглой формы является универсальной. Работа с акварельными красками дает такой кисточке круглый упругий кончик, который хорошо впитывает и держит воду, и держится очень эластично.

Такой кисточкой можно выполнять очень тонкую работу, буквально прорисовывая и прописывая все мелкие детали.

Круглые кисти могут также иметь как натуральный, так и синтетический ворс. При покупке следите за тем, чтобы ворсинки плотно прилегали друг к дружке и не выскакивали из металлической окантовки.

Овальная форма

Еще один вид плоской кисточки, только овальной формы. Это действительно универсальная кисть, так как она совмещает в себе функции и плоской и круглой кисти одновременно. Ей очень легко делать цветовые растяжки, создавать тонкие, плоские линии, или, делать фоновою заливку краской.

Флейц форма

Плоская, довольно широкая кисточка. Ей пользуются, когда нужно рисовать одним мазком, либо сделать быструю заливку. Эта кисть очень хорошо держит краску, поэтому ее выбирают художники для больших работ.

В большинстве случаев для акварели кисти-флейц делают из ворса козы. Работая такой кисточкой, вы получите красивый и ровный рисунок.

Моп форма

Довольно крупная, круглая кисть, тоже в основном состоящая из ворса козы, вбирает в себя очень большое количество краски. Ей также можно работать с большими объемами, а еще убирать излишки влаги и смачивать поверхность листа водой.

Веерная форма

Плоская кисточка напоминающая веер. Такой кисточкой очень легко делать растушевку, а также растяжку цветом. Эта кисть используется больше для создания дополнительных эффектов уже на готовой работе, чем в основной деятельности.

Тонкая длинная форма

Также эти кисти еще называют лайнерами (линерами). Это очень тонкие кисточки с длинным ворсом, которые часто используются в каллиграфии. Ими очень удобно рисовать мельчайшие детали, проводить ровные тонкие линии (отсюда и название).

Длинный пучок ворса помогает вобрать достаточное количество краски. Поэтому такой кисточкой вы сможете провести красивую, аккуратную линию, не прерываясь на дополнительный набор краски.

Это был лишь основной набор кистей, которые можно выбрать, какие кисти можно купить. Конечно, необязательно сразу покупать все разновидности, какие только есть. Самое главное, выбрать 3-4 кисточки разной формы и размера, чтобы оценить их функции и возможности.

В процессе рисования, на практике, вы сами поймете, какая кисточка как себя ведет и какой именно вам удобно рисовать. А в дальнейшем можно уже экспериментировать с формами и мазками, выбирая самые разные кисти.

Как выбрать кисточки для акварели

Но как же все-таки выбрать, как понять, какие художественные профессиональные кисти вам подходят? Предлагаю вам несколько советов по выбору кистей, обязательно прочтите их пере покупкой.

Не покупайте сразу много кисточек

Когда вы только начинаете учиться рисовать, у вас итак слишком много информации, которую нужно запомнить, держать в голове и постоянно применять. Разбираться в кистях нужно, но постепенно. Как я уже сказала, на первое время вам нужно будет всего лишь 3-4 кисточки. И этого будет достаточно, поверьте мне.

Любая кисточка со временем потеряет свой первоначальный вид и вам захочется заменить ее на новую. Это нормально. Но очень жалко и обидно, когда тратишь на кисточку условные 300-400 рублей, а через некоторое время ее нужно опять менять.

Новичкам лучше не бросаться в крайности. То есть, вам не нужны дорогие кисти, но и дешевые тоже не выбирайте. Возьмите несколько простых натуральных, а остальные из синтетики, которая вне сомнения, прослужит дольше, да и стоить будет чуть меньше.

Смотрите на ворс кисточки при покупке

Вообще я советую осмотреть и «ощупать» кисточку. Не выскакивают ли ворсинки, не болтается ли металлическая кайма вокруг ворса и так далее. Что касается ворса, то желательно, чтобы он был длинным, а кончик более тонким.

Не покупайте все размеры кистей

Номера кисточек для акварельных красок – это их размеры. Они чаще всего стоят у основания кистей и начинаются от 00 (самая маленькая и тонкая кисточка) до 30 и выше. Так же, как и с формой, выбирайте несколько разных размеров – маленький, большой и средний.

Рейтинг ТОП-6 кисточек для рисования

Какими кистями лучше рисовать акварелью? Теперь, когда мы разобрали все основные характеристики и свойства каждой кисточки, я составила небольшой рейтинг, с конкретными марками кистей для акварели, которые вы можете приобрести для своего творчества.

Фирма BRAUBERG

Производитель творческих, офисных и школьных товаров. В их ассортименте огромное множество кистей для рисования, как синтетических, так и с натуральным ворсом.

Я рекомендую вам художественную кисточку круглой формы с беличьим ворсом. У этой кисточки мягкий и заостренный кончик, что позволит совершать большой спектр работ.

Ценовой диапазон: 70 рублей.

Фирма VAN GOGH

Примечательно то, что эти кисти разработаны российскими художниками. Ворс – натуральная белка, хорошо впитывает и отдает воду, ворсинки все ровно держатся одна к одной, не заламываются и не топорщатся. Короткая ручка.

Ценовой диапазон: 116 рублей и выше.

Фирма «Сонет»

Плоские кисти из ворса колонка с длинной ручкой. Отлично подойдут для создания фактуры в рисунке, хорошо держат форму. Также продаются в наборах.

Ценовой диапазон: 75 рублей.

Фирма ROUBLOFF

Плоская кисть-флейц с синтетическим ворсом, имитирующим ворс натуральной белки.

Ценовой диапазон: от 500 рублей.

Фирма «VISTA-ARTISTA»

Тонкая кисточка для мелких работ с синтетическим ворсом. Размеры от самого маленького 000 до 12. Упругая, эластичная кисточка, с помощью которой можно создавать четкие и ровные линии.

Ценовой диапазон: 71 рубль.

Фирма Pinax

Синтетическая веерная кисть, для декоративной работы с краской. Средняя жесткость ворса, длинная ручка. Ворс очень хорошо закреплен металлической нержавеющей обоймой. Краска очень хорошо вымывается из пучка, что не создает проблем, если у вас нет кисточки на смену.

Ценовой диапазон: 109 рублей.

Заключение

В заключение хочу сказать, что выбрать кисти для акварели не так уже и сложно. Особенно после такого подробного обзора на самые лучше и необходимые кисточки для начинающих художников.

Самое главное – это выбрать несколько разных кистей. И по размеру, и по составу ворса и по форме. Если составлять идеальный набор, то я бы посоветовала вам приобрести круглую и плоскую кисти среднего размера, одну тонкую кисточку с длинным ворсом и одну кисть-флейц.

Со временем вы, конечно, соберете целый арсенал кисточек, но начать лучше с этих. Кстати, если вы уже готовы приобрести художественные материалы, сделать это можно в моем интернет-магазине https://nyshop.pro/shop-2/

В комментариях, как и всегда можно задать вопросы по материалу, или поделиться своим опытом выбора кисточек для рисования!

Выбор и работа с кистью для написания акварельных картин. Часть 1

Очень часто на начальных этапах освоения акварельной живописи у людей быстро пропадает желание учиться этому чудесному виду искусства из-за того, что возникает много проблем с акварелью и не получается ей работать: на картине появляется грязь, растекания, неаккуратные мазки. Чаще всего, это происходит из-за неправильного выбора и работы с кистью, потому что самое главное, что определяет успех картины – это ваши кисти. Только потом уже бумага и сама акварель.

Эта статья будет в двух частях. Сегодня я приоткрою для вас завесу тайны, как выбрать хорошую и бюджетную кисть. А о том, как правильно ей работать, мы поговорим уже в следующей статье.

Основное, что вы должны понять о кистях, что это расходный инструмент, ваша рабочая лошадка, основная задача которой выполнять требуемый от нее функционал и создавать прекрасные картины. Поэтому при покупке этого инструмента не стоит заниматься любованием и беречь эту кисточку, работая ей в пол силы. Вы должны использовать все ее возможности по максимуму. Если кисть уже не выполняет своих функций, то нужно ее выбрасывать. Не стоит хранить некачественные кисти, которые будут мешать вам хорошо выполнять работу над картиной. Из-за этого вы будете нервничать и переживать, что у вас ничего не получается, и, конечно же, это плохо отразится на работе и вашем дальнейшем желании рисовать. А самая главная роль рисования – это приносить радость и удовольствие от процесса! Иначе зачем этим заниматься? Поэтому я хочу облегчить для вас этот путь и помочь научиться выбирать и работать с инструментом)

Выбор кистей

Хочу сразу вас обрадовать тем, что вам не придется тратить целую кучу денег на покупку хорошей и качественной кисти. Существует много фирм, которые выпускают недорогие и функциональные кисточки. Самое главное – это знать, чем хорошая кисть должна отличаться от плохой.

Для написания картин акварелью вам потребуется несколько видов кистей. Достаточно иметь в своем арсенале всего 5 кисточек, которыми можно написать всё. О них мы сейчас и поговорим.

1) Самая важная на мой взгляд кисть – это синтетическая. Ей пишется основная часть всей работы. Она не впитывает в себя много воды и это позволяет работать с заливками и по влажной поверхности. При выборе кисти обращайте внимание на то, чтобы у нее был тонкий кончик и достаточно длинный ворс. Без наличия кончика, вы не сможете делать тонкие и точные линии, а длинный ворс делает кисть более гибкой и подвижной, что очень важно для работы ею. Не стоит покупать сразу все размеры, вам будет достаточно иметь 1-2 синтетических кисти, потому что кисть будет давать вам свободу в действиях. Средней кистью при наличие тонкого кончика и длинного ворса можно делать сразу как тонкие, так и широкие мазки. А еще, это позволяет работать кисточкой и не набирать постоянно краску, что в значительной степени увеличивает скорость вашей работы.

Будет очень хорошо, если вы купите синтетику с белым ворсом. Он более упругий в отличие от желтого ворса и это позволяет лучше работать с деталями.

Альтернативой для синтетики является колонок, но хороший и качественный колонок стоит достаточно дорого. Абсолютно все кисти не вечны, они теряют свой кончик, поэтому гораздо выгоднее выбрасывать недорогую синтетику, чем хороший колонок.

2) Также для работы вам понадобится белка. Ей делаются начальные заливки и нанесение красок на бумагу. Поэтому размеры лучше брать более крупные, но все зависит от формата, на котором вы пишите. Как и для синтетики, самое важное — это наличие тонкого кончика и длинного ворса. Кисточка с не острым кончиком — плохая кисточка, и не важно, сколько она стоит.

3) Следующая кисть — это флейц. Его лучше покупать из козы потому что она меньше всего деформирует бумагу. Эта кисточка нужна для нанесения воды на поверхность бумаги до и во время работы, поэтому размер должен быть достаточно крупным.

4) В зависимости от техники, вам также может потребоваться кисть для протирок. Это плоская синтетическая кисть небольших размеров. Она нужна для того, чтобы смывай ею слой краски на местах бликов или просто освещенной части.

5) Наверное, самая интересная кисть – это лайнер. Он служит для нанесения тонких и длинных линий (например, при рисовании проводов в городском пейзаже), а также им можно выполнять интересные приемы. Лайнер можно покупать как из колонка, так и из синтетики. Лучше не брать слишком маленький размер. Размер 1-2 будут мало чем отличаться от 0, но прослужат вам дольше.

Вот набор из 5 самых универсальных и важных кисточек, которые позволят вам создавать красивые работы.

В следующей части мы уже поговорим о том, как научиться правильно работать с кистью, чтобы не совершать ошибок и использовать ее функциональные возможности по максимуму.

Спасибо большое за внимание! Буду рада узнать ваше мнение об этой статье.

Как выбрать кисть для акварели

В этом небольшом видео я хотела бы с вами поделиться о том, какие именно кисти предпочтительно выбирать для акварели начинающим художникам.

  • Синтетика
  • Натуральные
    • Белка
    • Пони
    • Колонок
    • Щетина

Ниже вы найдете видео с обзорчиком и немного практики! 🙂 Надеюсь вам понравится! 🙂 Если будут вопросы, пишите, я обязательно на все отвечу! 🙂

Как правильно выбрать кисти для акварели

Первое, что нужно понять начинающему художнику: кисти для разных видов живописи — это самостоятельный выбор каждого. Нет правил, которые бы строго указывали, какие кисти подходят для акварели, какие — для акрила или масла. Есть лишь характеристики кистей и надо выбирать их в зависимости от художественной задачи. Второй момент, который вызывает затруднения при освоении акварели: из какого материала должны быть кисти? Белка или колонок? Натуральные или синтетические? Это вечные вопросы (а зачастую и споры), готового решения здесь тоже нет

Чтобы разобраться, какую кисть использовать при работе с акварелью, нужно знать их свойства, об этом мы и поговорим.

Кисти для заливок. Заливки водой, крупные цветовые заливки фона. Письмо «по-сырому»

Прием заливки подразумевает большое количество воды в работе. Необходимо, чтобы кисть впитывала и отдавала воду с краской. Для этого подходят натуральные кисти из мягкого волоса белки, козы или пони.

Кроме этого нужно понимать: чем больше размер кисти, тем большее количество воды она способна перенести на бумагу. Когда выполняет заливка, чаще всего абсолютно не имеет значения, какой формы кисть, умеет ли она складываться в острый кончик и держит ли эту форму. Можно брать круглые, овальные или флейтсы — ваш выбор тут зависит от размера работы и той ее части на листе, которую нужно залить. Я люблю использовать дешевые флейтсы из козы, китайские кисти для каллиграфии (конь) или крупную белку.

Для такого типа работы не имеет смысла тратиться на дорогую кисть, ею вы не будете в полном смысле «писать».

Кисти для работы с объемными пятнами цвета, первоначальные слои

Это основная часть в любой работе: дальние планы пейзажей, массивы листвы, деревьев, вода, горы, поля, снега, крупные цветы, листья, предметы, архитектура.

Для такой работы хороши будут кисти с меньшим объемом ворса, чем в кисти для заливок, длиной примерно 1,5-2 см.

Также подойдут колонковые кисти, они хорошо держат форму и отдают воду (соответственно, и краску). Кроме того, колонковые кисти более долговечные, но и более дорогостоящие.

Кисти из белки более дешевые, но ворс более хрупкий, она быстрее выходит из строя. Качественную кисть можно отличить по форме волосяного пучка — при увлажнении водой он должен самостоятельно сложиться конусом.

Рекомендую обратить внимание на имитацию белки, это кисти нового поколения. Не стоит рассматривать имитацию как подделку. Способность кисти принимать и отдавать воду у имитации сохраняется, но ворс более крепкий, немного более упругий, что даже лучше — он сохранит форму мазка. Волос белки очень мягкий, он податлив и принимает форму мазка, зачастую это мешает прописать детали. Кисть имитации белки в этом случае куда более выигрышный вариант. Также можно рассматривать кисти из имитации колонка: стоят они дешевле, сохраняют свойства оригинального материала, но более долговечные.

Кроме натуральных кистей и имитаций на этом этапе работы вам могут понадобиться синтетические кисти такого же среднего размера.

Синтетика главным образом отличается способностью крайне мало принимать и отдавать воду. Это свойство стоит рассматривать не как недостаток, а как возможность писать те места, где уже есть достаточно воды и дополнительная просто сделает лужу. Также синтетика упругая и держит форму, ею хорошо писать аккуратные элементы и тонкости.

Советую пополнять набор своих кистей именно для этих задач. Кисти должны быть среднего размера и разного ворса, тогда вы всегда сможете найти подходящую и удобную в работе.

Кисти для тонких деталей, завершающих элементов, четкости изображения

Из всех блоков кистей, в этом нужно подойти к выбору наиболее обстоятельно: вам нужны тонкие кисти хорошего производства и качества. Экономить в этом случае не советую.

Если сравнивать материал (синтетика и натуральная), то предпочтение лучше отдавать натуральным материалам. У синтетических кистей маленького размера есть плохое качество: они распушаются спустя довольно короткий промежуток времени работы.

Ворс может быть обычной длины и удлиненный, такие кисти называются линеры или ригеры. Линеры помогают писать растительные элементы: траву, стебельки, тонкие стволы, волосы, шерсть, мелкие волны.

Для такой тонкой работы также хороши китайские кисти. Еще есть вид линеров с резервуаром, чаще всего они имеют неожиданную форму. Такие кисти хороши тем, что способны удерживать краску в резервуаре, и вам не придется постоянно макать кисть в палитру. Эти кисти встречаются довольно редко, за ними можно и поохотиться.

Неспецифические, неожиданные кисти в акварельной живописи

После определенной практики работы с акварелью становится понятно, что писать можно не только подходящими кистями из волоса белки или колонка, а даже кистями из другого профиля: кисти для масляной живописи, бамбуковые перья, брашпены, силиконовые кисти, имитация щетины, трафаретные кисти.

Чтобы разобраться, что может кисть, следует сделать упражнения прежде, чем вводить ее в работу. Попробуйте порисовать разные элементы, меняя угол наклона кисти и силу давления на бумагу.

Водные кисти, в которые можно налить воду, хороши на пленэре, потому что не требуют ополаскивая в банке, также их можно заправить жидкой акварелью.

Интересный прием дает использование кисти из жесткой щетины.

Ею хорошо получается создавать пейзажи и показывать бескрайнюю даль полей. Такой кистью следует работать по листу, заранее увлажненному водой или заливкой с пигментом, и брать на ворс только пигмент, практически не увлажняя кисть.

Уход и правила пользования кистями:

1. Несмотря на цену, которую вы платите за кисть, очень важно правильно за ней ухаживать. Одна из часто встречаемых проблем — это расшатывание обоймы, которое происходит вследствие неправильной сушки кисти после работы. Влажную кисть следует сушить только в горизонтальном положении, чтобы вода из волосяного пучка не стекала в обойму. Как раз из-за длительного и постоянного воздействия воды на деревянный держатель происходит его расшатывание и растрескивание лака, которым он покрыт.

2. Новую кисть следует обязательно замочить в воде и хорошо смыть клей с ворса, если таковой на нем есть. Не следует ломать ворс «на сухую», таким образом вы сломаете большую часть волосков, и кисточка будет «лезть» и пушиться очень быстро и много. Так можно испортить даже дорогую кисть.

3. Оберегайте кисти от падения. Каждое падение кисти — это приближение времени, когда из пучка начнет лезть волос. Волосяной пучок склеивается канифолью, которая застывает и становится похожей на стекло. При ударе канифоль трескается или даже осыпается, волоски из пучка начинают выпадать.

4. Синтетическая кисть иногда «пушится», в этом случае действенным может быть прием восстановления формы в горячей воде. Когда кисть теряет прежние четкие очертания, можно собрать ее в гладкий пучок таким образом: окунуть ворс в кипящую воду на несколько секунд (5-10 секунд). Этот прием дает кратковременный эффект и работает не со всеми видами синтетических кистей. На длительное время распушенную кисть уже не восстановить.

5. Помятый волос кисти — одна из неудобных проблем, которые могут возникнуть. Рисовать такими костями очень трудно, а вернуть им прежнюю форму практически невозможно. Для того, чтобы волос не мялся, кисть нельзя оставлять в банке с водой более чем за 30 минут. Кроме того, для дополнительной защиты кистей, которыми вы редко пользуетесь, перед тем как убирать их на хранение, обмакните волос в жидкое мыло. Оно будет держать острую коническую форму кисти.

6. Используйте специальные «дышащие» коврики и пеналы для хранения и переноски кистей, этим вы увеличите срок их службы. Пеналы должны быть такой длины, чтобы кисть полностью там помещалась, короткие пеналы для карандашей не подойдут. Обращайте внимание на жесткость материала тканевых пеналов — ему необходимо держать форму, чтобы волос кисти не мялся. Один из удобных и недорогих вариантов — бамбуковые пеналы: обеспечивают доступ воздуха и хорошо защищают кисти.

Кисти для акварели: от А до Я

Сегодня хочу рассказать о кистях для акварели.
Сразу оговорюсь, что четких рекомендаций здесь нет, так как каждый материал подбирается индивидуально.
Но чтобы правильно подобрать материал, нужно изучить его характеристики и особенности.

Строение кисти

Ниже представлено наглядное изображение строение кисти.

Нумерация акварельных кистей

Размер в миллиметрах, означает диаметр зажима у круглых кистей и ширину у плоских.

Плоские кисти как правило нумеруются только четными номерами.

Классификация кистей для акварели

Кисти могут классифицировать по форме ворса и по форме зажима (или обоймы, патрона):

По форме обоймы:

  1. Круглые кисти – обойма круглая по всей форме.
    Более универсальные кисти для акварели, ими хорошо прорабатывать рисунок и детали.
  2. Плоские кисти – обойма сплющена на конце.
    Хорошо подходят для широкий мазков и заливок, имитации природных фактур (камень, трава, листва).

По форме волоса:

  1. Круглые кисти с разными формами вершинки.
  2. Кисти-лайнеры.
    Разновидность круглых кистей, используются для тонких линий, надписей и мелких деталей, могут быть разной длины и формы, к ним относятся:
    а) Шрифтовые кисти (шлепперы)
    Имеет очень длинный волос. Требует определенных навыков в использовании.
    б) Риггер –кисть (страйпер)
    Похожа на шрифтовые, но имеет более короткий волос.
    в) Споттер-кисть
    Очень маленькая круглая кисть для миниатюрных работ.
  3. Контурные кисти.
    Разновидность плоских кистей, которые хороши для уверенных мазков и проработки контуров.
  4. Ретушные кисти.
    Плоская кисть со скошенным кончиком «под углом». Такой кончик позволяет изменять объем волоса, несущего краску – что позволяет делать плавные переходы и точные мазки.
  5. «Кошачий язык».
    Плоская кисть , имеющая красивую купольную форму волосяного пучка. Может выполнять функции и круглой и плоских кистей, в зависимости от наклона.
  6. Флейц кисть.
    Очень широкая плоская кисть. Предназначена для заливок и больших мазков.
  7. Веерные кисти.
    Являются разновидностью плоских кистей, имеющие негустой пучок в форме веера.
  8. Необычные кисти с рельефным кончиком.
    Кисти для истинных экспериментаторов.

Материалы, из которых делаются кисти

Условно кисть состоит из 3-х частей: волосяной пучок, обойма и ручка.

Как правило ручка делается из твердых пород древесины с никелированной обоймой. Также корпус кисти может быть полностью из пластика или металла (например, у складных кистей). В качестве эксклюзива (обычно в китайской живописи) для ручки могут использоваться различные минералы, нефрит, бамбук, керамика, слоновая кость и др.

По материалу волосяного пучка кисти можно поделить на натуральные, смешанные и синтетические.

Кисти из натуральных волос

  • Белка
    Самые известные всем кисти. Качественные кисти делают из волосков с хвоста белки, причем взятый вверху хвоста ворс гораздо ценнее. Кисть набирает много воды и долго ее удерживает. Такие кисти универсальны для акварельной техники, т.к. круглая форма с острым кончиком дает много возможностей.
  • Колонок
    Один из самых дорогих материалов. Ворсинки колонка у самого основания жестче и толще, а на конце мягче. Волос по сравнению с беличьим меньше набирает воды, но очень эластичный и упругий, удобный для мелкой детализации. Подходит не только для акварели, но и для других живописных техник.
  • Соболь
    Дорогой материал. Волос похож на колонок. Особенностью этих кистей считается их долговечность.
  • Пони
    Волос более жесткий и толстый по сравнению с беличьим, поэтому из-за большого расстояния между ворсинками кисти не так хорошо берут и отдают воду. Не собираются в конус. Широко используются в детском творчестве.
  • Коза
    В акварели – на любителя. Подходит для сухой акварели и создания фактур. Идеальна для каллиграфии. Волос мягкий, упругий, но плохо собирается в конус и хуже отдает воду.
  • Щетина
    Кисти изготавливают из ушного волоса свиньи. В акварели подходят для рисования по бумаге с грубой фактурой. В основном используются в масляной живописи.

Также есть кисти из волоса коровьего уха, куницы, енота, барсука, лисицы, верблюда, овцы и т.д. Для китайской живописи применяются диковинные для нас кисти из ворса зайца, медведя, волка, перьев курицы.

Кисти из смешанного волоса

Обычно собраны в оптимальной пропорции из натурального ворса (например, белки или колонка) и синтетического. На вид и в работе трудно отличить от натуральной.

Синтетические кисти

Мои любимые!
Изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и др. волокон. Отлично имитируют натуральный волос и собираются в конус с острым кончиком. Раньше считались менее долговечными, чем натуральные, но сейчас я с уверенностью могу сказать, что синтетические качественные кисти служат мне дольше натуральных!

Синтетической волос на основе нейлона жёсткий и не отдаёт воду, используется для масляной живописи и акрила, для акварели не подходит.

Для акварели подходит волос на основе сложных полиэфиров. Такие кисти легко собираются в пучок и очень эластичны.

Высоко ценится качество японских синтетических кистей. Для волокна на производстве используют метод вытягивания. Волос кисти не обрезается как в обычном производстве, а вытягивается под определённым углом. Такие кисти часто называют искусственным колонком. Также они устойчивы к едким жидкостям (клей, разбавитель и т.д.).

Лично я пользуюсь только синтетическими кистями, т.к. для меня очень важен вопрос этичности в сфере использования натурального меха, да и в работе я разницы особой не вижу.

Сейчас современные материалы не уступают по своим свойствам натуральным, и даже превосходят их. Поэтому выбор за вами.

Оцените статью
Скрапбукинг, вышивка, вязание и другие виды рукоделия